Канатоходцы. Воспоминания

На модерации Отложенный

Канатоходцы
Таджикистан. Пятидесятые годы. Город Кинибадам. В парке, рядом с футбольным полем была волейбольная
площадка. На ней играли редко. Но в летнее время, иногда осенью,
на этой площадке канатоходцы устраивали свое представление.
В 50-х годах часто можно было видеть эту группу артистов
бродячего цирка. Представление начиналось затемно, народ
созывали музыканты звуками корная, игрой на зурне. Часа два
они исполняли какие-то восточные мелодии у входа в парк, где
днем всегда продавали арбузы и дыни.
Зурну, наверное, многие видели. Она немного похожа на
кларнет, но немного больше и толще. Звук зурны довольно
мелодичный, подобный инструмент есть у народов Кавказа.
Корнай - специфический инструмент, очень важный в
культуре восточных народов. Он представляет собой медную
трубу длиною метра два, в диаметре сантиметров 4-5 с раструбом
на конце. Звуки корная ни с чем не перепутаешь, они очень
громкие, низкой тональности, напоминающие африканскую
вузузеллу. В корнай трубят, когда надо зазывать народ на
праздники, свадьбы, встречать почетных гостей. Это можно
увидеть в старых фильмах о Востоке.
В труппу артистов входят сами канатоходцы, обычно это
целая семья: маскарабоз - клоун, шут, и музыканты. Маскарабоз,
как и все артисты бродячих цирков, одет в яркий восточный
халат, подпоясанный платком, лицо его раскрашено, на голове
тюбетейка. Во время представления маскарабоз смешит публику
на родном языке. Этих шуток мы мальчишки не понимали, но
местные зрители реагировали на них громким смехом.


Канат натягивался между двумя мачтами высотой метров
20, а может быть и меньше. С одной стороны, от земли до
мачты протягивался еще один канат для восхождения, с другой,
15
спускалась веревочная лестница. На концах мачт были небольшие
перила для удержания артиста. На обувь канатоходца были
надеты круглые плоские пластины типа лыж, в руках держался
длинный шест для баланса.
Представление канатоходцев психологически построено очень
тонко. Восхождение на мачту артист совершает медленно. Делает
паузу в пути, давая маскарабозу время для шуток. Забравшись на
мачту и услышав снизу крики одобрения, канатоходец начинает
подогревать публику, делая пробы хождения по канату взад-
вперед, немного покачиваясь, как бы теряя равновесие. И когда
публика будет замирать в ожидании – канатоходец проходит весь
путь по канату под звонкие звуки барабана. Маскарабоз внизу
обходит публику, собирая в тюбетейку деньги, артист спускается
с каната и представление заканчивается.
Длится это восточное шоу часа два. Когда артист идет по
канату, некоторые зрители шмыгают под канатом, считая, что
это принесет им счастье. Гастроли длились примерно с неделю,
пока сбор денег не падал до минимума. Установка разбиралась, и
труппа переезжала в другой город. Сейчас канатоходцы работают
только в помещении цирка. Уличных представлений не дают.
Однако слава канатоходцев в народе и сейчас высока. Я считаю,
что представление, организованное на открытой площадке
смотрится более эмоционально, чем в помещении цирка.