Не услышанный набат Крымска.

На модерации Отложенный

Мы привыкли наступать на одни и те же грабли, действуя по пословице: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Гром грянул в очередной раз в Крымске. Тут же бросились срочно проверять системы оповещения. Вот и я утром услышал отдаленный вой сирены. Поскольку меня когда-то на уроках ОБЖ чему-то учили, я тут же бросился щелкать пультом управления телевизора. Все каналы, кроме «России-1» и «ОРТ», продолжали вещать, как ни в чем не бывало, в т.ч. региональные. «ОРТ» встретило меня немыми новостями, «Россия» хрипом, через минуту которого прорезалось грозно-торжественное: «Внимание-внимание, говорит Главное управление ГО и ЧС по Смоленской области. Проводится проверка….».

Ну, это лирика, а вообще тема оповещения о чрезвычайных ситуациях, на мой взгляд, весьма злободневна.

Итак, в России население оповещают о чрезвычайных ситуациях: с помощью сирен, радио и телевидения.

Рассмотрим эти способы подробнее.

Итак, сирены. Именно с их помощью население должно узнать, что произошло что-то неладное, надо включить телевизор или радио, и узнать, что произошло и, главное, что делать.

Обычно такие сирены установлены на крупных промышленных предприятиях.

Но скажите мне, как быть жителям спальных районов крупных городов, где, бывает и такое, поблизости ни одного завода. Как быть городским районам частной застройки? В Москве и Петербурге сирены устанавливают и на домах. А в остальных городах?

Как быть населению маленьких городков и поселков, где вообще не осталось ни одного крупного предприятия? Есть ли там сирены где-нибудь, кроме здания администрации и управления МЧС (если они там есть)?

Как узнают о ЧС жители деревни за 50 км. от ближайшего райцентра, если там, зачастую, нет даже ни одного стационарного телефона, сотовая связь работает с перебоями, а сирены нет и в помине? Зачастую там нет даже «пожарного набата», он же рында (для тех, кто не знает, что это поясняю: обыкновенный кусок рельса, подвешенный на проволоке и колотушка).

Теперь о радио. Смотрел одну передачу, где говорилось, что радиоточки есть в большинстве домов и квартир и их слушает большинство населения. Это не так. Большая часть населения моложе 30 лет слушает только развлекательные каналы типа «Русского радио» и т.д. и то в дороге. Мало того, не уверен, что проектами новым домов вообще предусмотрено наличие стационарной радиоточки. А стационарные уличные радиоточки есть, зачастую, только в старых и центральных районах городов, где их установили еще при Советской власти. И далеко не всегда работоспособны.

Телевизор в этих условиях - куда более надежное средство оповещения. Но вот беда - он АБСОЛЮТНО ЗАВИСИМ, от наличия электроэнергии. Отключили свет - и НИКТО НИЧЕГО НЕ УЗНАЕТ. К тому же, как показал мой опыт, сигнал оповещения транслируется только по двум каналам.

В общем, вывод не утешителен - СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ О ЧС далеко НЕ так НАДЕЖНА, КАК НАМ ОБ ЭТОМ ГОВОРЯТ.

Проблема есть. Но РЕШИТЬ ЕЕ МОЖНО. Например, разместить на всех улицах сирены, а также стационарные громкоговорители с системами бесперебойного питания и дистанционным управлением (они, если надо, смогут сыграть и роль сирен оповещения).

Деревни снабдить радиостанциями.

Но на это нужны деньги. И вот здесь необходимо вспомнить про один Федеральный закон, а именно Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Согласно п. 8 и п.9 ч.1 статьи 14 Закона. «Вопросы местного значения поселения»

К вопросам местного значения поселения относятся:

«…8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения».

Т.е. обо всем вышеперечисленном должны позаботиться органы местного самоуправления за счет СВОИХ СРЕДСТВ. Где их возьмет крупный город, понятно. Но ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ ГОРОДКУ, В КОТОРОМ НЕТ НИ ОДНОГО ЗАВОДА С ЧИСЛЕННОСТЬЮ РАБОЧИХ БОЛЕЕ 200 ЧЕЛОВЕК ИЛИ ДЕРЕВНЕ, ГДЕ ОДНИ ПЕНСИОНЕРЫ И ДАЧНИКИ? Где их возьмет ДОТАЦИОННЫЙ РАЙОН? (а таковых-50%).

Статья 18 все того же Закона гласит: « Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, ИСПОЛНЯЮТСЯ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства МОГУТ дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации». Вот только федералы зачастую НЕ СПЕШАТ выделять такую помощь, а если выделяют, то уже после того, как сгорело, утонуло и т.д. Регионы действуют потому же принципу, к тому же у нас по-прежнему изрядная ЧАСТЬ РЕГИОНОВ ДОТАЦИОННА, т.е. живет за счет федеральных субвенций и субсидий.

Мы уже помним историю с лесными пожарами, когда для того, чтобы в деревне установили рынду, понадобилось обращение одного из жителей к Президенту. Я не сторонник криков «Путин, уйди!», но за данный закон спасибо именно ЕМУ. А ведь многие эксперты из регионов уже на момент подготовки закона к принятию предсказывали, чем это обернется…

Возникает вопрос: НЕ ПОРА ЛИ ВЕРНУТЬ ВОПРОС ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧС В ФЕДЕРАЛЬНУЮ КОМПЕТЕНЦИЮ, и перестать заниматься экстренным латанием дыр пополам с громкими заверениями и декларациями после каждого «бемца».

ИНАЧЕ КРЫМСКИЙ НАБАТ ТАК И ОСТАНЕТСЯ НЕУСЛЫШАННЫМ, КАК ОКАЗАЛСЯ ФАКТИЧЕСКИ НЕУСЛЫШАННЫМ НАБАТ ДЕРЕВЕНЬ, СГОРЕВШИХ В ПОЗАПРОШЛОМ ГОДУ, УТОНУВШИХ В ПРОШЛОМ И Т.Д.