Условия приобретения оружия. Современная Ситуация.
Прежде всего речь пойдет о механизме, который сейчас контролирует оборот гражданского оружия в Российской Федерации. Называется он – лицензионно разрешительная система. Мое мнение – это отлаженная работоспособная структура милиции, действующая, эффективная, более того, скажу парадоксальное – в современных условиях она в чем-то превосходит полицейские системы, регулирующие оборот оружия в других государствах, и этим мне нравится. Объясню почему.
У многих еще в памяти трагедия в Технологическом университете Вирджинии в США, когда южнокорейский студент Чоу Сын Хи из двух пистолетов убил 33 человека, более 30 ранил. Прекрасный аргумент для противников продажи оружия гражданам, причем во всем мире. Возражу – в условиях нашей разрешительной системы, при гипотетической возможности приобрести пистолет, Чоу Сын Хи никогда не смог бы этого сделать. Первой стадией процедуры его получения в нашей стране является получение справки из психиатрического диспансера. Как правило, сюда входит проверка, не состоял ли человек на психиатрическом учете, не имел ли ограничений к воинской службе по причине психического заболевания, а также непосредственная беседа с врачом-психиатром. В случае каких-то сомнений, а также невозможности проверить прошлое – следует более углубленное обследование. Известно, что Чоу Сын Хи наблюдался у психиатра, принимал антидепрессанты, по свидетельствам окружающих – был человеком замкнутым, до автоматизма монотонным, со вспышками агрессии и непонятного поведения. Любой, кто хотя бы поверхностно знаком с психиатрией – заподозрит в данном случае признаки шизофрении, а опытный врач легко их распознает. То есть, человек лечится от психического заболевания, это не мешает ему приобрести современный и мощный пистолет «Глок-19» и пустить его в ход против невинных людей. В России при существующей системе контроля это было бы крайне маловероятно.
Медицинский контроль включает еще и справку наркологического диспансера, не состояли ли вы там на учете. Если вы алкоголик или наркоман – ваши шансы получить в руки оружие опять же падают до нуля. Ну и конечно же медкомиссия, которая должна выявить общие заболевания, при которых владение оружием не допускается. Как правило, если у вас нормальное зрение, на месте руки и ноги, поводов пообщаться с невропатологом нет, проще говоря вы здоровы – эта процедура протекает достаточно быстро и формально.
Предположим, что мы с вами абсолютно здоровы и успешно преодолели медицинские барьеры на пути к оружию (об этом я писал в предыдущем посте). Приступим к преодолению барьеров милицейских.
Далее у нас следует проверка условий хранения оружия. Обязательное требование сейфа определенной конструкции, определенным образом закрепленного, а в некоторых случаях и дополнительных средств защиты кому-то может не нравиться, вызывает лишние хлопоты и денежные траты, не дает при необходимости дома быстро воспользоваться оружием для самозащиты – но… таковы требования закона, с этим приходится считаться.
Зато – снижается вероятность несчастного случая с близкими, а также возможность кражи. Проверяет условия хранения ваш участковый. Он же обязан уточнить, что вы вообще за человек, как характеризуетесь среди окружающих – вдруг вы отъявленный хулиган или темный алкаш. Многое тут выходит на уровень личного общения – но как правило, если вы человек приличный, ни в чем предосудительном не замечены, свои права знаете, требования по хранению соблюдаете – проблем у вас не возникнет.
Далее сдаем пакет документов в лицензионно-разрешительный отдел нашего районного отделения милиции, там следует еще одна проверка которой мы не увидим. Нас будут проверять по базам данных и картотекам МВД на предмет конфликтов с законом. Если у нас были судимости за тяжкие преступления, за преступления связанные с насилием, если мы состоим под следствием – оружия мы не получим. Некоторые виды, например нарезное – скорее всего не получим при любой судимости, пусть даже давней и погашенной. Если же наша биография чиста – проблем опять же не будет.
Что мы имеем в итоге: бюрократическая система проверок, которая, с одной стороны, для нормального человека преодолима и не очень сложна, с другой – достаточно эффективный фильтр, который в подавляющем большинстве случаев отсеивает тех, кому оружие давать в руки опасно. Эта же система исключает и некоторые возможности использования приобретенного оружия в криминальных целях. В частности, нарезное оружие проходит контрольный отстрел, образцы пуль хранятся в пулегильзотеке, если из приобретенной в магазине винтовки ее владелец кого-то издалека грохнул – его быстро найдут по пуле и отправят куда следует. Также в лицензионно-разрешительной системе решены вопросы сроков хранения оружия. Если заканчивается срок разрешения – вам заранее автоматом придет предупреждающая повестка, если все же просрочили – к вам придут домой, изымут оружие на реализацию, вас же оштрафуют и больше разрешения вам не видать. Не нарушайте. Оружие подразумевает ответственность и серьезное к нему отношение. То же самое и при смене владельца, и при наследовании – если хозяин умер, оружие изымут на хранение, оформляйте разрешение на себя – вам все вернут. Другое дело что в реальном мире обычно дела обстоят сложнее, если, допустим, у дедушки была редкая и дорогая двустволка – могут и заиграть… Вопросы наследования лучше решать заранее, да и вообще лучше избегать ситуаций, когда оружие может быть изъято.
Но в целом – современная лицензионно-разрешительная система вполне успешно осуществляет контроль за оборотом гражданского оружия в Российской Федерации. Оружия самообороны – газового, бесствольного, травматического, длинноствольного гладкоствольного. Оружия охотничьего, как гладкоствольного, так и нарезного. Оружия спортивного. Оружия наградного, в том числе и от лидеров иностранных государств. Ничего удивительного – вдруг у вас есть особые заслуги перед республикой Зимбабве, ее президент прислал вам в подарок именной пистолет и соответствующую наградную бумагу… Вы вполне сможете пройти необходимые формальности, хранить и носить такой подарок, правда передать наследникам не сможете.
Считаю, что точно так же наша система могла бы контролировать и оборот гражданского нарезного короткоствольного оружия. Тем более, что нагрузка по контролю оружия травматического с нее сразу свалится.
Комментарии