Трехкратный олимпийский чемпион по борьбе и депутат Годумы РФ Александр Карелин поделился с «МН» своим мнением о подготовке в Олимпиаде-2014, допинге и провале наших биатлонистов.
- C момента смены руководства в Олимпийском комитете России прошел год. У вас нет ощущения, что профессиональных управленцев в спорте за это время cтало меньше?
- Все изменения в структуре ОКР не носили злободневного характера. По моему убеждению, структура организации была раздута. Больше места для самореализации надо было давать спортивным федерациям, а на себе замыкать пропаганду, олимпийское образование и представительство в МОК. Тот факт, что сейчас ОКР наполняется управленцами вообще, а не от спорта, очевидная ошибка. Но где нам набрать столько профессионалов, чтобы управлять спортивной отраслью? С другой стороны, спортивные чиновники и управленцы могут быть разными. Например, неоценима роль бывшего президента Федерации волейбола России Николая Патрушева, ныне возглавляющего попечительский совет. Этот человек никогда не был спортивным функционером, но сделал очень много для нашего волейбола.
- Причина неудачного выступления наших биатлонистов в этом сезоне - «непрофильные специалисты» в Союзе биатлонистов России?
- Я всегда высказывался за то, чтобы спортом управляли профессионалы. Если же касаться биатлона, то с приходом нового руководства в этой федерации получилась ситуация на подобие игры «тяни – толкай». Мне кажется, что надо было полностью довериться новой команде, в том числе и тренеров, и не лишать их права на ошибку. А вышло так: старых специалистов отодвинули, включая нашего легендарного Александра Тихонова, а новым, в отсутствии быстрых результатов, стали бить по рукам. В результате СБР оказался заложником своих же половинчатых решений. Это привело к сумятице и в головах спортсменов. Вместо того, чтобы сосредоточиться на подготовке, ребята оказались вовлечены в около спортивную борьбу. Слишком о многих посторонних вещах заставили думать спортсменов накануне домашнего чемпионата. Выступать на родном стадионе – и так колоссальная нагрузка, а здесь попутно им пришлось разбираться, кто прав, кто не прав, кто над кем стоит. Я, конечно, не специалист, чтобы анализировать ситуацию досконально, разбор полетов сделает руководство СБР. Но мне кажется, что, наивно было полагать, что придет Прохоров и заставит лыжи быстрее ехать, а винтовки метко стрелять. Как? Деньгами? Вновь пришедшие в СБР оказались на распутье, что вынудило экспериментировать и искать. Сосредоточившись на скорости, качестве стрельбы, лыжного хода, возможно, были упущены базовые хрестоматийные моменты.
- В последнее время в СМИ много говорится о домашней Олимпиаде в Сочи, а грядущие летние Игры в Лондоне остаются в тени. Складывается впечатление, что они не особо нужны нашим властям.
- Ажиотаж по поводу домашних Игр понятен. Наверное, этим и обусловлен тот перекос, о котором вы говорите. Хотя наши команды, в частности по греко-римской, вольной и женской борьбе, готовятся по графику. А то, что мало пишут и говорят о подготовке к Лондону, зависит не от спортсменов. Не выходить же представителям летних видов спорта на площади и бить себя в грудь, привлекая внимание. А между тем, в Лондоне будет очень сложно выступать. Но объективные медальные надежды, я связываю с нашими традиционно сильными видами, прежде всего, с борьбой.
- Накануне пекинской Олимпиады и в последующих сезонах наши сборные потрясли громкие допинговые скандалы. Но, несмотря на бурю эмоций, отношение к спортсменам, уличенным в применении допинга, не изменилось, а Госдума РФ отказалась ввести уголовное наказание за допинг. Почему?
- Наша судебная система несовершенна, и именно поэтому я считаю, что мы не готовы вводить уголовное наказание за применение допинга.
Ведь при таком раскладе, завтра у нас будут давать срок и за применение фуросемида. Сначала нам надо откорректировать судебную систему, сделать ее по-настоящему независимой и автономной во всех отношениях, и только потом заводить речь о жестких критериях ответственности за допинг. Я полагаю, что и сейчас для любого тренера, врача и спортсмена, особенно для спортсмена, учитывая, что спортивный век недолгий, сама по себе дисквалификация за допинг – уже большая трагедия и серьезное наказание.
- Оборот допинговых средств в России в несколько раз превышает оборот наркотиков. Тем не менее, борьбой с распространением наркотическим средств занимаются спецслужбы, а борьба с допингом возложена на плечи федераций.
- По-моему, самое эффективное средство борьбы с допингом – неучастие. Не надо предлагать спортсменам запрещенные препараты, а спортсменам их не принимать, сдавать пробы и не париться по этому поводу. Насколько мне известно, российская антидопинговая лаборатория оборудована по последнему слову, там грамотные специалисты.
- Не слишком ли мы перебарщиваем с призовыми в спорте? Машины, солидные премиальные за Олимпиаду в то время, как, к примеру, в Скандинавских странах, ограничиваются чуть ли не устными поощрениями.
- Машина, деньги – все это так. Но ребята отстаивают престиж страны, а все остальное сопутствующие истории. Заслонять машиной или призовыми ту часть жизни, которую спортсмен потратил, добиваясь титулов олимпийского чемпиона или чемпиона мира, нечестно и неправильно. Это не полностью компенсирует то, что происходило с тобой за время спортивной карьеры. Единственное, что меня коробит – разговоры, мол, вам сегодня столько платят, поэтому вы должны лучше выступать. Ни один по-настоящему здравый руководитель или тренер не будет противопоставлять одно другому. Можно и самолет в подарок пообещать, но это отнюдь не гарантия того, что все спортсмены станут чемпионами.
И еще. Устные поощрения, признание успехов из уст первых лиц не менее важны, чем подарки и призовые. Но я полагаю, что все эти перекосы уйдут, когда мы придем к нормальной модели и перестанем заниматься саморазрушением. Не будем отказываться от того, что было достигнуто в советские времена, от людских ресурсов, методик подготовки, системы отбора, переподготовки кадров, которой сегодня практически нет. Понятно, что это займет не день, не год. Премии пусть будут, но не это главное. Главное подвести под эти премии систему, усовершенствовать ее и двигаться вперед. Деньгами мы никого не спалим, потому что это не отменит конкуренцию. Другое дело, что у нас еще не развиты в спорте институты – спонсорства, страхования, потому государство и покрывает эту «недостачу».
- Нужна ли нам победа в Сочи любой ценой?
- Нет.
- Как отразится на нашем спорте тот факт, что у многих зарубежных специалистов после Олимпиады в Сочи закончатся контракты, а натурализованные спортсмены уедут домой?
- Я противник натурализации спортсменов. В шорт-треке, баскетболе или других видах спорта. Я не ханжа, не ура-патриот, но почему-то так выходит, что мы с легкостью даем гражданство иностранцам, но при этом не можем выдать паспорт соотечественникам, по тем или иным причинам решившим вернуться в страну. Не первый год длится история с Марией Евгеньевной Филатовой – гимнасткой, которую называли «Чудо с косичками». Оказавшись в США, она до сих пор не может получить российского паспорта. Не думаю, что с отъездом иностранных специалистов, которых в нашем спорте не так много, что-то кардинально поменяется. Надо готовить своих тренеров и спортсменов, потому что это усиливает внутреннюю конкуренцию. Благодаря ей спортсмены становятся сильнее на международном уровне, добиваются результатов, пропагандируя свой вид спорта. Происходит новый приток, огранка, и в итоге появляются те бриллианты, которые сияют на весь мир, стоя на высших ступенях пьедестала.
Комментарии
Действительно, а зачем Вы это делаете? Своих чемпионов надо растить!
"Я противник натурализации спортсменов. В шорт-треке, баскетболе или других видах спорта. Я не ханжа, не ура-патриот, но почему-то так выходит, что мы с легкостью даем гражданство иностранцам, но при этом не можем выдать паспорт соотечественникам, по тем или иным причинам решившим вернуться в страну. Не первый год длится история с Марией Евгеньевной Филатовой – гимнасткой, которую называли «Чудо с косичками».
Надо готовить своих тренеров и спортсменов, потому что это усиливает внутреннюю конкуренцию. Благодаря ей спортсмены становятся сильнее на международном уровне, добиваются результатов, пропагандируя свой вид спорта. Происходит новый приток, огранка, и в итоге появляются те бриллианты, которые сияют на весь мир, стоя на высших ступенях пьедестала."
Абсолютно здравые вещи. Вот только почему-то реализуется всё наоборот, или, как в известном анекдоте, через анус...
Может быть он и был раньше великим спортсменом, но эти его слова - слова чиновника, но не спортсмена. Увы.
Если так действительно думает большинство из его свиты, то на нашем отечественном спорте можно ставить крест.
Нам? Вам? Им? "Нам - это кому?"
Россиянам, спортсменам, чиновникам от спорта, политической ... элите?
А, есть ли реальная возможность получить эту "победу" после сокрушительного поражения на последней зимней олимпиаде?
Может это уже маневр чиновника от спорта (если автор представляет эту категорию в данной публикации)?
Это что?
Примерно так же должно быть и в спорте, только в спорте сложнее и дороже. А десять тысяч мудков крысятничают, сколько хотят