Звездные глюки президента

 

Вспоминаю, как летом 2000 года до нашей кафедральной профессуры московские коллеги донесли волнующую весть: в Кремлевском дворце, во время торжественной встречи нового президента со столичным бомондом, на огромном экране транслировались цитаты из Ильина и Тихомирова откровенно-великодержавного содержания! Якобы у приглашенных либералов тогда от изумления отвисли челюсти, а у патриотов от радостного предвкушения затрепетали сердца. Это ж надо: ждали-ждали спасителя великой России, все глаза проглядели, а он пришел так неожиданно. Кто б мог подумать-то! Явился прямо «как тать в ночи», к великой радости тоскующих державников. Ну неужели, неужели… это он, отец родной!

Дальше, как мы знаем, началось дружное «вставание с колен», выстраивание «властной вертикали», мюнхенские речи, разоблачения агентов Госдепа и весь остальной комплекс державного преображения страны. Стало совершенно понятно, что в окружение Путина затесались мыслители и кудесники иного разлива, нежели те, что стояли у истоков либеральных реформ. При их непосредственном участии, судя по всему, из невзрачного чиновника, вылезшего из оголтелой либеральной тусовки, начали дружно лепить самодержца Всея Руси.

Я бы мог сомневаться в существовании такой политтехнологической комбинации, но Ильин и Тихомиров, извините, ни с какого бодуна просто так не появятся. Тут явно кто-то специально постарался, потому что не мог Владимир Владимирович нахвататься таких духоподъемных теорий ни в школе КГБ, ни у своих питерских приятелей, ни у профессора Собчака. Мне как-то трудно вообразить члена кооператива «Озеро», читающего Ильина. Да и сдается мне, что и сам Путин узнал о существовании этих философов только, скажем так, в зрелом возрасте. А тут на тебе: как гром среди ясного неба на общественность сваливаются Самодержавие с Православием. Казалось бы – ну и на кой они ему понадобились (я про Путина)?

Вначале разберем вопрос о кудесниках. Я еще раз подчеркиваю, что вся питерская братва могла надоумить Путина к принятию чего угодно - хоть культа Вуду, хоть веры в летающие тарелки, но только не пропахшей нафталином русской религиозной философии. От нее тогдашние либералы и нувориши шарахались как черт от ладана. И я охотнее поверю, что до избрания президентом Путин изучал тайны эскимосских шаманов, чем труды упомянутых авторов. «Торкнуло» его, похоже, либо перед президентским избранием, либо после оного. Как там оно все происходило в деталях, нам неведомо, но то, что без упомянутых кудесников дело не обошлось, я ничуть не сомневаюсь.

Мы как-то упустили из виду, что уже в конце 1980-х среди некоторых рафинированных интеллектуалов и деятелей культуры пошла мода на «богоискательство». Уже в начале 1990-х образовался целый религиозно-метафизический мейнстрим, повернувший часть столичного бомонда ко всяким духоподъемным теориям. Ссылаться на Бога, Провидение, Высшие силы стало в этой среде правилом хорошего тона. Это был такой отличительный признак, по которому, словно в масонских организациях, идентифицировали «своих». Излишняя, слишком выраженная приверженность рациональности была здесь совсем «не комильфо». С таких позиций любой либеральный интеллигентик с его самонадеянным «здравым смыслом» воспринимался как живое воплощение пошлости, духовной ущербности, умственной ограниченности и моральной деградации. Ничтожество, одним словом.

Стоит ли говорить, что с тех же позиций оценивалась и современная западная демократия, да и вся западная цивилизация в целом: кругом там духовная ущербность, кругом пошлятина, кругом умственная ограниченность и моральное разложение. Таков был идейный фундамент нашего державного патриотизма в его рафинированном, так сказать, варианте. Естественно, что в качестве первой задачи, определенной этими продвинутыми державниками, стало «спасение» России и русского народа от тлетворного влияния со стороны духовно ущербного Запада. Совершенно понятно, что эта почетная богоугодная миссия возлагалась на главу Российского государства. И как только такой глава появился, ему оперативно промыли мозги, раскрыв не без помощи Ильина и Тихомирова «высший» смысл его «исторического призвания» (вы еще не забыли, что Путин «спас Россию» и что нам его «Бог послал»?).

Почему я так уверен, что Путин повелся на эти духоподъемные теории? Ведь вполне бы мог и прикинуться (ему ли привыкать). Однако я абсолютно уверен, что в его мозгах действительно произошел переворот. Вы только представьте: не успел он занять президентский пост (еще тогда, в первый раз), как вдруг набежали всякие прорицатели с предсказанием грядущих великих дел. Потом вылезли какие-то экстрасенсы, заявив, что Путина «избрали» Высшие силы для спасения страны (вот так оно начиналось!). Тут же выбежали деятели культуры, усмотревшие в походке президента аристократическую выправку.

Все вместе взятое – «великие дела», «Высшие силы» и «врожденный аристократизм» - кому угодно могли снести крышу. Надо быть совсем неординарным и духовно зрелым человеком, чтобы выдержать целый поток такой изощренной лести. Но какая, скажите, духовная зрелость у заурядного чекиста? Сам факт вознесения на вершину государственной пирамиды уже может сильно пошатнуть неподготовленную психику.

А тут еще доброхоты с откровениями про Высшие силы. Любой психолог знает, что чем посредственнее человек, тем сильнее он ведется на лицемерные восхваления, тем более он внушаем и зависим.

Что бы ни говорили придворные льстецы, Путин совершенно не обладает какими-либо выдающимися качествами государственного деятеля. Но поддавшись на миф о своем «избранничестве», он приговорил себя на полную утрату адекватности. Я абсолютно уверен, что если бы вокруг Путина все эти духоносные мифотворцы не создали бы такой нездоровый ажиотаж, перед нами бы был обычный скучный чиновник – не великий, не ничтожный. Ну, так себе. Зато, возможно, совершенно вменяемый. Однако обильный поток духоподъемных теорий, окативший неокрепшее сознание президента, породил у него гипертрофированное представление о собственной исторической значимости.

Это нужно понимать отчетливо. Путин наверняка связывает свой приход (под влиянием внушений, конечно же) с началом новой эпохи в истории страны, а самого себя считает (опять же с подачи кудесников) не каким-то банальным «нанятым менеджером» (как в «гнилых» западных демократиях), а основателем нового Российского государства. Вот та главная идея, которую очень прочно вдолбили в его ординарные гэбэшные мозги. Нет никаких сомнений в том, что Путин ставит себя в один ряд с выдающимися государственными деятелями России. Ну, с Петром Великим, например. А может, считает себя еще круче (еще бы, ведь у него есть нанотехнологии!). В любом случае из такого сопоставления вытекает одно непременное условие – сохранение так называемой «исторической преемственности» в плане управленческих традиций. Ведь чтобы ставить себя в один ряд с Петром Великим, необходимо и самому быть в каком-то смысле… самодержцем. Да и как иначе может быть с тем, кого «избрали» Высшие силы? Так что какая тут, к чертям, демократия!

Короче, кудесники добились своего. Самодержавный миф для Путина – это такая же драгоценная игрушка, как и дорогие хронометры. Чего удивляться его пристрастию к роскошным вещам - царям как бы по сану положено купаться в роскоши. И если оценить нынешние нравы Кремля, то одеваться по-царски, жить по-царски, думать по-царски – это уже «комильфо». Конечно, золотую корону с драгоценностями Путин нацепить не может. Оно и понятно: живем, как-никак, в эпоху «либеральной пошлости», приходится идти на компромиссы. Но по мере сил наш президент, конечно же, сопротивляется «жалкой современности» во имя торжества славной самодержавной традиции: тайком строит себе шикарные дворцы, содержит огромную свиту, плюет на закон и на народное волеизъявление, устанавливает цензуру, поддерживает религиозных мракобесов. Осталось только правильно «воспитать» население, вернуть ему былое благоговение и трепет перед самодержавными символами. Кудесники и здесь стараются, как могут. К делу вовсю подключилась РПЦ и еще целая когорта новых путинских клевретов.

К чему я тут клоню? А к тому, что наше государство возглавляет человек, не просто утративший связь с реальностью (это еще как-то поправимо), а психологически поставивший себя в зависимость от этих самых Высших сил. Претендуя на роль их «избранника», Путин предъявляет нам свою «фартовость», и в таком ключе, похоже, осмысливает все, что происходит в стране. Ему ведь давно внушили, что он родился под счастливой звездой, и только поэтому с его приходом цены на нефть – на радость всем нам - стали расти как на дрожжах. У меня есть подозрение, что с такими мыслями наш президент подходит и к проблеме грядущего кризиса. Ведь он, похоже, уверен в том, что и кризис насылается оттуда – из иных миров, но ему - как «избраннику» - тут будут даны определенные послабления. Мне кажется, он уверен в том, что «безбожный» Запад неминуемо настигнут кары небесные, а Россия будет держаться до тех пор, пока у нее такой «фартовый» государь. Нам ведь уже популярно объяснили, что России без Путина придет кирдык. И не потому, что он такой умный и компетентный руководитель (тьфу, что за либеральная пошлость!), а именно потому, что он «фартовый», что он «избранник».

Не сомневаюсь, что Путин в это искренне поверил. Было бы иначе, не рвался бы он с таким упорством на второй срок. Похоже, теперь он метит в мировые лидеры, полагая (точнее, подчиняясь внушению), будто мир стоит на пороге наступления какой-то очередной исторической Эры. Не удивлюсь, если по его прогнозам «гнилой» Запад должен будет пасть со дня на день, и что будущее планеты – исключительно за такими «избранниками», как он.

Правда, невеселая участь некоторых «избранников» с Ближнего Востока несколько омрачает картину. Но какое святое дело без мучеников? Возможно, Путин свое будущее представляет как-то иначе. Если собственного воображения не хватит, кудесники помогут. Крышу они ему уже снесли, однозначно. А вот с обществом, что-то мне подсказывает, у них выйдет промашка. С обществом ребята просчитались. Но это уже тема другого разговора.

Олег Носков