Девочка со знаменитой фотографии жива и сейчас
«Товарищ Сталин сказал спасибо и тоже поцеловал меня, а потом поставил рядом с собой на стул… Эту встречу с вождём я запомню навсегда, на всю жизнь».
Она навсегда запомнила и эти слова, отпечатанные на машинкена прозрачном листе: ей, семилетней, едва умеющей читать, приходилось их заучивать наизусть. Уже становятся прозрачными и буквы, а Верочка, Вера Петровна, не икона, но маленькая иконка сталинской эпохи, жива и здравствует до сих пор. Миг в истории страны - маленькая девочка и большой вождь в обнимку на трибуне Мавзолея - стал началом её судьбы. На удивление безоблачной. «Моё счастливое детство…» Так непривычно писать о человеке, ставшем частью истории XX века и благополучно выжившем в ней...
От имени советских детей
Она страшно не хотела, чтобы о ней писали: «Всё давно прошло…» Но знаменитый портрет, где рядом белые банты и усы, в старинной раме со сколами времени так и висит у неё в парадной комнате. Москва, престижный район, любимый муж, дочка, внучка - а мы всё говорим о том, что было тогда, в мае 1952-го.
- С первого класса я занималась в Московском городском Доме пионеров в переулке Стопани (теперь - переулок Огородная Слобода. - Ред.) - в кружке художественного слова и в знаменитом тогда ансамбле песни и пляски, ныне имени Владимира Локтева. Наш ансамбль давал правительственные концерты, номера на которые отбирала сама Фурцева, выступал перед стахановцами, Джавахарлалом Неру, Индирой Ганди, королём Афганистана, Иосипом Броз Тито… И в 1952-м году я была среди всех самой маленькой, первоклашкой, но с хорошо поставленной, чёткой речью, с чисто русским лицом… Может, поэтому меня и выбрали на эту роль. 30 апреля мы с мамой должны были явиться на Красную площадь для репетиции первомайского парада. Тогда мне и сказали, что я буду поздравлять Иосифа Виссарионовича с Первым мая от имени советских детей.
Первого утром у Марии Семёновны, Вериной мамы, тряслись руки - никак не получалось завязать огромные банты на куценьких косичках дочери. Веру посадили в машину, дали большой букет полевых цветов, который потом, когда она бежала вверх по ступенькам Мавзолея, всё танцевал перед глазами, так что страшно было оступиться. Заиграла музыка - и Вера двинулась в колонне по площади, никак не попадая в такт - маленькие ножки, маленькие шажки…
- Барабанщики и горнисты играли марш… Я подошла к товарищу Сталину, вручила ему букет, сказала: «Дорогой товарищ Сталин, это вам от московских ребят...» Он спросил меня, из какой я школы и как учусь. Когда я ответила, что хорошо, он сказал: «Молодец, учись ещё лучше». После мне подарили коробку конфет и отвели к маме к Спасским воротам…
Вера Петровна не вспоминает - воспроизводит давно заученные воспоминания, ещё с той, прозрачной бумажки. «У вас есть дети? Вот представьте себе семилетнюю девочку - ну что она может помнить?!»
- Меня ещё потом спрашивали: «Мама, наверное, научила, что нужно Сталина поцеловать?» Но нет, это было моим личным порывом: всеобщее ликование, радость обращённых к трибуне лиц передались и мне, я чувствовала себя такой счастливой…
«Девочка, могла ли ты мечтать?»
В 7 лет на Веру, девочку из обычной семьи (несмотря на то что отец, выбившийся в люди из простых плотников, был директором мебельной фабрики, в доме - спартанская обстановка, из мебели почти ничего), свалилась, казалось бы, непосильная слава. После того как все советские и многие зарубежные издания опубликовали тассовскую фотографию московской школьницы с самим вождём, её показали в «Новостях дня» и кинохронике, идущей перед каждым сеансом, школу № 612 стали заваливать письмами. Отвечали всей школой: Вера ещё толком не умела писать. Художник Фёдор Решетников написал её портрет, который и сейчас находится в запасниках Третьяковской галереи. Верочку звали выступать на радио - где предусмотрительно отпечатали её речь, которой она потом пользовалась при каждом удобном случае. Звали на этом радио работать, снимали в кино - на гонорар от съёмок купили наконец домой стулья. В «Пионерской правде» вышли стихи Сергея Михалкова: «Это - счастье!/Нет иного слова!/Девочка!/Могла ли ты мечтать?/Что ты можешь /Сталина родного/ В этот день увидеть и обнять?»
Владимир Локтев, руководитель ансамбля, то и дело вызывал её на сцену, к залу: «А сейчас Вера Кондакова расскажет вам, как она поздравляла товарища Сталина с 1 Мая!» Вера шпарила заученную речь - но чаще ей достаточно было просто выйти и молча стоять под гром оваций, пережидая вскипевшую волну вскочивших первых рядов. Однажды кто-то сумел дотянуться до «маленькой иконы» и отрезать кусочек школьного сарафана… «Вера, ты не зазналась ещё? Ну смотри у меня!» - журил, пробегая мимо коридорами Дома пионеров руководитель ансамбля.
- Как то раз мы с мамами и подружками гуляли по улице Горького, нынешней Тверской, и кто-то из толпы узнал меня: подняли на руки, и, как лодочку по реке, меня понесло до Центрального телеграфа, где меня поставили наверху лестницы, и я опять должна была выступать… Когда Сталин умер, учителя в школе были потрясены, мы тоже плакали. Вся школа пришла в наш класс, как будто ко мне, и мы вместе переживали то горе…
Скромностью подкупила
- Так моё бурное детство продолжалось до 1956 года, до ХХ съезда партии. Как мы пережили развенчание культа личности? Для меня ничего не изменилось. Когда у папы собирались сослуживцы и спорили, мне строго говорили: «Вера, закрой дверь с той стороны». Я считаю, что нельзя говорить только о том, как всё было плохо: всё-таки войну мы выиграли с именем Сталина! Мы должны уважать нашу историю, которую изменить, к сожалению, нельзя. Хорошее и плохое в ней надо воспринимать мудро. Вы думаете, я так говорю, потому что сама частичка её? Нет, вы не правы.
…Зазнаться мне не давал папа: он был очень строг. Поступать после 8-го класса в ансамбль Моисеева, как я мечтала, не разрешил, а после 10-го я уже и сама не пошла в артистки: посмотрела, какие все там павы, а у меня ещё школьные косы не отрезаны…
Вера Кондакова поступила в Иняз, потом, после смерти отца, чтобы иметь возможность работать и кормить семью, перевелась в Институт народного хозяйства. 40 лет проработала на одном месте, в системе Госснаба СССР. Зимой 1971 года познакомилась с будущим мужем - в санатории по путёвке «за 7.20». «Своей скромностью сумасшедшей она меня и подкупила», - говорит Борис Малой, работающий в «ОКБ Туполева». Много лет они прожили в квартире на Чистопрудном бульваре, откуда 1 мая 1952 г. Вера отправилась на историческую встречу с вождём. Недавно переехали поближе к дочери на юго-запад Москвы. Все эти годы портрет «Девочка и Иосиф Сталин» провисел у Веры Кондаковой на стене. И даже не покрылся пылью.
|
Комментарии
Имею ввиду не экономику а общественные отношения.
Хотя заранее знаю ваш ответ, но если сюда налетят либералы, они поддадут вам жару!
Либерастам привет.. (холодный, в затылок , из ПМ -а)
И у лидеров коммунистического движения меня интересуют их теоретические, концептуальные письменные работы, дающие ответы на коренные вопросы современности.
А вся вот эта "желтизна", так характерная для жёлтой прессы, она меня практически не интересует. Мне как-то глубоко плевать с гагаринской ракеты на то, какую девочку Сталин целовал. Сталин, по счастью, не был педофилом и особых чувств к этой девочке не испытывал. А если и целовал, то символически, как "типичную представительницу" будущего народа Страны Советов.
Поэтому, спасибо за приглашение, но в следующий раз обмусоливайте факты целования девочек с бантиками руководителями государств без моего участия.
В связи с этим вспоминается старый молдавский анекдот-быль времён СССР.
В Молдавии в то время проживало много евреев, это они в 1990-91 в большинстве в Израиль смотались, но это позже.
Прилетает в Кишинёв с визитом из Румынии Чаушеску.
Его встречают множеством цветов и оваций.
Чаушеску растрогался и решил как-то показать народу Молдавии своё ответное расположение.
Тогда Чаушеску решает подойти к нему и берёт на руки.
(Чаушеску) - Сын великого молдавского народа! Как зовут-то тебя!
(Мальчишка) - Изя.я.я....
(Чаушеску в шоке) - Как-как, не понял????!!!
(Мальчишка) - Исроэл, это если полное имя.
(Занавес).
Так что, увольте меня от пускания слюней по поводу встреч царей и отроков!
Для общего развития.
Когда дрибиздеть перестанете?
Павлик Морозов никого не предавал, лишь подтвердил показания матери, данные ранее.
Его младший брат Федя, убитый вместе с Павликом - то вообще ничего не говорил.
Для тебя, мерзость жидовская, убийцы этих двух детей являются нравственным идеалом?
Так вот, убийцы братьев Морозовых и поныне не реабилитированы и реабилитации не подлежат.
Те, на кого Павлик подтвердил показания, отсидели срок за свои реальные дела, не за вымышленные.
Но они остались живы.
А их подельники - твои кумиры - положили в могилу двоих детей, двоих братьев.
Так чему ты рад, людоед?
Для него очень важно что бы ни кто не понимал что происходит. Для него очень Важно что люди были быдлом.
Потому и написал: Бла Бла бла. (кстати чисто амерское выражение)* мол ни читайте и не смотрите.
Если бы в ссылке действительно было "Блашка" любой разумный смог-бы найти недостатки и написать критику.... А так критики не находится....
Это такой метод борьбы(?) приписать человеку то что он не говорил и на "основе выдумки опровергать"
Старо и не эффективно.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Так что не большевики придумали продотряды.
Подумай об этом в ЧС!
Повезло ей что снималась в 52 за год до смерти Сталина. А то бы разделила судьбу Гели.
Убери эту вшивую. Вот так он и любил детей.
"уберите эту. вшивую девочку отсюда."И верите в это? Думаете маленький ребенок способен запомнить слова произнесенные на незнакомом языке, да еще потом, будучи взрослым,верно их воспроизвести?
А если учесть эмоциональную нагрузку, то количество внимания и ответственность,становится понятным что автор,мягко сказать, приукрашивает!
Обделены потому, что главы семей заняты вопросом выживания, заработка, а не развитием отношений в семье.
Жизнь без личного творчества (даже на уровне хобби) превращает ее в обыденность, рутину и беспросветность, от которых хочется бежать. Кому в пьянство, кому в блуд, кому еще куда-нибудь...
Вот только редко у них возникает желание занять активную жизненную позицию с заявлением, что они не быдло...
Поэтому имеем, что имеем, вернее, нас имеют...
А сейчас посмотришь - взрослые тетки, сидят, разинув рты, смотрят , с вылуплеными зенками, как бесстыжий лилипут всякую хрень врет.
Тьфу, позор.
.
Этой, приятной во всех отношениях женщине, всегда было понятно, что у каждого периода времени свои законы. К сожалению, далеко не все понимают это и смотрят в историю через призму сегодняшнего дня.
Для общего развития.