«Для всех различные вериги!» (А.Пушкин)

На модерации Отложенный

Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка».  И, телевидение,  отбросив  элементарные нормы профессиональной этики  стало «создавать реальность», фальсифицируя факты самым грубым образом, с новым эффективным  оружием,  открытое  психологами - соединение рекламы  с «объективным» телерепортажем. Против  обеих этих вещей по отдельности может устоять сознание, но оно беззащитно против  их комбинации. Телевидение в России стало не только злоупотреблять рекламой для «дробления» любой существенной информации, но и дало экран для рекламы - предельно агрессивной и идеализированной. Часть ее прямо содержала радикальный политический смысл, используя образы и символы советского прошлого, другая часть разрушала общекультурные символы (например, многие рекламные сообщения были построены на безобразном гротескном образе Лени Голубкова). И вся реклама в целом стала агрессивным внедрением в сознание ценностей эгоизма и потребительства. « Не дай себе засохнуть»!  Потому так pезок водоpаздел между советским телевидением, отвеpгавшим это откpытие  культуpологов, и демокpатическим телевидением, котоpое взяло его на вооpужение. И это воздействие таково, что те силы, котоpые контpолиpуют телевидение, могут не пpосто манипулиpовать сознанием огpомных масс телезpителей, но и на вpемя  pазpушать его, как бы «отключать».

Телевидение определенно приняло манипулятивную семантику и риторику - язык, стиль, эстетику, темп и построение теперешних  программ.  Оно постоянно и последовательно сокращало  и  сокращает время, а потом и вовсе ликвидирует  познавательные, рассудительные и восстанавливающие здравый смысл людей -  передачи.  Именно когда все эти принципы вошли в технологию управления поведением людей, возникла метафора манипуляции в ее современном смысле - как программирование мнений и устремлений масс, их настроений и даже психического состояния с целью обеспечить такое их поведение, которое нужно тем, кто владеет средствами манипуляции.  Оно ввело в практику непонятные, действующие на низменные чувства , нервирующие, и порой кажущиеся, совершенно  безумными,  заставки (глаз, шестерни, падающие со стула маски, дерущиеся люди  и т.д.). Ткань передач стала разрываться рекламой, так что даже художественные произведения утратили свою восстанавливающую сознание силу (важные в советском телевидении передачи лучших спектаклей драматических театров вообще исчезли). В целом телевидение взяло на себя роль силы, подрывающей способность людей к рациональному логическому мышлению, стало инструментом обскурантизма. Эфир заполнили  ужасы сегодняшнего бытия и  извращенные  жизненные коллизии – в совершенно диких  масштабах, не соответствующих реальному распространению  в российском обществе. Телевидение внедрило и  постоянно внедряет,  эту  субкультуру в массовое сознание.  Программы новостей нагнетают нервозность, а программы на исторические темы в основном имеют целью разрушение образа прошлого, проявляя при этом поразительную бестактность и дурной вкус (чего стоит «фильм» Павла  Лобкова о Мавзолее, где он с «важным»  видом в белом халате пишет на доске формулу, аж уксусной кислоты).

Само глумление над  элементарным вкусом и элементарными школьными знаниями стало особой программой по разрушению культурного сознания  народа.  Предельно примитивны и пошлы мелкие провокации типа reality show , имитации «сенсационных открытий  и разоблачений» и « журналистских расследований» типа «Пусть говорят» с  дебильным  Малаховым  (манипулятивно  «сражающегося за  правду»,  а фактически,  выполняющего роль тонущего в  дворовом отхожем месте -  ассенизатора).  Тема разрушения и гибели стала главной на телевидении. Выполняя задачу постоянной дестабилизации  и дебилизации общественного сознания, ведущие телевидения, скорее всего, уже и сами не замечают, какие недопустимые вещи говорят - произошел отрыв телевидения от обыденной культуры.  Господствующее меньшинство создает «общество спектакля», снимающее все психологические защиты.  Смакование тупого, ханжеского и  хамского  «гламура»:  например ,   постоянное мелькание  одних  тех же  селиконо- кукольных  лиц  с  гермафродитным  - ботоксным  оскалом.   Считая и надоедливо присваивая «высокие» звания  (типа  :  - примадонна, императрица,  король эстрады и золотые голоса)  людям совершенно  не далеким, но   определенно наделенными  способностями. Разыгрывая  такой ничтожный  спектакль. Как жаль искреннего, глубинно честного человека, который верит этому  спектаклю - просто потому, что у него в голове не умещается мысль о том, что образованные люди могут так подло врать.   

Но предстоит еще более крупная и длительная работа: обеспечить «реформаторам»  «культурную гегемонию», которая необходима им для легитимации нового социального порядка. Поскольку никакой привлекательной идеологии у них нет, им приходится обращаться к нездоровым сторонам подсознания и усиливать развращение зрителя - чтобы он уже не мог оторваться от кормящего его манипулирующими сообщениями телевидения. Как торговец наркотиками , устанавливающий  свою гегемонию среди подростков трущоб. А если людям не нравятся безнравственные передачи, они могут закрыть глаза и заткнуть уши или выключить телевизор . Но люди не могут обойтись без информации и вынуждены держать глаза открытыми. При той скудости информационного рациона, что сейчас установило  телевидение, его программы  стали  разновидностью известной пытки -  давать заключенному селедку, а потом кружку воды с мочой. Не нравится - не пей!  Но ведь  телевидение  делает вид, что не понимает, причем  же тут селедка, но  зато прекрасно понимает, где  тут моча!