Выбор миропонимания (ответ атеиста)

На модерации Отложенный

Заглянул на страницу "Узнаёте себя?"
http://gidepark.ru/content/1435974?digest
Там несколько православных дам обсуждают карикатуру.
Ждут, что вот сейчас атеисты набегут:
- Ага! Сейчас слетятся и понесётся!
Решил ответить дамам одной из глав моего "Краткого религиоведения от атеиста"

Выбор миропонимания. Как говорится: «жизнь прожить – не поле перейти». Жизнь сложна и многообразна – и жестока порой, но и радостей немало доставляет. Радость даже от самого по себе факта твоего существования. Родиться, войти в этот мир – это уже счастье! Ведь могло бы, мол, оказаться, что и не родился бы я, и не познал бы тогда этот мир, такой чудесный! Но с другой стороны, человек живёт всю свою жизнь с осознанием того, что она конечна, что обязательно наступит момент, когда придётся ему покинуть этот мир, уйти в никуда и навсегда.

Ощущение конечности жизни – это один из факторов, определяющих выбор мировоззрения, миропонимания. Принятие для себя какого-либо миропонимания нужно человеку для помощи в получении морального удовлетворения от своей собственной и единственной жизни и деятельности в ней. Этот фактор един для всех, почему же люди приходят к разному выбору?

Герой одной из новелл О.Генри говорит: «Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу». Хотя этот герой отрицательный, это неважно – утверждение это принадлежит писателю, он лишь вложил его в уста героя своей новеллы. Один из основных моментов в выборе миропонимания – разница в типе мышления, или, если по О.Генри – «то, что внутри нас».

Выделяют пять основных типов мышления: идеалистический, иррациональный, рациональный, аналитический, синтезирующий. Обычно в человеке комбинируется два типа, чаще всего бывают такие сочетания: идеалистический с иррациональным, рациональный с аналитическим, аналитический с синтезирующим. Именно тип мышления во многом предопределяет склонность человека к религиозности или к её отторжению. Психофизиологические исследования говорят, что тип мышления конкретного человека – это, в основном, результат его индивидуальной физиологии, определяющей для него правополушарный или левополушарный тип мышления, что, в свою очередь, определяется, например, разницей в распределении нейронов и межнейрональных связей между левой и правой височными долями. Приводятся такие примеры: «После тотального удаления менингеомы правого полушария поэт потерял способность к поэтическому творчеству, несмотря на полное выздоровление без каких-либо дефектов в сфере обыденного мышления и речи. Математик с опухолью в правой теменно-затылочной области утратил способность к оригинальным решениям задач при полной сохранности логического мышления», Вадим Ротенберг, «Психофизиологические аспекты изучения творчества».

То есть, вернувшись к нашей теме о религиях, можно сказать, что вера в бога или неверие в него – это в немалой степени физиология, заложенная при его рождении.

Но есть ещё очень важный момент. Мышление, способности и даже личность человека определяет также то, что Наталья Бехтерева называет «химией головного мозга». Что-то в этой химии куда-то сместилось – и человека к вере в Бога потянуло, стал молиться, с Богом разговаривать, сместилось более – стал голос Бога слышать, ещё более сместилось – стал утверждать, что он и есть Бог, Иисус Христос – Второе Его Пришествие (есть такой среди моих религиозных знакомых, хотя во всём остальном он вроде бы совершенно адекватный человек). Если ты разговариваешь с Богом – это молитва, если Бог разговаривает с тобой – это вот и есть сбой в химии.

Конечно, для каждого человека формирование его личности – вещь сугубо индивидуальная, зависит от множества причин и жизненных обстоятельств. Но вряд ли правильным будет отрицать тот факт, что как поэтические, музыкальные, математические и прочие способности человека во многом определяются типом его мышления, с уклоном в чувственную или в логическую сторону, а также его способностями, заложенными на генетическом уровне, так и его склонность, например, к принятию трансцендентного, иррационального, в немалой степени определяется этими же причинами.

С таким утверждением значения физиологии в формировании личности элементарно соглашаются обладающие рациональным, аналитическим, синтезирующим типами мышления. Но вряд ли мы встретим много согласных с этим среди тех, у кого тип мышления идеалистический, иррациональный. Своё религиозное миропонимание объявляют некой высшей особостью, данной им свыше – не раз приходилось слышать: «вам не суждено понять, что такое вера, не дай нам Бог пустоты этой ледяной...». На этот эмоциональный всплеск от верующего человека приходится в таком же духе ответ им давать: «Вот она гордыня-то где – один из смертных грехов. Вера ваша нужна вам для самолюбования, для причисления себя к чему-то высшему, «божественному». Естественно, с принижением тех, кто к вашей «вере» не приобщился».

По их мнению, мы плохи, неполноценны, а по религиозной идее, которую они принимают – достойны за это осуждения и наказания тем божеством. Мы же разницу в нашем с ними миропонимании объясняем причинами, для них не обидными – таланты у нас в этом разные, что ж тут такого – бывает. Это как, например, у двух талантливых писателей – одному проза хорошо даётся, другому – поэзия, но мы же на этом основании не говорим, что один хуже другого. Как существа, мы все одинаковы, у нас лишь разные склонности и способности, разная степень приятия иррационального. Не это определяет «хорошесть» или «плохость» человека. Но это уже другой разговор.

.