Все о религии, верующих и либералах по-научному

На модерации Отложенный

Клиническая типология синдрома «метафизической интоксикации»


С психопатологической точки зрения состояния «метафизической интоксикации» характеризуются непременным наличием двух категорий расстройств — сверхценных идей (о чем свидетельствует выраженная аффективная окрашенность интеллектуальной деятельности пациента и ее доминирующее значение во всей психической жизни) и односторонне усиленного влечения к познавательной деятельность (так называемого «духовного влечения»).

Клиническая типология синдрома «метафизической интоксикации» включает- четыре разновидности этого состояния, различающиеся степенью выраженности и различным соотношением между собой двух вышеупомянутых основных структурных компонентов этого феномена.

I. «Классический» вариант состояния «метафизической интоксикации» характеризуется равномерной выраженностью обоих его структурных компонентов — сверхценных идей с выраженной аффективной окраской интеллектуальной деятельности и односторонне усиленного влечения к познавательной деятельности. Сверхценные образования здесь представлены в своем наиболее характерном виде. Собственно идеаторный компонент выражается в принятии индивидуальной творческой переработке больными определенных этических, эстетических или философских взглядов, носящих характер особого мировоззрения. Содержание «метафизической интоксикации» находится в тесной связи с индивидуальными личностными особенностями пациентов, отвечает критерию «психологической понятности» и носит творческий, продуктивный характер. Участие односторонне усиленных «духовных влечений» проявляется в «страстности» отношения к своим увлечениям, в получении больными особого удовлетворения от их реализации. Клиническая картина данного варианта «метафизической интоксикации» весьма похожа на проявления нормальной пубертатной психики, связанные с формированием самосознания, появлением способности к логическому мышлению, рефлексии, стремлением к познавательной деятельности, потребностью в критической оценке окружающего и своего места в жизни. Однако, отмеченные особенности отличаются от психической деятельности здоровых подростков отсутствием лабильности, изменчивости содержания увлечений в зависимости от внешних причин, односторонне утрированным, однобоким, гротескным характером «моноидеизма».

2. «Аффективный» вариант состояния метафизической интоксикации» также как и «классический» характеризуется относительно равномерной выраженностью основных двух структурных компонентов. Однако главным и определяющим клиническую картину данного варианта «метафизической интоксикации» является преобладание интенсивнейшей аффективной насыщенности состояния. Собственно идеаторные разработки занимают здесь второстепенное место, интерпретативная сторона интеллектуальной деятельности больных сведена к минимуму. Обычно больные заимствуют общепопулярные идеи или чужие взгляды, но отстаивают их, как собственные, с выраженной аффектацией, с чувством убежденности в особой значимости и правоте своей деятельности. Содержанием «метафизической интоксикации» чаще всего бывают религиозные идеи, увлечение парапсихологией и другими оккультными областями знания; формирование мировоззрения наступает быстро, но типу кристаллизации, причем содержание идей больного обычно оказывается в явном противоречии с его прошлым жизненным опытом, прежними интересами и личностными установками. Односторонне патологическое усиление влечения проявляется в том, что все стремления и интересы больных концентрируются на одной цели, все их действия направляются на ее осуществление. Свидетельство преобладания аффекта над двумя основными структурными компонентами синдрома «метафизической интоксикации», при данном его варианте, является оттенок экстатичности, субпсихотичности состояния: больные заявляют о мистическом проникновении в суть вопросов бытия, о познании ими смысла жизни в период вдохновения.

3. «Аутистический» вариант состояния «метафизической интоксикации» характеризуется преобладанием сверхценных образований и собственно идеаторных разработок над компонентом «духовных влечений». Содержание «метафизической интоксикации» при данном варианте обычно бывает грубо оторванным от реальности, абстрактным по содержанию, с большим удельным весом аутистического и бредоподобного фантазирования: проблемы метафизики, «возникновения и цели мира и человечества», «проблемы элементов человеческой реальности» и другие оригинальные философские разработки довольно вычурного свойства. При данном варианте состояния «метафизической интоксикации» больные не стремятся к отстаиванию своих взглядов, не ищут сторонников своего мировоззрения, результаты интеллектуальной деятельности важны им лишь «для себя». Заведомая неосуществимость планов не тяготит больных. Эта особенность, кстати, отличает данный вариант синдрома «метафизической интоксикации» от паранойяльного бреда. Компонент влечения, как уже указывалось, не бывает здесь ярко выраженным. О его присутствии в структуре состояния свидетельствует то, что единственной целью и смыслом деятельности больных является получение «внутреннего удовлетворения» от самого процесса занятий.

4. Вариант состояния «метафизической интоксикации» с преобладанием компонента влечения характеризуется доминированием односторонне усиленного влечения к идеаторной деятельности над собственно идеаторными сверхценными разработками. Усиление влечения к познавательной деятельности выражается здесь в стойкой фиксации интересов больных на одной области знаний, причем она носит характер непреодолимости. Режим дня, контакты, выбор информации находятся в прямой зависимости от избранного рода деятельности; больные стремятся к созданию наиболее рационального распорядка дня с ограничением часов сна и отдыха, применением разнообразных форм физического- усовершенствования, способствующих, по их мнению, поддержанию «оптимальной психической активности. Патологический характер стремления к познавательной деятельности становится особенно наглядным, когда его содержанием бывает изобретательство. Такие больные тратят массу времени и стараний на изобретение «вечного» двигателя, полностью игнорируя при этом элементарные соображения здравого смысла, доводят себя до изнеможения. Сама конкретная деятельность приносит этим пациентам чувство «духовного удовлетворения», в то же время уровень знаний, элемент творческого подхода к избранному виду деятельности бывает крайне примитивным.

Каждый из клинических вариантов состояния «метафизической интоксикации» тесно коррелирует с разными по степени прогредиентности формами шизофрении и даже нозологической оценкой заболевания в целом. Так, «классический» вариант этого синдрома является наиболее характерным для больных, оцененных в рамках пубертатной декомпенсации шизоидной психопатии. Остальные варианты синдрома «метафизической интоксикации» наблюдаются при шизофрении с разной степенью прогредиентности. На основании оценки клинического варианта синдрома «метафизической интоксикации» в дебюте юношеской шизофрении можно с высокой степенью вероятности судить о прогнозе заболевания в этих случаях, то есть предполагать в дальнейшем и малопрогредиентное (вялое) течение процесса, либо расценить состояние «метафизической интоксикации» как начальный этап психотической формы шизофрении, и какой именно — приступообразной, параноидной или злокачественной.