Республиканская доблесть - выбор большего добра

На модерации Отложенный

"Политика - грязное дело" - поражает это твердое убеждение современных людей, граждан самых разных самых демократических стран - убеждение уже спокойное, с привкусом горького отчаяния, обреченности! Так говорят о лидерах, об элите, определяющих устройство и ежедневную деятельность общества. Это что означает - наше общество «грязное»? И люди в нем - если не все, то большинство - тоже «грязные»? Не может чистое общество (так называемое «гражданское общество») состоять из «грязных» людей и воспитывать в своих недрах и выбирать «грязных» политических лидеров. Речь идет не только о России, но странах, в которых - мы не сомневаемся! - сильное гражданское общество. И там еще много разной сильной настоящей демократии, которая порождает грязных политиков национального и международного масштаба. И тренд, судя по последним коррупционным и сексуальным скандалам, в сторону роста количества грязных политиков.
В какой момент своей жизни чистый ребенок становится «грязным» взрослым? Среди животных самое длинное детство у шимпанзе - 8-10 лет. Человек считается взрослым, как известно, в 18 лет. Какие необходимые в жизни навыки он осваивает эти последние годы детства, биологически уже являясь взрослым, половозрелым? Очевидно, что усваивает (и в теории, и на практике) законы жизни в обществе, социальные навыки, обычаи, моральные ценности. В результате становится или капитаном «Титаника», спасающим женщин и детей, или капитаном «Конкордии», спасающимся первым?
Большинство скажет, что моральные ценности воспитывают в человеке своим примером родители и учителя, умные книжки. Но мы отлично видим, что это не работает. Даже в такой высокодуховной и высокохудожественной стране, как Россия. Воспитанные в лучших семьях и лучшими учителями (даже в Царскосельском лицее) на прекрасной античной литературе (и литературе Возрождения античности), дети приходят во взрослое общество, которое не готово их принять и понять. Становятся в лучшем случае декабристами, «лишними людьми», Чацкими и Печориными, в худшем - Раскольниковыми.
Об этом несоответствии прекрасного чистого детского воспитания и грязной взрослой действительности - «Идиот», «Подросток» Достоевского, тысячи других замечательных книг. Но они лишь художественно описывают проблему, выявляют и заостряют. И формируют чувство безысходности.
Решение проблемы является простым и очевидным: необходимо восстановить тот механизм взрослого общественного устройства, работа которого привела к появлению у людей тех моральных качеств, которые то затухая, то опять ярко вспыхивая, во все века служат для нас примером человечности, честности, чести, достоинства, благородства, патриотизма, героизма, служения обществу, чистоты помыслов и дел. То есть восстановить механизм республиканской доблести.
О том, что это на самом деле очень просто, можно судить по тому, как легко и быстро происходит восстановление республиканской модели жизни в тех случаях, когда на людей не давят сверху госорганы, чиновники, демократические институты и законы. В экстремальных ситуациях лесных пожаров, разгула преступности, наркомании или незаконной вырубки леса - когда люди видят, что власть их бросила (много обещает и ничего не делает), люди сами прекрасно самоорганизуются, налаживают сами свою жизнь по тем правилам, которые даны им от природы, заложены в социальных инстинктах. Дружно тушат пожары, отстреливают бандитов, помогают слабым, лечат наркоманов, организуют митинги.
Даниил Гранин в своих воспоминаниях о ленинградской блокаде рассказывал о событии, поразившем его больше всего в то насыщенное трагическими событиями и подвигами время. Он пошел на замерзшую Неву за водой и увидел, что кто-то вырубил топором ступени в обледеневшем спуске к реке. То есть некий неизвестный житель Ленинграда не обратился, как положено, в райисполком (ЖЭК, военную комендатуру), не просил у власти это сделать, а САМ взял топор и САМ что-то сделал полезное для общества. Сегодня трудно поверить, что человека можно довести до такого беспомощного состояния, когда без разрешения начальника он боится шаг сделать, когда любая инициатива, движение души наказуемы, но это было.


Современные исследователи описывают республиканскую доблесть как ролевую игру, политическую арену для сражения самолюбий, репутаций, талантов (ораторского искусства в первую очередь), как некий античный «социальный лифт». Так оно и есть, но это лишь самая видимая, наиболее яркая часть, отраженная, например, в политическом манифесте республиканских Афин, в речи Перикла. Более полно понять республиканскую доблесть как образ жизни, как общественный механизм, создающий таких политиков как Перикл (и других не менее великих граждан Древней Греции и Рима) можно, рассмотрев принципы судопроизводства тех времен. Эти принципы затем легли в основу римского права.
Пример античного судопроизводства. В деле по спорному участку земли побеждал в суде не тот, кто принес документы, подтверждающие, что его предки еще в N-ском веке до нашей эры владели этим участком, и не тот, кто привел больше свидетелей, подтвердивших факт владения. Документы могли быть утеряны, а свидетели оказаться лжесвидетелями. Суд республики признавал иные доводы, более веские. Побеждал в суде тот, кто привел больше свидетелей, подтверждающих его репутацию честного человека, его доброе имя, добрый нрав и добрые дела (и что немаловажно, добрые дела его предков). Побеждал тот, кто принес больше пользы обществу (построил школу, больницу, помогал бедным, больным, сиротам). Соответственно - тот, к кому большее число людей испытывало благодарность и готово искренне ее высказать. И поддержать в судебном споре - поддержать не формально, а с чувством, эмоционально от души, ярким талантливым словом!
Получается, что тот, у кого выше репутация, созданная добрыми делами, по решению суда становился еще богаче, поднимается выше по социальным ступеням. Но подняться еще выше в общественном мнении, занять еще более почетное место на арене республиканской доблести этому благородному гражданину позволяет не богатство, а новые общественно важные добрые дела, которые он совершит благодаря возросшим доходам.
Аналогично судебной жизни протекала и политическая жизнь - в энергичных дебатах и словесных баталиях. Здесь много от театра - еще до того, как появился театр (и понятно, из чего он появился!). Республиканская доблесть - это народное социальное творчество! Творчество инстинктивное, а не по бумажке - это как народная песня, которая передается от праздника к празднику, от поколения к поколению, шлифуется тысячами исполнителей, а не проихотями и интригами чиновников. Все естественно, без писаных законов и Конституций. Разве мы сегодня играем свадьбу или празднуем Новый год по каким-то федеральным законам и ведомственным инструкциям. А ведь свадьба, если подумать - мероприятие более важное для каждого гражданина, чем выборы Президента! (Почему до сих пор нет закона о свадебном торжестве?! А почему Великобритания до сих пор живет без Конституции?).
Легко представить, как росли и воспитывались дети в этой атмосфере ежедневной борьбы за “большее добро”, ежедневной победы чести, благородства, высших ценностей служения обществу, Родине. С детства видели, как грязные политики, вороватые чиновники изгонялись из полиса, как их имена предавались забвению. Легко понять, как вчерашние юнцы становились активными гражданами, патриотами и героями.
Представление, что все это (республика и республиканская доблесть) - «было давно и неправда» - явное заблуждение. После веков «грязного» средневековья произошло Возрождение античных республик - в итальянских купеческих республиках, в Ганзейском купеческом союзе (куда входили Великий Новгород и Псков). Во все века республиканские ценности служили образцом, примером для молодежи, для новых героев. И сейчас, после всех смутных и грязных испытаний мы опять на пороге Возрождения. Республиканские революции происходят в России, на Украине, в арабских странах, они начинаются пока инстинктивно, неожиданно, спонтанно и вслепую, и поэтому пока заканчиваются вновь навязыванием демократии, выбором новых диктаторов, властью новых "грязных" чиновников и политиков…