Семью придумали самые слабые
На модерации
Отложенный
Прабабушки человека оказались перед дилеммой: с кем связать судьбу — с альфа-самцом или с непримечательной, но заботливой особью? Выбор в пользу последней привел к возникновению традиционной семьи и, в конечном счете, к торжеству человеческого вида.
У ближайших родственников человека — шимпанзе и горилл — привилегия оставлять потомство закреплена за альфа-самцами, но даже они не образуют со своими самками стабильных пар. Как так получилось, что у людей в конце концов безоговорочно победила семья? Почему моногамные пары встречается несравнимо чаще, чем гарем или коммуна в духе хиппи, где детей заводят и воспитывают сообща? Профессор Сергей Гаврилец из Национального института синтеза математики и биологии при университете Теннесси считает, что фиаско полигамии у древних гоминид определили самцы низкого ранга, которые стали предлагать самкам еду за секс. Свои доводы в пользу этой гипотезы он излагает в статье Human origins and the transition from promiscuity to pair-bonding, которую опубликовал журнал Proceedings of the National Academy of Sciences.
Гаврилец построил численную модель, которую опробовал на 4000 виртуальных поколений приматов — отсчитывая от первого самца, который решил пустить в ход новую стратегию соблазнения. Эволюция ставит каждую самку перед дилеммой. Альфы — носители лучших генов, которые помогут взрослым детям, если те пойдут в отца, прокормиться, победить соперников и завести свое потомство. Но пока дети беспомощны, они нуждаются в родительской поддержке, и тут альфы мало что могут предложить. Если даже альфа-самец добывает пищу вдвое лучше, чем гамма, но завел потомство от десяти самок, то прокормить всех просто не сумеет.
Чем дольше длится взросление, тем важней кормилец. А у людей, по меркам животного мира, взросление особенно долгое. Прямохождение на пару с крупным мозгом в процессе эволюции сыграли с человечеством злую шутку. Тазовые кости, на которые у двуногих ложится особенно большая нагрузка, мешают рожать большеголовых детей, поэтому младенцы появляются на свет довольно незрелыми, и им родительская помощь нужна как никому другому.
Предлагая эту помощь, самцы низкого ранга заинтересованы в одном: чтобы самка, которую они кормят, не завела детей от альфы.
Гарантия моногамии — женская верность. Она и становится критерием отбора: вырастить потомство могут только те самки, которые не изменяют. Заботливые отцы из поколения в поколение выбраковывают изменниц, пока верность не закрепляется как поведенческий признак. Мужская ревность в ее самых разрушительных формах — эхо этого процесса. Даже если за измену не убивали, а просто бросали, то шансы выжить у самки с детьми стремились к нулю. Гаврилец называет такой отбор «самоодомашниванием вида»: самцы выступают в роли селекционеров, которые превращают дикое и независимое животное в постоянного спутника.
В такой схеме нет и намека на равноправие полов. У моногамного поведения самца и самки разные мотивы. Примат-самец, если он бета или гамма, не изменяет только потому, что, несмотря на плохие гены, с большим трудом добился внимания одной самки и на большее рассчитывать не может. От измены его удерживает только дефицит предложения, и альфы по-прежнему ничем не связаны. Зато верность самки — инстинкт, который выработался и закрепился в популяции в процессе отбора. Альфы не теряют для нее привлекательности, однако, например, союз с бетой накладывает обязательство не изменять.
Правда, та же самая модель дает понять, почему попытки объяснить сложные социальные взаимодействия у людей в терминах альф и гамм не несут особого смысла: эти категории годятся там, где борьба важнее для успеха, чем забота. На протяжении всех 4000 поколений самцы, как и самки, тоже раз за разом оказывались перед выбором, на что потратить время и силы. Один вариант — доказывать свое превосходство, соревнуясь за статус альфы. Другой — добывать пропитание для партнерши и детей. Во времена полигамии первый вариант был единственным способом передать гены следующему поколению, и с этими генами — инстинкт борьбы за статус.
С тех пор, как появление семьи преподнесло гаммам контрольный пакет в генном пуле, критерии отбора изменились. Вместе с ними изменилась и структура общества, к примеру, появились и были осознаны родственные связи, про которые бессмысленно говорить применительно к полигамным стаям. Если сравнить современные популяции людей (7 миллиардов) и шимпанзе (200 тысяч), становится ясней, что это была не самая худшая в истории смена курса.
Комментарии
вот чушь с рассуждениями и подают ..
"семью придумали самые слабые" (
В изложенной теории Гаврильца есть большой подвох: не учитывается набор свойств, определяющих альфу и не рассматриваются имущественные (пищевые) отношения альфы с другими самцами. Исследования на эту тему есть, ищите.
Если кратко:
1. альфа - не самый сильный и не самый умный даже у обезьян, просто альфа - лидер.
2. альфа может быть и самым жадным (эгоистичным), и самым добрым (альтруистичным) в зависимости от внешних условий. Смоделирована и подтверждена наблюдениями зависимость, что в вымирающей популяции альфой становится один из самых сильных эгоистов, в активно растущей популяции альфой всегда оказывается один из самых умных альтруистов.
3. американцы доказали, что ни эгоизм, ни альтруизм не наследуются. Амеры в крысиной стае истребляли всех альтруистов или всех эгоистов, тем не менее в следующем поколении соотношение (равенство) альтруистов и эгоистов в обеих случаях сохранялось. Вот это соотношение (а не сам эгоизм) и зашито генетически.
5. В том же институте просчитали, что беспорядочные половые связи вообще на дают альфам шансов оставить потомство уже через несколько поколений. Поэтому то встречается именно многоженство альфы, а не просто беспорядочные связи. Так что альфы никогда не против семьи.
6. Теория Гаврильца (а возможно даже, просто её дилетантское понимание) не рассматривает участия самок в жизни стаи и добыче пищи. В том же львином прайде лев выступает в лучшем случае загонщиком, а в засаде сидит и валит антилоп всегда львица.
Так что статейка сверхповерхностная, мутненькая провокация.
7. альфа-самки физиологически имеют более низкую плодовитость, чем самки-середнячки. Врядли альфы-самцы (неглупые) этого долго не замечали. Кто не заметил, тот вымер.
Если смотрит с точки зрения приматов.
Но абсолютному Большиству эта теория однозначно не понравится ;)
А ведь и действительно, BRED ))))))))))))
Петров не устоит)
Вот Димон Селезнев - да, самэц!!..))
1. Полигамия процветает до сих пор (институт проституции и любовниц)
2. Раньше "альфа" содержал больше одной женщины во всех культурах, кроме иудео-христианской.
3. А учитывает ли модель структуру группы охотников-добытчиков? У пиратов капитан забирал половину, а половину делили по честному среди членов команды :-) таким образом, капитан мог прокормить количество жён, равное составу своей лихой команды (при условии моногамности каждого члена этой команды) :-)
И потом, кто сказал, что современная структура общества Homo, навязываемая вышеназванной доминирующей культурой, в будущем имеет шанс на существование? Судя по всему, "прогресс" уверенно ведёт нас к большому бэнцу :-(
Она же фамилия, она же и программа!
Генетическая разница между мужчиной и шимпанзе - 0,5%, между женщиной и свиньей - тоже 0,5%, а между мужчиной и женщиной - 3%.
Пэт - семью придумали извращенцы.
А так интересная теория:-)
История России
История России
Попы не открывали универов,
Они свободу ложью убивали,
Рабами делали славян
И их познания лишали.
Москва не сразу строилась,
Разумных русских не хватало у руля,
Столица итальянцу отдалась
И зазвенели стены у кремля.
Как можно о истории
России рассуждать?
Не зная дату права крепостного,
На Руси введенного.
И дальше пятого колена,
Своих родных Вам не узнать,
Попы их делали скотами,
Рабами легче управлять.
Григорий Мельников
http://www.stihi.ru/2012/07/18/6765
Примерно так и сейчас в человеческом обществе. Мужчины всё равно бросают своих блудливых жён, как бы те не вопили о свободе и не спекулировали детями.
В результате такое потомство вырождается. Правда не в течении одной жизни шимпанзе а целых поколений людей.
А нишу неизбежно занимают группы, кланы, семьи и нации с крепкими родовыми связями и повышенной рождаемостью.
Ученый решил, что за еду , обсчитал и действительно за еду...
а если б он решил, что за красивые глаза, обсчитал бы и тоже б получилось...
Британский ученый...Хотя у нас вроде...как быстро обучаются премудростям наук некоторые.
Из сказанного можно сделать один общий вывод: выдающемуся самцу нужна выдающаяся самка.
А если пример из литературной классики?
Если можно и не затруднит.
А ЛЮДЯМ нужны семьи.
Животным нет, временные на период воспитания потомства.