Елизавета Тёмкина-дочь Г.Потёмкина и Екатерины Второй.История портрета и судьба женщины.

В. Боровиковский. Портрет Е. Г. Темкиной. 1798 г
Современники находили, что она похожа на отца.Ее лицо светилось умом, приветливостью, очарованием свежести и крепостью здоровья. Румянец резво пробивался сквозь пудру, на которую тогда не скупились. Вырез белого кисейного платья изящно обнажал прелестную шею, кокетливая шаль не скрывала нежности рук. Густо-золотистые волосы стягивала голубая повязка, ей вторил голубым пояс. Жемчуг и бриллианты сияли на голове и на груди, а золотая цепочка вокруг шеи, казалось, роняла искры на края алой шали. Мило и непринужденно красавица улыбалась художнику.


По целому ряду исторических свидетельств, князь Г. А.Потемкин-Таврический и императрица Екатерина II были тайно венчаны.
13 июля 1775 года в Москве императрица, которой было тогда сорок шесть лет, родила дочь. Девочку назвали Елизаветой, по отчеству — Григорьевна, по фамилии — Тёмкина (было принято, отбрасывать первый слог в фамилиях незаконорожденных детей)
Девочка появилась на свет тайно, обстоятельства ее рождения были известны лишь узкому кругу приближенных.
Грудного ребенка Г. А. Потемкин отвез к сестре Марье Александровне Самойловой, опекуном девочки был назначен его племянник Александр Самойлов. Позже, в 1780-е годы, в воспитатели Елизаветы Темкиной был определен лейб-медик Иван Филиппович Бек, лечивший внуков Екатерины II. Затем ребенка отдали на обучение в пансион.
Е. Г. Темкина с детства знала тайну своего происхождения. В Херсонской губернии ей были пожалованы огромные поместья. Уже после
смерти отца в 1794 году дочь императрицы вышла замуж за секунд-майора Ивана Христофоровича Калагеорги (или Карагеорги), грека по происхождению, товарища детства сына Павла I — великого князя Константина Павловича.
Брак оказался долгим и счастливым. В семье было 10 детей: 4 сына и 6 дочерей.
1809 по 1816 год Калагеорги занимал пост херсонского вице-губернатора. По отзывам современников, это был «добрейший
человек и благодетель» — он много сделал для Херсона. После выхода Ивана Христофоровича в 1823 году в отставку семья жила то в Херсоне, то под Киевом в местечке Мсжигорка.
Есть разные отзывы о характере Темкиной. В книге И. Чижовой «Судьба придворного художника» говорится, что характер у Елизаветы Григорьевны отличался расточительностью, и занималась она в основном тем, что проматывала свое состояние. Автор называет ее избалованной, самоуверенной и неуправляемой женщиной. Однако в статье Людмилы Маркиной «Красоту Боровиковский спас», напечатанной в журнале «Наше наследие» № 81 2007 г., мы узнаем, что, судя по письмам Елизаветы Григорьевны, она была скромной женщиной и хорошей матерью.
Правнук Г. А. Темкиной и праправнук Г. А. Потемкина известный ученый литературовед Д. Н. Овсянико-Куликовский в своих мемуарах писал, что большое семейство Калагеорги «жило дружно, весело и шумно, но вместе с тем как-то очень беспокойно, ожидая по временам всяких бед и напастей».
Вскоре после ее свадьбы старинный заказчик Боровиковского А.Н.Самойлов(её опекун) выразил желание иметь портрет Темкиной. Сохранилось письмо последнего, в котором он отдавал соответствующее распоряжение доверенному лицу в Петербурге: «Нужнее мне всего… иметь портрет Елизаветы Григорьевны Калагеоргиевой… Я хочу, чтобы списывал ее живописец Боровиковский…пускай Елизавета Григорьевна была бы написана таким образом, чтобы шея была открыта и волосы растрепанные буклями лежали на оной без порядка…»
Портрет был готов через год.
Мало того, Боровиковский выполнил его миниатюрное повторение на цинке, овальное, размером с открытку. Здесь Елизавета Григорьевна изображена в образе древнегреческой богини Дианы, с обнаженной грудью, с украшением в виде полумесяца в причёске..

Интересна история поступления картины в Третьяковскую галерею. В Отделе рукописей сохранились письма сына и внука Е.Г.Темкиной к П.М.Третьякову.
«Имея великолепный портрет моей матери работы знаменитого Боровиковского и не желая, чтобы это изящное произведение осталось в глуши Херсонских степей, я совместно с сыном моим решились продать этот фамильный памятник и сделать его доступным, как для публики вообще, так в особенности для молодых художников и любителей живописи. Ваша галерея картин известна всем, а потому обращаюсь к вам с предложением, не угодно ли вам будет приобрести эту драгоценную вещь».
Весной 1884 года произведение, оцененное в шесть тысяч рублей, было отправлено в Москву. В сопроводительном письме К.Калагеорги сообщал: «Портрет имеет ценность историческую, так как мать моя — родная дочь Светлейшего князя Потемкина-Таврического, а со стороны матери — тоже высокоозначенного происхождения. Она воспитывалась в Петербурге, в лучшем тогда пансионе Беккера и прямо из пансиона выдана замуж за моего отца.
П.М.Третьяков послал письмо владельцам и уведомил их, что цена, «назначенная ими, слишком высока». В ответ внук Темкиной, мировой судья Николай Константинович Калагеорги, которому были переданы права на портрет, написал: «Портрет моей бабушки имеет втройне историческое значение — по личности художника, по личности моей бабушки и как тип красавицы восемнадцатого столетия, что составляет его ценность совершенно независимо от модных течений современного нам искусства».
Третьяков портрет не купил.Но тем не менее судьба распорядилась так, что картина поступила в галерею. В 1907 году у вдовы Н.К.Калагеорги произведение приобрел московский собиратель И. Е. Цветков. В 1925 году его коллекция вливалась в собрание Третьяковской галереи.
Многочисленные потомки императрицы Екатерины ІІ и князя Таврического в XIX веке были тесно связаны с Херсоном и Херсонской губернией, где у них были огромные земельные владения. Но бурные события XX столетия рассеяли их по всему свету — в Москву, Париж, Сан-Франциско, Вашингтон и другие города мира.
Источники.
http://newfavorite.net/elizaveta.htm
https://ru.wikipedia.org/wiki/%
http://artkavun.kherson.ua/7_tysjach_pravnukov_ekateriny_i_potemkina.htm
http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/2578
Комментарии
Так и здесь.У этой женщины было всё,только не было настоящих родителей.Нигде не упоминается,что мать с ней встречалась.Возможно Екатерина делала это для её же безопасности.Кто знает...
Так интересно вы рассказали о престолонаследии,я как-то глубоко в это не вникала.Интресная всё же была личность Екатерина,Так долго продержалась на троне.Такой она была,как приехала в Россию.
А, вообще, Екатерина и её эпоха - это сложнейшее время и великое, наверное самое великое для России.
"Начались многочисленные бурные ссоры и скандалы. И, сама обладая сильным характером, она понимала это противоречие, тем более, что императором ему было не стать, а характер не позволял быть просто тайным мужем, и писала ему: «Мы ссоримся о власти, а не о любви», и начала отдаляться от него как женщина, сохраняя как политика[4]. Он ревновал её, заставлял терпеть унижения в присутствии посторонних, его чрезвычайно подавляла необходимость быть в подчиненном положении к миропомазанной императрице, которая одновременно являлась его женщиной. Со временем Потемкин все больше отдалялся от императрицы. Говорили, что он притворялся больным, чтобы избежать её объятий."
Трудно было "матушке", ох трудно! Вот она и изобрела столь азиатский способ управления.... Благо и сама падка на сладкое была...
18 век - это особый век!
Но в реальной жизни.Не стесняясь никого и ни в чем, Екатерина принимала в своей спальне любовников, а за ширмой спала ее горничная, которая, таким образом, была свидетельницей таких сцен, при которых обыкновенно посторонним присутствовать не полагается. Иногда Екатерина даже принимала в спальне министров и послов, лежа за китайской ширмой в постели с фаворитом.
Но скажу и пару слов в защиту. Во-первых, они не были подонками, в нашем понимании, они были людьми своего времени и поступали так, как было общепринято, а значит морально в то время... Во-вторых, ага, так она вела дела государственные. Вся атмосфера тогдашнего самодержавия это подразумевала. "Матушка-государыня, а мы холопы твои..." А чего ж смущаться холопов? Кстати, именно при Екатерине общественные бани (а их было много) были разделены на мужскую и женскую половины, до этого мылись вместе и ничего зазорного в этом не видели...
И все же нельзя видеть в Екатерине только развратницу, категорически! В первую очередь это выдающийся государственный деятель, сделавшая Россию великой. Немка сумела понять КАК управлять этим народом, что бы раскрыть его потенциал!
Наверное с детства знала тайну своего происхождения.Даже венчалась в той самой церкви,где венчались Потёмкин и Екатерина.Но нигде не написано,виделась ли она со своей матерью.
Спасибо Алина !
Здесь очень интересный взгляд.
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
Она умерла очень молодой,сразу после написания этого портрета.
Художник создал прекрасный образ женщины печальной и светлой красоты, чистой и нежной души.
.А может я ошибаюсь и ценности поменяются.
Но как-то особого сходства с родителями я не вижу,хотя и говорят,что она была похожа на отца.
Вот вы много знаете.Объясните,почему так поступали тогда с внебрачными детьми.Ведь все всё равно знали,чьи они?Почему их нужно было отсылать и даже не видеться с родителями?.Ведь им приходилось нелегко носить этот штамп.
Поэтому общество просто обязано было выработать механизмы и решения, как поступать с подобными казусами...
Причем судьба девочек была куда счастливей.
Девочкам было проще. Их ведь можно впустить в круг через замужество. По-умолчанию, об их происхождении знают все, приданое нехилое делает их заманчивой партией, если еще и личная красота на месте, то - будущее практически гарантировано. А далее она становится уже мужниной женой и участником круга благородных...
В нашем случае, поскольку она внебрачное дитя не просто кого-то, а императрицы, то, от греха подальше, её сдыхали в Херсонскую губернию. Тогда это была дикая, окраина Империи. Муж не дворник, но и явно не столичный завсегдатай, человек служивый, которму вполне можно было отказать в праве проживания в столичных губерниях (обычная мера тогдашней опалы) - вполне уместно, что бы и будущее девочке и её детям обеспечить и с глаз, на всякий случай, убрать...
А вообще - нет, каждый должен жить в своем доме...
Тема интересная, особенно интересны комментарии Валерия Гончар.
Да,Валерий Гончар- очень интересный человек.Хорошо знает историю..Я в него многому учусь.
Спасибо за рассказ.
Комментарий удален модератором