Сближение Турции с Израилем

Разворачивающаяся драма напоминает Ближний Восток в 1960-х или 70-х. На этот раз, волны арабских беспорядков бьются о берега неарабских соседей: с Египтом происходят огромные изменения, Ливан на зыбкой почве и, конечно же, Сирия, ближе день ото дня к краху. Это последнее беспокоит более, чем что-нибудь еще, если мы рассмотрим волнения прошедших двух лет от Магриба до Машрика.

«Неясно, что будет потом, учитывая характер смешанной и раздробленной оппозиции. Все, что мы знаем, что на судьбе Сирии висит судьба самого взрывоопасного региона земли», - написал корреспондент  Джонатан Фридланд из "Гардиан".

Возгорание усилится в не слишком отдаленном будущем. В отличие от бывшей Югославии, Сирия не желает быть взорванной внутрь, она хочет взорваться наружу – таково общее мнение в Вашингтоне. Учитывая дьявольский, убийственный характер правления, связанного с династией Ассада, его коллективной памятью и ее хорошо проверенные способы формирования политики, основанной на страхе и терроре  -  совершенно естественно, что многое рикошетом разлетится по всем окрестностям - не если, а когда это произойдет.

Сейчас уже люди постепенно приходят к пониманию, что если клан Асада будет реально уничтожен, то произойдут очень глубокие изменения.

«То, что началось при Насере в Египте или при Ататюрке в Турции - закончится на Асаде. Будет свергнут режим, который подавляет местные и этнические различия во имя национализма, культово  сосредоточенном на лидере. На его место сначала придет хаос сотен новых партий и еще большее количество посредственных политиков. Но в конечном итоге он проложит путь для постдиктатурного Ближнего Востока, места, где правители будут приходить и уходить не в силу их способности использовать проблемы как ходы в геополитической игре, а напротив – их решать.

Если эти прогнозы верны, тогда то, что может быть сделано двумя ключевыми странами в регионе, соседнем с Сирией, а именно Турцией и Израилем, требует хорошей разработки. С течением дней, этот вопрос превратится в центральный. Эти две страны больше, чем любые другие актеры, ощущают все большее давление. По мере того, как они его чувствуют, они приходят к пониманию, что их интересы сближаются, поскольку они являются двумя стабильными демократиями в регионе.

Последние дни принесли новое измерение, которое объединяет двух старых союзников и новых врагов, на общей проблеме: крушение старого порядка в Сирии, что является реальным и необратимым.

Если, по оценке аналитиков,  Асад стремительно теряет контроль над территорией (а именно - около 70% в настоящее время, после отступления из курдского северо-востока), что стало заметно на периферии Сирии – это потребность в соответствующем быстром, эффективном мышлении. Независимо от того, правдивы ли данные турецкой разведки о том, что Башар Аль Асад приказал курдской рабочей партии (КРП) на турецкой границе вооружить курдов, Турция сталкивается с новым этапом, означающим, что сирийские курды теперь выступили, чтобы объявить свободную зону.  Это безусловно, означает также, что КРП, действующая в иракском Курдистане,  предпримет попытку распространения своей смертоносной борьбы вдоль 910-километровой сирийско-турецкой границы. Таким образом, как правительство КРП в Турции будет управлять мирной интеграцией сирийских курдов в новую Сирию, устраняя дестабилизирующий фактор воздействия КРП, является огромной проблемой.

Подобные проблемы относятся и к Израилю, с  его смертельным архиврагом  - «Хезболлой» на северной границе. Независимо от правдивости израильских разведданных о том, что Асад находится на грани передачи  части своего химического оружия в этот район -  это, безусловно, достаточно тревожно.

Вы можете видеть, что приближение распада баасистского государства увеличивает  бремя Израиля и Турции, угрожает их стабильности, но что более важно - требует весьма тесного сотрудничества.

И тем не менее, эти два мощных, демократических, ключевых союзника перестали разговаривать друг с другом.

Анкара со всей озабоченностью осознает тот факт, что изменения в Ираке и Сирии могут означать изменение политического статуса курдов этого региона.

Поэтому она балансирует  между борьбой против курдского террора и оказанием содействия в координации усилий по одержанию победы над курдами с помощью изменения режима. Поэтому она все больше полагается в своих усилиях на региональное правительство Иракского Курдистана и его лидера, Масуда Барзани, передав ему ключевую роль  формирования нового порядка в период после Асада. Избиратели КРП и реформистские круги поддерживают эти нюансы политики. Анкара - пока - остается ближе к реальности

В Израиле царит настроение шокирующего безразличия, как на уровне политическом, так и социальном. Израильская общественность остается в стороне и не задумывается об изменениях, которые происходят вокруг них.  Анализ последних новостей в Нью-Йорк таймс помог выявить печальный факт, что для Израиля главное – это его безопасность, без малейшей необходимости пересмотра своей старой, неэффективной политики.

Юваль Зиссер,  Заведующий кафедрой Истории Ближнего Востока и Африки  Тель-Авивского Университете, сообщил Нью-Йорк Таймс: «Большинство израильтян не озабочены недовольством и чаяниями своих соседей, демократией, справедливостью, процветанием. Они заботятся о собственной безопасности. Таков путь среднего израильтянина, и, какследствие - израильского правительства».

Однако правительство Израиля проявляет сейчас некоторые проблески надежды освободиться от своего замороженного состояния. Тот факт, что и премьер-министр Бенджамин Нетаньяху и Авигдор Либерман, министр иностранных дел, встретились с группой турецких журналистов в Иерусалиме, является проявлением достаточно нового «поиска тональности», чтобы быть готовыми к неизвестным последствиям постасадовского периода.

Газета Заман передала слова Нетаньяху: «В регионе, где царит нестабильность, Израиль и Турция являются стабильными странами. Я верю в наши общие интересы». Другие израильские источники пишут, что «в нашем регионе имеют место быстрые изменения. Обстоятельства могут привести вас к национальным интересам, а национальные интересы рождают желание».

Нетаньяху также указывает, что была сделана попытка наладить отношения с помощью «магической формулы». От Израиля ожидалось принесение извинений, но он категорически отказался из-за национальной гордости или самолюбия. Поэтому, магическая формула может помочь надлежащему выходу из тупика, умиротворению Анкары и турецкой общественности.

Восстановление отношений является остро и совершенно необходимым. Два союзника должны доверять друг другу, никогда не подводить друг друга и строить отношения на честности.

Новое мышление остро необходимо в эти тяжелые времена.

Турцию можно подвергнуть критике за ее политику «ноль проблем с соседями», но это попугайски повторяемое представление не дает многим увидеть, что Израиль настаивает на сохранении политики «ноль соседей с проблемами», вместо того, чтобы быть частью архитектуры нового региона. Открытие нового канала между Израилем и Турцией действительно изменит игру на благо будущей стабильности в регионе и безопасности его жителей.

Автор статьи Явуз Байдар из Хурриет