или Почему создание Лезгистана не имеет альтернативы
“В клановой системе Азербайджана плохо всем”, — говорит бакинская учительница Ханум Ибрагимова в интервью журналисту издания движения “Свободный Лезгистан” Ханжану Курбанову.
Сам Курбанов вынужденно покинул Азербайджан, где не мог учиться и говорить на родном языке. В Швейцарии он получил беженский статус. Туда же уехала и 50-летняя Ибрагимова, бакинская учительница математики, которая больше не смогла выносить затхлый общественно-политический климат страны. Ханум получила образование в Дагестанском пединституте, в Баку в 1984-1998 гг. работала учительницей. Потеряв работу, вернулась в Дагестан, преподавала в Дербентском “Институте Юждаг”, а заодно — изучала историю и культуру своего народа, чего была лишена в Баку. Ханум познакомилась со многими представителями лезгинской интеллигенции, некоторые из которых были беженцами из соседней братской республики. Один из них — преподаватель того же вуза Ярали Яралиев, автор книг об истории лезгин, специалист по дешифровке албанской письменности. Так Ханум узнала, что лезгины в Азербайджане живут на своей исконной земле, что в Закаталах есть еще такой народ, как аварцы... Женщина остро воспринимала несправедливое отношение к сородичам, культурную изоляцию от российских лезгин.
После Дербента она уже не смогла жить в Баку. Ибрагимова видит решение этнокультурных и политических проблем лезгин в просвещении. “Историю надо изучать, а не слушать сочиненное. Выход пока только один для всех азербайджанцев — смена власти, создание Лезгинской автономии, а в будущем и независимого Лезгистана. Уже не маленькие — сами должны жить. А затем сделать конфедерацию народов Кавказа, дружить со всеми соседями. Мы не должны быть гостями на своей земле!”
“Политика Баку одержима идеей пантюркизма — говорит Ибрагимова. — Даже бакинцам в Баку нет места. Там рулит нахичеваньский клан. Деньги делаются на всем. Любая справка стоит денег. Народ выжимают как лимон. Мало им нефти и золота, эти вампиры еще и кровь народа пьют. Народ ни в чем не виноват. Простые азербайджанцы — замечательные люди, сами страдают от произвола власти, от властной мафии, кумовства, коррупции. В Баку наши соседи-азербайджанцы в годы войны даже прятали армян. Если бы в Азербайджане хорошо было бы жить, то три миллиона азербайджанцев не покинули бы страну. Те же дербентские азербайджанцы ни за что не хотят жить в Баку. Сейчас Ханум Ибрагимова ждет решения швейцарских властей о статусе беженца.
Письмо Ханум Ибрагимовой
“Я все время думаю, как нас методически и успешно уничтожают последние 100 лет. Советская власть помогла этому. Что случилось с духом народа? После распада Союза процессы ассимиляции пошли еще быстрее, дагестанские народы и все коренные малые народы оказались на грани исчезновения. Я знаю немало людей, которые скрывали свою национальность еще в советское время. Я долгое время думала, что лезгины живут только в Дагестане и те, которые в Азербайджане, это пришлые — ведь именно так преподавалась история в советском Азербайджане. А потому узнала, что азербайджанцы — пришлый народ и корни его на Алтае. Узнала, кстати, из книги азербайджанского автора. Я удивилась, когда начала понимать речь женщины в алтайской деревушке, у которой брали интервью московские журналисты.
Так я поняла, что мы живем на своей земле. Теперь, понимая все это, мы должны просто принять это и жить дальше вместе. Зная, как к власти рвутся бандиты, надо себя защитить. Для этого нам и нужен Лезгистан — чтобы сохранить себя как народ. Азербайджан всегда был тюрьмой для коренных народов, а с приходом Алиевского клана стал тюрьмой и для самих азербайджанцев. Это плевок в народ, когда сдирают историческую вывеску “ЛЕЗГИ МЕЧЕТЬ” XII века.
Странно, когда взрывают метро, и оказывается, что это сделал именно лезгин. Я видела его выступление по телевидению и тогда поняла, что человека заставили себя оговорить. Методы старой школы чекистов видны. Так был дан негласный указ выживать всех лезгин после этого. На войну брали в основном представителей коренных народов. Местные в большинстве откупались. Я подсчитала, что на пяти улицах на войну забрали 5 лезгин, 1 русского и 1 азербайджанца из очень бедной семьи. Только из моей семьи воевали 2 человека. После войны брата, военного летчика, уволили, да и все мы потеряли работу. Сначала были армяне, потом удины, потом лезгины и аварцы. Села стоят полупустые. Сами бакинцы говорят: “Был Баку, а стал Бахчивань”. Очень многие бакинцы уехали. Причина — беспредел власти. За любовь к родному языку можно стать теперь шпионом или ваххабитом. Нет никаких гражданских прав, есть просто бандитское государство, которое истребляет народ. Зачем кормить 9 млн человек, ведь для работы можно использовать 500 000, а остальные — балласт. Власти нужны рабы. А лучших людей они запрятали в тюрьмы, убили или выжили. Многие курды пишутся азербайджанцами, армяне подавно пишутся азербайджанцами. Почему — всем ясно. Такое чувство, что после Карабаха азербайджанские власти стали отыгрываться на коренных народах. В быту среди нормальных людей нет шовинизма, но шовинизм есть на уровне государства, мало того, это государственная политика. Сам азербайджанский народ должен дать отпор государственному шовинизму. К чему это может привести, всем хорошо известно. Я люблю всех людей, но у нас должна быть возможность учиться, говорить и развивать все языки. Но пока у нас нет своего государства — мы никто. Выросло второе поколение лезгин, не знающих родного языка, литературы и истории... Как же надо ненавидеть свой народ, чтобы так его морально развращать, воспитывая в духе шовинизма...”
Женева, июль 2012 года
Подготовила Елена Шуваева-Петросян
Комментарии