Занимательное страноведение

На модерации Отложенный

Проблемы отечественного кино и достижения зарубежного в зеркале Московского кинофестиваля

 

34-й Московский международный кинофестиваль завершен. Награды вручены, гости разъехались, затихли маленькие медийные скандалы. Есть повод подвести итоги праздника и всмотреться в российские кинематографические будни.

 

Наблюдая ММКФ много лет в динамике, можно было заметить, как год от года организаторы избавлялись от комплексов «гостеприимной страны», «гламурной Москвы» и «великой кинематографической державы». Нынешний фестиваль был деловым и рабочим. Всё упростилось, опростилось и стало ясно: за постсоветские годы внутренний рынок индустрия российского кино потеряла, и мир этим не удивила.

Круглый стол на тему «что делать?» стал на фестивале традиционным. Прошел он и в этом году. В конференц-зале Дома кино СК России на встречу с министром культуры Владимиром Мединским и его замом Иваном Демидовым, курирующим отрасль, пришли продюсеры, режиссеры, критики.

Острой дискуссии – не получилось. Заместитель председателя Комитета по культуре Госдумы режиссер Владимир Бортко и председатель московского отделения СК Геннадий Полока больше говорили о советском опыте, когда была ясность и предсказуемость как финансирования, так и художественной оценки лент. Да и «кинопродукт» зритель в основном потреблял отечественный. В. Бортко в своем выступлении говорил о кинорепертуаре: «Наши кинотеатры освобождены от НДС и кормят Голливуд. И потому надо сделать так, чтобы было выгодно показывать русское кино».

«Государевы люди» считают, что доля показов национальных фильмов в каждом зале в период от 12 до 24 часов должна составлять в будущем году не ниже 20%, в 2014-м — не ниже 25% и в 2015-м — не ниже 30% всех демонстрируемых фильмов. На встрече был представлен законопроект, подготовленный «одной экспертной группой», где представлены эти цифры.

Против идеи регулирования репертуара жестко выступили дистрибьюторы и владельцы киносетей Алексей Рязанцев («Каро прокат») и Рафаэль Акопов («ПрофМедиа – сеть «СинемаПарк»). Прокатчики заметили, что квотирование голливудского кино приведет к падению посещаемости кинотеатров, а качество российского кино от этого не улучшится. Р. Акопов заявил: «Минкультуры за долгие годы не построило ни одного кинотеатра! Если вы хотите вводить квоты, сделайте государственные кинотеатры и показывайте там кино!»

Действительно, отрасль с начала «нулевых» отдана частным лицам, и, разумеется, теперь для них удивительно слышать такие речи: мол, в ваш личный «бизнес-монастырь» государство придёт со своим уставом-репертуаром… Голливуд – такая же транснациональная корпорация, как «Самсунг» или «Нестле», так что «горе побеждённым» - завоёванный рынок никто не собирается отдавать просто так. Другое дело, если правительство России согласиться «выкупить» часть зрителей. Продюсер и дистрибьютор Сергей Сельянов («СТВ»), предложил снизить цену билета на российские фильмы. Логика такая: зритель готов дорого платить за высокобюджетные голливудские фильмы, но не за «рефлексирующее» российское кино. Вот почему, «если возвращать кинотеатрам хотя бы 10% от собранных за отечественные фильмы денег, то кинотеатры будут охотнее ставить релизы местного производства». С. Сельянов подсчитал, что «цена вопроса около 250 миллионов рублей в год и поддержка в этом секторе и в этом объеме вполне по силам государству».

Председатель Союза кинематографистов РФ, кинорежиссер Никита Михалков предложил ввести в школах факультативный предмет «100 лучших фильмов». Напомним, что, будучи премьером, В. Путин тоже выдвигал сходную идею для школы - «100 лучших книг», но после выборов сей замысел не будируется. С кино, похоже, произойдёт то же самое, хотя кинообразование у нас оставляет желать лучшего. Как раз в дни ММКФ разразился скандал, связанный с письмом молодых кинематографистов Н. Михалкову. Авторы послания возмущались тем, что на фестивалях студенческих фильмов всё время побеждают ленты, пропагандирующие негативный образ России и русского человека. Документалист Дмитрий Боголюбов, выпускник ВГИКа, рассказывает: «Режиссеры предпочитают идти по проторенному пути: взять героя, который матерится и выдает разные перлы, включить камеру, и пойти за ним по пьянкам и подворотням. Смонтировать это и показать на фестивале. Но где здесь режиссура? Думают ли авторы таких фильмов о своей социальной ответственности? И что они хотят сказать миру такими фильмами?»

Получается, что ещё на стадии «инкубатора», т.е. учебного заведения, молодых режиссеров держат в «чёрном теле». Авось, не выдержат, сломаются, погубят свой талант. Национальному кинематографу убыток?!

Зато Голливуду выгода – конкурентов убирают в зародыше.

Впрочем, размышляя о нашем кино, его провалах и достижениях, важно выбрать точку отсчёта. По сравнению с советскими временами индустрия пребывает в системном кризисе. Оптимизм появляется, когда положение дел соотносится с недавними временами. Так, исполнительный директор Фонда кино Сергей Толстиков заявил: «Отечественный кинематограф восстановился после провала 90-х, сейчас мы имеем вполне нормальный индустриальный уровень состояния киноиндустрии, поэтому нет оснований для уныния. Но для того, чтобы заниматься развитием отрасли, нам нужно понимать, какой будет государственная политика в сфере кино. Нужна стратегия развития национального кино. Необходимо прописать методологию бюджетирования киноиндустрии. Но мы живем в рыночной экономике, и важно просчитывать на несколько ходов вперед, как отреагирует рынок на те или иные государственные инициативы».

Фестивальные премьеры как раз и продемонстрировали множественность подходов. Фильм Виталия Мельникова «Поклонница» снят при поддержке Министерства культуры. Добротная картина известного режиссера рассказывает об одной из «сюжетных линий» в биографии Чехова – его знакомстве и отношениях с литераторшей-дилетанткой Лидией Авиловой, ставшей прототипом нескольких героинь в творчестве писателя. Фильм основан на реальных событиях, Мельников старается быть точным в деталях и в передаче атмосферы эпохи. Получилась вполне благонравная лента, которая придётся по вкусу учителям литературы и преподавателям филологических вузов. Что ж, по нынешним временам и это – успех. Из отзывов зрителей: «Поклонница» - это и есть настоящее патриотическое кино, а не разудалая псевдо патриотическая клюква, которую любят снимать за государственный счет».

Но настоящий успех снискала лента, снятая без всякой господдержки. Это «Последняя сказка Риты» Ренаты Литвиновой. Ни один фестивальный показ не сопровождался таким ажиотажем со стороны зрителей и прессы. Литвинова рассказывает: «Это принципиальный арт-хаус, мы снимали все в одном подвале и на улице, нелегально, потому что у нас не было денег подкупать московских чиновников. Все это было сделано без большого штата съемочной группы: я и две ассистентки... операторы менялись, соратников я среди них не нашла, но зато главными помощниками были актеры. Они были готовы на любые жертвы ради искусства. Но это был, конечно, смертельный эксперимент… Я снимала кино на свои деньги, я ни перед кем не должна давать отчет». Чтобы получить прокатное удостоверение, актрисе пришлось создать компанию, которую она назвала «Запределье». В фильме фигурирует кафе с этим же именем. Сюда приходят три женщины, чтобы обсудить смерть главной героини – неизлечимо большой Риты. Мнения критиков и публики о картине диаметрально разошлись, хотя талант и творческая самобытность Ренаты Литвиновой вне всяких сомнений.

Москвичи и гости столицы любят ММКФ за возможность в насыщенные дни киносмотра посмотреть, как живут и о чём думают люди по всему земному шару. Занимательное страноведение на большом экране позволяет нам очутиться в Иране, где скотоводы-кочевники всё ещё живут племенами, а посещение школы для главного героя, десятилетнего Аслана – не данность, но мечта (конкурсный фильм «Взрослея вместе с ветром», режиссер Рахбар Ганбари). Зато в Италии – проблемы совершенно другого характера. Главный герой фильма «Присутствие великолепия» (режиссер Ферзан Озпетек) молодой человек Пьетро больше занят реализацией своей нетрадиционной сексуальности, чем профессиональным самоопределением. Контрасты!

Фестиваль позволил зрителям побывать в самой настоящей китайской деревне, где староста посёлка борется с рождаемостью и следит, чтобы выборы были открытыми и честными («Вишенка на гранатовом дереве», режиссер Чэнь Ли) и в Западной Сахаре, где почти сорок лет продолжается противостояние народа сахари и войск короля Марокко («Сыны облаков», режиссер Альваро Лонгория).

Кстати, в этом году очевиден был «революционный», протестный крен в программе фестиваля. Так, большим вниманием публики пользовалась картина Люка Бессона «Леди», посвященная женщине-легенде, лауреату Нобелевской премии, лидеру оппозиционного движения Бирмы Аун Сан Су Чжи. В фильме есть сцены, где бирманская полиция разгоняет демонстрантов, требующих свободных выборов. Эти кадры зрители встречали аплодисментами, приветствуя таким образом борцов за демократию. Ну а итальянская лента «Все копы – ублюдки» режиссера Стефано Соллима получила три приза на кинофестивале. Её герои - бойцы ОМОНа, их работа – разгонять митинги.

Авторы картины пытаются понять обе стороны: и жестоких рыцарей закона, и бунтующую молодёжь. У режиссера это - получилось! Так что воспитательное (помимо просветительского) действие фестиваля – очевидно.

 

Лидия СЫЧЕВА