Продолжим о пенсиях

Суть проблемы в том, что мы сегодня фактически, как ощущает большинство граждан, живём по старой, сохранившейся ещё с советских времен пенсионной системе: работодатели уплачивали единый социальный налог (ЕСН), сейчас он снова заменён на их же взносы в социальные фонды – пенсионный, медицинского и социального страхования. Из собранных средств выплачиваются, в частности, пенсии лицам, достигшим пенсионного возраста. Это распределительная система или система солидарности поколений: работающие кормят пенсионеров.

Проблема для граждан видится с одного боку: выплачиваемые пенсии малы. С большим трудом, благодаря усилиям Татьяны Алексеевны Голиковой в бытность её министром здравоохранения и социального развития, коэффициент замещения, т.е. отношения средней пенсии к средней зарплате был повышен до 35% при международно рекомендованном минимуме 40%. В странах ОЭСР, т.е. развитых, среднее значение этого коэффициента – 57%. А у нас до подвига Голиковой он составлял 25% и норовил снизиться ещё больше.

С другого боку, а именно государства, проблема выглядит иначе: поступления в пенсионный фонд падают, поскольку сокращается число работающих, кроме того, 22 млн. самозанятых сами ничего не вносят и за них никто не вносит деньги в пенсионный фонд. И ещё расчёты по зарплате в конвертах, минуя ведомость, как раз с целью снизить расходы на уплату налогов. Развитие рыночной экономики предполагает, что разные процессы сокращения поступлений в пенсионный фонд будут усиливаться. И это не обязательно кризис, это может быть следствием развития инновационной экономики, процветания малого бизнеса.

Кризис на самом деле испытывают пережитки советской системы. Мы привыкли, что пенсии платит государство, платит всем, кто вступил в пенсионный возраст. И пенсии начисляются как зарплаты, с льготами, надбавками, снижением пенсионного возраста за вредные условия труда и заслуги перед государством. Да и это имеет отношение на самом деле не ко всем трудящимся, а к наёмным работникам. Но сейчас иная ситуация, с ней надо считаться. Если детей рожаем мало и они не могут нас содержать, когда они работают, а мы уже состарились, то надо менять систему поддержания пожилых и нетрудоспособных, чтобы большинство из них сами накапливали средства на свою старость и, вступая в трудовую жизнь, уже начинали откладывать. Для общества их средства могли бы образовать масштабный фонд накопления, в котором большинство граждан стало бы инвесторами и в преклонном возрасте получало бы доходы от своего капитала. Такая система была заложена в концепцию пенсионной реформы 2001-го года.

Сейчас мы хотим разрушить те её начала, которые были созданы тогда. Вместо того, чтобы продолжать задуманное дело и доводить его до конца.

Не надо этого делать!

Вопрос об обязательных или добровольных взносах в пенсионный фонд.

Во-первых, обязательность только для наёмных работников и, я считаю, в доле с работодателями. Обязательный взнос небольшой и выдерживать международный уровень коэффициента замещения нет строгой необходимости. Предприниматели, самозанятые откладывают средства добровольно, государство может поощрять сбережения, но не в состоянии брать на себя ответственность за обеспечение в старости. Обязательный взнос важен, чтобы приучить граждан к личной ответственности. Но задача государства состоит в том, чтобы зарплата большинства граждан по своему размеру позволяла эти взносы делать.

Сейчас у нас зарплата низкая, особенно в бюджетном секторе. Надо её повышать, чтобы стимулировать переход к пенсионным взносам, а также к оплате полиса медицинского страхования и к покупке недорогого жилья за ипотечные кредиты в массовом масштабе.

По сути это как раз и означало, что гражданин становится инвестором. Но чтобы подобные меры были благожелательно восприняты, размеры повышения зарплаты должны содержать превышение этих нужд.

Вот тут вопрос, где брать деньги? Конечно, нужен рост производительности, это ясно. Но дело в том, что сами эти меры поддерживают её рост. Так, более высокая зарплата стимулирует высвобождение рабочей силы и внедрение инноваций. Кроме того, более высокая зарплата у врачей и медиков, других категорией людей с низкими доходами способствует сокращению неравенства в обществе, содействует росту взаимного доверия и солидарности. Речь идёт о создании новых институтов, присущих новому обществу. Поэтому и государство должно откладывать и инвестировать средства в создание этих институтов. Например, можно трансформировать Фонд народного благосостояния, ныне управляемый ВТБ, в целевой капитал (эндаумент) Пенсионного фонда. Это не значит, что мы его заморозим. Из него можно инвестировать капиталы. Надо искать и другие источники. И даже «подпечатывать», если потребуется, ибо речь идёт о крупных институциональных реформах, наращивающих спрос и деловую активность.

http://www.liberal.ru/articles/cat/5804