Маркс и Энгельс о Коммунизме, Социализме, Капитализме, кризисах и пр. в современном прочтении Ч.2

На модерации Отложенный

Продолжение. Начало см. http://gidepark.ru/community/129/content/1417535

   Мы видели, как способность современных машин к усовершенствованию, доведенная до высочайшей степени, превращается, вследствие анархии производства в обществе, в принудительный закон, заставляющий отдельных промышленных капиталистов постоянно улучшать свои машины, постоянно увеличивать их производительную силу. В такой же принудительный закон превращается для них и простая фактическая возможность расширять размеры своего производства. Огромная способность крупной промышленности к расширению, перед которой расширяемость газов оказывается настоящей детской забавой, проявляется теперь в виде потребности расширять эту промышленность и качественно, и количественно,— потребности, не считающейся ни с каким противодействием. Это противодействие образуется потреблением, сбытом, рынками для продуктов крупной промышленности. Способность же рынков как к экстенсивному, так и к интенсивному расширению определяется совсем иными законами, действующими с гораздо меньшей энергией. Расширение рынков не может поспевать за расширением производства. (Можете себе представить, какой отдушиной является для ВТО вступление туда России) Коллизия становится неизбежной, и так как она не в состоянии разрешить конфликт до тех пор, пока не взорвет самый капиталистический способ производства, то она становится периодической. Капиталистическое производство порождает новый «порочный круг». (Вот Вам и ВСЯ причина кризисов! Для полноты картины надо понимать, что Деньги – ТАКОЙ ЖЕ Товар, как и все остальное! И перепроизводство ДЕНЕГ – ничуть не лучше простого перепроизводства Товаров! Причину возникновения кризисов можно показать и математически. Например, если рабочее время работника выглядит как Тв+Тп, где Тв – время на воспроизводство рабочей силы, а Тп – время создания прибавочной стоимости. Стоимость всего изделия пропорциональна затраченному времени на изготовление, тогда стоимость ВСЕГО изделия будет выглядеть как Со=Св+Сп, где Св – деньги заработанные РАБОЧИМИ . Но Со>Св ! То есть рабочие НЕ В СОСТОЯНИИ выкупить ВЕСЬ произведенный товар! А значит часть товара неизбежно будет оставаться в «ИЗЛИШКЕ»! И этот излишек должен все время ВОЗРАСТАТЬ! А вот если Тп=0 и Сп=0 (работа только на СЕБЯ, а не на дядю!), то это и есть СОЦИАЛИЗМ! И для кризисов места НЕТ! )

   И действительно, начиная с 1825 г., когда разразился первый общий кризис, весь промышленный и торговый мир, производство и обмен всех цивилизованных народов вместе с их более или менее варварскими придатками приблизительно раз в десять лет сходят с рельсов. В торговле наступает застой, рынки переполняются массой не находящих сбыта продуктов, наличные деньги исчезают из обращения, кредит прекращается, фабрики останавливаются, рабочие лишаются жизненных средств, ибо они произвели эти средства в слишком большом количестве; банкротства следуют за банкротствами, аукционы сменяются аукционами. Застой длится годами, массы производительных сил и продуктов расточаются и уничтожаются, пока накопившиеся массы товаров по более или менее сниженным ценам не разойдутся, наконец, и не возобновится постепенно движение производства и обмена. (Современный кризис отличается от описанного только тем, что в периоды предыдущих кризисов было разрешено брать продукцию в ДОЛГ! (это и есть та «изюминка, которая позволила буржуазным государствам «бескризисно» продержаться так долго в условиях существования СССР! В угоду политике можно закрыть глаза на некоторые экономические проблемы! Но вот СССР исчез, а долги ОСТАЛИСЬ!) Но КТО может дать в долг денег? Понятно, что те, у кого они есть! В БАНКЕ! В результате в долгах оказалась ВСЯ Европа, и Канада, США, Австралия – не исключение! Но ведь и по долгам когда-то надо платить! Вот и решили начать с Греции! Хотя Греция по долгу, как суммарному, так и на душу населения «тащится» в хвосте планеты всей! Почему же тогда банкротят именно Грецию? Наверно потому, что «банкротство» - это передел собственности, а собственность у греков – это ИХ земля! Вот и захотелось Банкирам «кусочек» земли у моря! Подробнее о долгах здесь http://zakon.mirtesen.ru/blog/43631307282/Pochemu-Zapad-zhivet-horosho?from=mail&l=bnq_bn&bp_id_click=43631307282&bpid=43631307282

) Мало-помалу движение это ускоряется, шаг сменяется рысью, промышленная рысь переходит в галоп, уступающий свое место бешеному карьеру, настоящей скачке с препятствиями, охватывающей промышленность, торговлю, кредит и спекуляцию, чтобы в конце концов после самых отчаянных скачков снова свалиться в бездну краха. И так постоянно сызнова. С 1825 г. мы уже пять раз пережили этот круговорот и теперь (в 1877 г.) переживаем его в шестой раз. Характер этих кризисов выражен до такой степени ярко, что Фурье уловил суть всех этих кризисов, назвав первый из них crise plethorique, кризисом от изобилия.

   В кризисах с неудержимой силой прорывается наружу противоречие между общественным производством и капиталистическим присвоением. Обращение товаров на время прекращается; средство обращения — деньги — становится тормозом обращения; все законы производства и обращения товаров действуют навыворот. Экономическая коллизия достигает своей высшей точки: способ производства восстает против способа обмена. (И ЭТО и есть ИДЕАЛ Путина! Именно этому отдано предпочтение перед Социализмом!!)

   Тот факт, что общественная организация производства внутри фабрик достигла такой степени развития, что стала несовместимой с существующей рядом с ней и над ней анархией производства в обществе, — этот факт становится осязательным для самих капиталистов благодаря насильственной концентрации капиталов, совершающейся во время кризисов посредством разорения многих крупных и еще большего числа мелких капиталистов. (Разве не это и наблюдается сегодня не только в России, но и во всем мире?) Весь механизм капиталистического способа производства отказывается служить под тяжестью им же самим созданных производительных сил. Он не может уже превращать в капитал всю массу средств производства; они остаются без употребления, а потому вынуждена бездействовать и промышленная резервная армия. Средства производства, жизненные средства, рабочие, находящиеся в распоряжении капитала, — все элементы производства и общего благосостояния имеются в изобилии. Но «изобилие становится источником нужды и лишений» (Фурье), потому что именно оно-то и препятствует превращению средств производства и жизненных средств в капитал. Ибо в капиталистическом обществе средства производства не могут вступать в действие иначе, как превратившись сначала в капитал, в средство эксплуатации человеческой рабочей силы. Как призрак, стоит между рабочими, с одной стороны, и средствами производства и жизненными средствами, с другой, необходимость превращения этих средств в капитал. Она одна препятствует соединению вещественных и личных рычагов производства; она одна мешает средствам производства действовать, а рабочим — трудиться и жить. Следовательно, с одной стороны, капиталистический способ производства изобличается в своей собственной неспособности к дальнейшему управлению производительными силами. С другой стороны, сами производительные силы с возрастающей мощью стремятся к уничтожению этого противоречия, к освобождению себя от всего того, что свойственно им в качестве капитала, к фактическому признанию их характера как общественных производительных сил.

   Это противодействие мощно возрастающих производительных сил их капиталистическому характеру, эта возрастающая необходимость признания их общественной природы принуждает класс самих капиталистов все чаще и чаще обращаться с ними, насколько это вообще возможно при капиталистических отношениях, как с общественными производительными силами. Как периоды промышленной горячки с их безгранично раздутым кредитом, так и самые крахи, разрушающие крупные капиталистические предприятия, приводят к такой форме обобществления больших масс средств производства, какую мы встречаем в различного рода акционерных обществах. Некоторые из этих средств производства и сообщения, как, например, железные дороги, сами по себе до того колоссальны, что они исключают всякую другую форму капиталистической эксплуатации. На известной ступени развития становится недостаточной и эта форма; все крупные производители одной и той же отрасли промышленности данной страны объединяются в один «трест», в союз, с целью регулирования производства. Они определяют общую сумму того, что должно быть произведено, распределяют ее между собой и навязывают наперед установленную продажную цену. А так как эти тресты при первой заминке в делах большей частью распадаются, то они тем самым вызывают еще более концентрированное обобществление: целая отрасль промышленности превращается в одно сплошное колоссальное акционерное общество, конкуренция внутри страны уступает место монополии этого общества внутри данной страны. Так это и случилось в 1890 г. с английским производством щелочей, которое после слияния всех 48 крупных фабрик перешло в руки единственного, руководимого единым центром, общества с капиталом в 120 миллионов марок (Можно представить себе трудности А.Чубайса по распилу экономики СССР! Ведь все приходилось резать по «живому»! Приходилось идти ПРОТИВ требований экономики, ПРОТИВ ее законов!!).

   В трестах свободная конкуренция превращается в монополию, а бесплановое производство капиталистического общества капитулирует перед плановым производством грядущего социалистического общества. Правда, сначала только на пользу и к выгоде капиталистов. Но в этой своей форме эксплуатация становится настолько осязательной, что должна рухнуть. Ни один народ не согласился бы долго мириться с производством, руководимым трестами с их неприкрытой эксплуатацией всего общества небольшой шайкой лиц, живущих стрижкой купонов. (в том числе и Мировым правительством)

Так или иначе, с трестами или без трестов, в конце концов государство как официальный представитель капиталистического общества вынуждено(Я говорю «вынуждено», так как лишь в том случае, когда средства производства или сообщения действительно перерастут управление акционерных обществ, когда их огосударствление станет экономически неизбежным, только тогда — даже если его совершит современное государство — оно будет экономическим прогрессом, новым шагом по пути к тому, чтобы само общество взяло в свое владение все производительные силы.) взять на себя руководство производством. Эта необходимость превращения в государственную собственность наступает, прежде всего, для крупных средств сообщения: почты, телеграфа и железных дорог.

   Если кризисы выявили неспособность буржуазии к дальнейшему управлению современными производительными силами, то переход крупных производственных предприятий и средств сообщения в руки акционерных обществ, трестов и в государственную собственность доказывает ненужность буржуазии для этой цели. Все общественные функции капиталиста выполняются теперь наемными служащими. Для капиталиста не осталось другой общественной деятельности, кроме загребания доходов, стрижки купонов и игры на бирже, где различные капиталисты отнимают друг у друга капиталы.(В этом плане ростовщичество – дача денег под проценты – ничуть не лучше и не хуже перечисленного!

«То, что мы сказали о торговом капитале, еще в большей степени применимо к ростовщическому капиталу. В торговом капитале оба крайние пункта, — деньги, бросаемые на рынок, и возросшие деньги, извлекаемые с рынка, — связаны, по крайней мере, через посредство купли и продажи, опосредствованы движением обращения. В ростовщическом капитале форма Д — Т — Д' сокращена, крайние пункты соединяются без всякого посредствующего звена: Д — Д', деньги, обмениваемые на большее количество денег, — форма, противоречащая самой природе денег и потому необъяснимая с точки зрения товарообмена. (Поэтому Аристотель говорит:

«Существует двоякого рода хрематистика: одна относится к торговле, другая к экономике; последняя необходима и достойна похвалы, первая основана на обращении и потому справедливо порицается (ибо она покоится не на природе вещей, а на взаимном надувательстве). Таким образом, ростовщичество справедливо ненавидимо всеми, ибо здесь сами деньги являются источником приобретения и употребляются не для того, для чего они были изобретены. Ведь они возникли для товарного обмена, между тем процент делает из денег новые деньги. Отсюда и его название («τοχζ» — «процент» и «порожденное»). Ибо порожденное подобно породившему. Но процент есть деньги от денег, так что из всех отраслей приобретения эта — наиболее противна природе»).

К.Маркс Капитал т.1

И кто говорит что Маркс не анализировал ростовщический капитал??) Если раньше капиталистический способ производства вытеснял рабочих, то теперь он вытесняет и капиталистов, правда, пока еще не в промышленную резервную армию, а только в разряд излишнего населения.

   Но ни переход в руки акционерных обществ и трестов, ни превращение в государственную собственность не уничтожают капиталистического характера производительных сил. Относительно акционерных обществ и трестов это совершенно очевидно. А современное государство опять-таки есть лишь организация, которую создает себе буржуазное общество для охраны общих внешних условий капиталистического способа производства от посягательств как рабочих, так и отдельных капиталистов (Вот в чем причина притягательности Капитализма для Путина!). Современное государство, какова бы ни была его форма, есть по самой своей сути капиталистическая машина, государство капиталистов, идеальный совокупный капиталист. (Именно это и предполагалось Лениным при введении НЭПа! А именно – СОЗДАНИЕ в России ИДЕАЛЬНОГО СОВОКУПНОГО Капиталиста, с последующим переходом к Социализму! Таким бы образом этот Идеальный Совокупный Капиталист ЛИКВИДИРОВАЛ бы доставшуюся от царизма отсталость, и уже на «законных» основаниях можно было бы переходить к Социализму! А наличие у руля Марксистской партии обеспечило бы прохождение этапа Госкапитализма с минимальными потерями! Увы! «бы» помешало!) Чем больше производительных сил возьмет оно в свою собственность, тем полнее будет его превращение в совокупного капиталиста и тем большее число граждан будет оно эксплуатировать. Рабочие останутся наемными рабочими, пролетариями. Капиталистические отношения не уничтожаются, а, наоборот, доводятся до крайности, до высшей точки. Но на высшей точке происходит переворот. Государственная собственность на производительные силы не разрешает конфликта, но она содержит в себе формальное средство, возможность его разрешения.(И именно так и планировал Ленин при создании НЭПа!)

   Это разрешение может состоять лишь в том, что общественная природа современных производительных сил будет признана на деле и что, следовательно, способ производства, присвоения и обмена будет приведен в соответствие с общественным характером средств производства. А это может произойти только таким путем, что общество открыто и не прибегая ни к каким окольным путям возьмет в свое владение производительные силы, переросшие всякий другой способ управления ими, кроме общественного. Тем самым общественный характер средств производства и продуктов, который теперь оборачивается против самих производителей и периодически потрясает способ производства и обмена, прокладывая себе путь только как слепо действующий закон природы, насильственно и разрушительно, — этот общественный характер будет тогда использован производителями с полной сознательностью и превратится из причины расстройств и периодических крахов в сильнейший рычаг самого производства.

   Общественные силы, подобно силам природы, действуют слепо, насильственно, разрушительно, пока мы не познали их и не считаемся с ними. Но раз мы познали их, поняли их действие, направление и влияние, то только от нас самих зависит подчинять их все более и более нашей воле и с их помощью достигать наших целей. Это в особенности относится к современным могучим производительным силам. Пока мы упорно отказываемся понимать их природу и характер, — а этому пониманию противятся капиталистический способ производства и его защитники, — до тех пор производительные силы действуют вопреки нам, против нас, до тех пор они властвуют над нами, как это подробно показано выше. Но раз понята их природа, они могут превратиться в руках ассоциированных производителей из демонических повелителей в покорных слуг. Здесь та же разница, что между разрушительной силой электричества в грозовой молнии и укрощенным электричеством в телеграфном аппарате и дуговой лампе, та же разница, что между пожаром и огнем, действующим на службе человека. Когда с современными производительными силами станут обращаться сообразно с их познанной, наконец, природой, общественная анархия в производстве заменится общественно-планомерным регулированием производства сообразно потребностям как общества в целом, так и каждого его члена в отдельности. Тогда капиталистический способ присвоения, при котором продукт порабощает сперва производителя, а затем и присвоителя, будет заменен новым способом присвоения продуктов, основанным на самой природе современных средств производства: с одной стороны, прямым общественным присвоением продуктов в качестве средств для поддержания и расширения производства, а с другой — прямым индивидуальным присвоением их в качестве средств к жизни и наслаждению.(И здесь можно провести такую параллель – все знают, что беспорядок, хаос в доме СПЕЦИАЛЬНО производить не надо! Они придут сами собой если НИЧЕГО НЕ ПРЕДПРИНИМАТЬ! А вот над чистотой и ПОРЯДКОМ надо ох как попотеть! И ЗАНИМАТЬСЯ этим «порядком» - ПОСТОЯННО! Иначе – возврат к анархии, беспорядку! То же и с Социализмом – его построение требует ПОСТОЯННОГО и ОСОЗНАННОГО участия в этом процессе Масс! И чем дальше – тем больше! И именно в этом процессе и происходит ОТМИРАНИЕ государства! А если этого НЕ БУДЕТ, то очередной 91-й год не замедлит явиться! )

   Все более и более превращая громадное большинство населения в пролетариев, капиталистический способ производства создает силу, которая под угрозой гибели вынуждена совершить этот переворот. Заставляя все более и более превращать в государственную собственность крупные обобществленные средства производства, капиталистический способ производства сам указывает путь к совершению этого переворота. Пролетариат берет государственную власть и превращает средства производства прежде всего в государственную собственность. Но тем самым он уничтожает самого себя как пролетариат, тем самым он уничтожает все классовые различия и классовые противоположности, а вместе с тем и государство как государство. (Обращаю внимание на способ употребления слова «уничтожает»! Это вовсе не означает «убить» или «ликвидировать»! Здесь вовсе нет призыва к самоубийству! И точно так же. Там где у Маркса или Энгельса идет речь об «уничтожении частной собственности» речь вовсе не идет о ФИЗИЧЕСКОМ уничтожении или разрушении частной собственности!) Существовавшему и существующему до сих пор обществу, которое движется в классовых противоположностях, было необходимо государство, т. е. организация эксплуататорского класса для поддержания его внешних условий производства, значит, в особенности для насильственного удержания эксплуатируемого класса в определяемых данным способом производства условиях подавления (рабство, крепостничество или феодальная зависимость, наемный труд).

Государство было официальным представителем всего общества, его сосредоточением в видимой корпорации, но оно было таковым лишь постольку, поскольку оно было государством того класса, который для своей эпохи один представлял все общество: в древности оно было государством рабовладельцев — граждан государства, в средние века — феодального дворянства, в наше время — буржуазии. Когда государство наконец-то становится действительно представителем всего общества, тогда оно само себя делает излишним. С того времени, когда не будет ни одного общественного класса, который надо бы было держать в подавлении, с того времени, когда исчезнут вместе с классовым господством, вместе с борьбой за отдельное существование, порождаемой теперешней анархией в производстве, те столкновения и эксцессы, которые проистекают из этой борьбы, — с этого времени нечего будет подавлять, не будет и надобности в особой силе для подавления, в государстве. Первый акт, в котором государство выступает действительно как представитель всего общества — взятие во владение средств производства от имени общества, — является в то же время последним самостоятельным актом его как государства. Вмешательство государственной власти в общественные отношения становится тогда в одной области за другой излишним и само собой засыпает. На место управления лицами становится управление вещами и руководство производственными процессами. (Наиболее наглядно это проявляется при ПОЛНОЙ Автоматизации Производства! Загрузка Автоматизированного комплекса наиболее естественна через систему Заказов от населения! Собрать заказы ОТ каждого жителя планеты сейчас не представляется сложной задачей. Но заказ ГАРАНТИРУЕТ потребление произведенной продукции! А поскольку каждый будет заказывать именно то, что ему нужно, то и получается ПО ПОТРЕБНОСТЯМ! Или получается именно то, что и было обещано при Коммунизме!!) Государство не «отменяется», оно отмирает. На основании этого следует оценивать фразу про «свободное народное государство», фразу, имевшую до известной поры право на существование в качестве агитационного средства, но в конечном счете научно несостоятельную. На основании этого следует оценивать также требование так называемых анархистов, чтобы государство было отменено с сегодня на завтра.

     С тех пор как на историческую сцену выступил капиталистический способ производства, взятие обществом всех средств производства в свое владение часто представлялось в виде более или менее туманного идеала будущего как отдельным личностям, так и целым сектам. Но оно стало возможным, стало исторической необходимостью лишь тогда, когда фактические условия его проведения в жизнь оказались налицо. Как и всякий другой общественный прогресс, оно становится осуществимым не вследствие осознания того, что существование классов противоречит справедливости, равенству и т. д., не вследствие простого желания отменить классы, а в силу известных новых экономических условий. Разделение общества на классы — эксплуатирующий и эксплуатируемый, господствующий и угнетенный — было неизбежным следствием прежнего незначительного развития производства. Пока совокупный общественный труд дает продукцию, едва превышающую самые необходимые средства существования всех, пока, следовательно, труд отнимает все или почти все время огромного большинства членов общества, до тех пор это общество Неизбежно делится на классы. Рядом с этим огромным большинством, исключительно занятым подневольным трудом, образуется класс, освобожденный от непосредственно производительного труда и ведающий такими общими делами общества, как управление трудом, государственные дела, правосудие, науки, искусства и т. д. Следовательно, в основе деления на классы лежит закон разделения труда. Это, однако, отнюдь не исключало применения насилия, хищничества, хитрости и обмана при образовании классов и не мешало господствующему классу, захватившему власть, упрочивать свое положение за счет трудящихся классов и превращать руководство обществом в усиленную эксплуатацию масс.

  Но если разделение на классы имеет, таким образом, известное историческое оправдание, то оно имеет его лишь для известного периода и при известных общественных условиях. Оно обусловливалось недостаточностью производства и будет уничтожено полным развитием современных производительных сил. И действительно, упразднение общественных классов предполагает достижение такой ступени исторического развития, на которой является анахронизмом, выступает как отжившее не только существование того или другого определенного господствующего класса, но и какого бы то ни было господствующего класса вообще, а следовательно, и самое деление на классы. Следовательно, упразднение классов предполагает такую высокую ступень развития производства, на которой присвоение особым общественным классом средств производства и продуктов, — а с ними и политического господства, монополии образования и духовного руководства, — не только становится излишним, но и является препятствием для экономического, политического и интеллектуального развития. Эта ступень теперь достигнута. Политическое и интеллектуальное банкротство буржуазии едва ли составляет тайну даже для нее самой, а ее экономическое банкротство повторяется регулярно каждые десять лет. При каждом кризисе общество задыхается под тяжестью своих собственных производительных сил и продуктов, которые оно не может использовать, и остается беспомощным перед абсурдным противоречием, когда производители не могут потреблять потому, что недостает потребителей. Свойственная современным средствам производства сила расширения разрывает оковы, наложенные капиталистическим способом производства. Освобождение средств производства от этих оков есть единственное предварительное условие беспрерывного, постоянно ускоряющегося развития производительных сил, а благодаря этому — и практически безграничного роста самого производства. Но этого недостаточно. Обращение средств производства в общественную собственность устраняет не только существующее теперь искусственное торможение производства, но также и то прямое расточение и уничтожение производительных сил и продуктов, которое в настоящее время является неизбежным спутником производства и достигает своих высших размеров в кризисах. Сверх того, оно сберегает для общества массу средств производства и продуктов путем устранения безумной роскоши и мотовства господствующих теперь классов и их политических представителей. Возможность обеспечить всем членам общества путем общественного производства не только вполне достаточные и с каждым днем улучшающиеся материальные условия существования, но также полное свободное развитие и применение их физических и духовных способностей, — эта возможность достигнута теперь впервые, но теперь она действительно достигнута.

   Раз общество возьмет во владение средства производства, то будет устранено товарное производство, а вместе с тем и господство продукта над производителями. Анархия внутри общественного производства заменяется планомерной, сознательной организацией. Прекращается борьба за отдельное существование. Тем самым человек теперь — в известном смысле окончательно — выделяется из царства животных и из звериных условий существования переходит в условия действительно человеческие. Условия жизни, окружающие людей и до сих пор над ними господствовавшие, теперь подпадают под власть и контроль людей, которые впервые становятся действительными и сознательными повелителями природы, потому что они становятся господами своего собственного объединения в общество. Законы их собственных общественных действий, противостоявшие людям до сих пор как чуждые, господствующие над ними законы природы, будут применяться людьми с полным знанием дела и тем самым будут подчинены их господству. То объединение людей в общество, которое противостояло им до сих пор как навязанное свыше природой и историей, становится теперь их собственным свободным делом. Объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самих людей. И только с этого момента люди начнут вполне сознательно сами творить свою историю, только тогда приводимые ими в движение общественные причины будут иметь в преобладающей и все возрастающей мере и те следствия, которых они желают. Это есть скачок человечества из царства необходимости в царство свободы.»

(Резюме: Еще раз – ВСЕ предыдущие формации – Капитализм, Феодализм, Рабовладение – суть экономики Анархии! Экономика Социализма – СОЗНАТЕЛЬНОЕ (или ОСОЗНАННОЕ) производство необходимой продукции. Или при Социализме и Коммунизме должна производится только та продукция и только в тех количествах, которая и нужна гражданам и будет ими потреблена! И если Анархия производства по определению создания НЕ требует, то ПЛАНОВОЕ производство необходимо именно СТРОИТЬ! Само по себе здание Социализма построено быть не может! Развалить и вернуться к анархии (на примере развала СССР) – особых проблем нет! А вот СТРОИТЬ? И понятно, что строить может только тот, кто этого ХОЧЕТ! Или в Обществе должно быть в наличии ЖЕЛАНИЕ по строительству нового Общества! Или – возможно только ОСОЗНАННОЕ строительство нового Общества – Общества Социализма!)

Энгельс РАЗВИТИЕ СОЦИАЛИЗМА ОТ УТОПИИ К НАУКЕ

 Маркс в своих произведениях изучал протекание различных процессов. В их числе процессы по созданию Капиталов, процессы обращения Капиталов. Но немого особняком стоит изучение процесса возникновения и развития Частной Собственности! Весь рассмотренный здесь процесс развития Социализма от утопии к науке можно проследить и через процесс развития Частной Собственности! Сейчас я не буду на этом останавливаться. О том, что эти два процесса «параллельны» свидетельствует следующие две цитаты:

“Таким образом, дело дошло теперь до того, что индивиды должны присвоить себе существующую совокупность производительных сил не только для того, чтобы добиться   самодеятельности, но и вообще для того, чтобы обеспечить своё существование. Это присвоение прежде всего обусловлено тем объектом, который должен быть присвоен, производительными силами, которые развились в определённую совокупность и существуют только в рамках универсального общения. Уже в силу этого присвоение   должно носить универсальный характер, соответствующий производительным силам и общению. Само присвоение этих сил представляет собой не что иное, как развитие   индивидуальных способностей, соответствующих материальным орудиям производства.”

К. МАРКС И Ф. ЭНГЕЛЬС. — НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ. ТОМ I

«Присвоение всей совокупности производительных сил объединившимися индивидами уничтожает частную собственность.»

К. МАРКС И Ф. ЭНГЕЛЬС. — НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ. ТОМ I

Но в то же время Маркс предупреждает:

«И всё же политическое аннулирование частной собственности не только не упраздняет частной собственности, но даже предполагает её. Государство на свой лад упраздняет различия происхождения, сословия, образования, профессии, когда объявляет неполитическими различиями происхождение, сословие, образование, профессию, когда провозглашает, не обращая внимания на эти различия, каждого человека равноправным участником народного суверенитета, когда рассматривает все элементы действительной народной жизни с точки зрения государства. Несмотря на всё это, государство позволяет частной собственности, образованию, профессии действовать свойственным им способом и проявлять их особую сущность в качество частной собственности, образования, профессии. Весьма далёкое от того, чтобы упразднить все эти фактические различия, государство, напротив, существует лишь при условии, что эти различия существуют, государство чувствует себя политическим государством и осуществляет свою всеобщность лишь в противоположность к этим своим элементам.»

К.Маркс К ЕВРЕЙСКОМУ ВОПРОСУ

Или политическая власть пролетариата вовсе не гарантирует уничтожение частной собственности! Уже само СОХРАНЕНИЕ профессий СОХРАНЯЕТ Частную Собственность! Или, чтобы уничтожить частную собственность необходимо повысить уровень развития до такой степени, когда Профессии станут ненужными! Или, КАЖДЫЙ Человек будет владеть ВСЕМИ профессиями! Фантастика? Отнюдь! Уровень развития соответствующий ПОЛНОЙ Автоматизации Производства и создаёт ВОЗМОЖНОСТЬ для овладения каждым человеком МНОЖЕСТВОМ профессий! Но тогда и необходимо рассмотреть Процесс развития Автоматизации. Начало этого Процесса положено Капитализмом. И к закономерностям Автоматизации с полным основанием можно отнести ссылку Маркса на Рикардо:

«Увеличивая непрестанно легкость производства, мы в то же время непрестанно уменьшаем стоимость некоторых из товаров, произведенных ранее, хотя этим же самым путем мы увеличиваем не только национальное богатство, но и способность производить в будущем... Как только с помощью машин или наших знаний в области естественных наук мы заставляем силы природы выполнять работу, которая прежде совершалась человеком, меновая стоимость этой работы соответственно понижается.» (Рикардо).

Маркс «Нищета философии. — гл. I. Научное открытие»

Или, если продлить эту закономерность до логического конца, при Полной Автоматизации Производства эта меновая стоимость окажется равной нулю! Это вытекает из того, что меновые стоимости – суть «Трудовые затраты» и если этих затрат нет, то и обмениваться НЕЧЕМ! А как же деньги, как же капитал? Но ведь Маркс и говорит, что:

«Настоящий враг, которого нужно побороть, — это капитал.»

МАРКС — ЭНГЕЛЬСУ, 14 АВГУСТА1851 г.

А деньги это СРЕДСТВО обмена трудом! И функция накопления денег может функционировать только до тех пор, пока функционирует функция Обмена! Кому нужны фантики, на которые ничего нельзя обменять (или купить)? Но именно этот труд в результате автоматизации и уменьшается! И тем самым УМЕНЬШАЕТСЯ ВЛАСТЬ денег!! И далее:

«Ведь если бы машины уничтожили весь класс наемных рабочих, — какие ужасные времена настали бы для капитала, который без наемного труда перестает быть капиталом!»

МАРКС НАЕМНЫЙ ТРУД И КАПИТАЛ

Таким образом Полная Автоматизация Производства – УНИЧТОЖАЕТ ВЕСЬ КЛАСС НАЕМНЫХ РАБОЧИХ!! А это значит, что НИКТО не создает Прибавочную Стоимость! Или НИКТО не создает Капитал!!! Но Закон прибавочной стоимости – ОСНОВНОЙ Закон Капитализма! А значит Полная Автоматизация Производства – НЕДОСТИЖИМА для Капитализма! И чтобы достичь такого уровня развития необходим ДРУГОЙ общественный строй – СОЦИАЛИЗМ!! В приведенной статье Энгельс уже доказал, что Социализм – это строй Упорядоченного – Планового Производства когда общество производит именно то, что будет потреблено! Поэтому и есть интерес посмотреть, что будет с Социализмом в случае ПОЛНОЙ Автоматизации Производства. Произойти же должно следующее. Автоматизированное оборудование наиболее эффективно использовать путем системы заказов. То есть КАЖДЫЙ житель должен на своем (предположительно) компьютере сделать заказ из расчета за год или за полгода, в зависимости от типа продукции. Если нет своего компьютера (что при коммунизме сильно проблематично, но, ВДРУГ, случилась такая оказия и Человек остался без компьютера) то всегда можно воспользоваться общественным компьютером. Но суть остается в том, что КАЖДЫЙ будет заказывать именно то, что ему нужно! Или потребно! Вот и получается, что при ПОЛНОЙ Автоматизации КАЖДЫЙ Человек будет обеспечен ПО ПОТРЕБНОСТЯМ!! Хорошо известны высказывания Маркса, об уничтожении частной собственности. Но как показано в предыдущих цитатах Частная собственность не МОЖЕТ быть уничтожена путем простого взятия Власти пролетариатом в свои руки! Но есть и такое высказывание Маркса:

«Впрочем, разделение труда и частная собственность, это — тождественные выражения: в одном случае говорится по отношению к деятельности то же самое, что в другом — по отношению к продукту деятельности.»

К.Маркс Немецкая идеология т.1

Но совершенно понятно, что ПОЛНАЯ Автоматизация Производства ЛИКВИДИРУЕТ разделение Труда, а следовательно и Частную собственность! Но что будет происходить с занятостью Человека? Очевидно, на долю Человека останется только деятельность по Управлению Автоматизированным Производством и Творческая Деятельность! Таким образом, Общество, достигшее ПОЛНОЙ Автоматизации Производства – Общество ТВОРЧЕСКИХ Личностей! Но с другой стороны, поскольку КАЖДЫЙ человек Противоречив, то Жизненной потребностью для него может стать только ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ вид деятельности! А именно таковым и является Творчество! И именно поэтому только в Творчестве может соединиться и соединяется Умственный и Физический Труд! Таким образом уровень развития определяемый как ПОЛНАЯ Автоматизация Производства ПОЛНОСТЬЮ соответствует тому пониманию, которое и вкладывается в понятие Коммунизм! Таким образом, Коммунизм по Марксу – Общество Творческих людей, на базе ПОЛНОЙ Автоматизации Производства!

Следует ли из всего сказанного, что Социализм и Коммунизм придут в дом каждого автоматически? И надо лишь спокойненько дождаться их прихода на печи сидючи?? Отнюдь! Энгельс в приведенной статье наглядно показал, что Капитализм – это АНАРХИЯ производства! Но любой взрослый человек знает, что беспорядок, анархию в доме сооружать не требуется! Если только сидеть на печи беспорядок-анархия в доме появятся САМИ! А вот чтобы навести ПОРЯДОК в доме – просто необходимо приложить определенные усилия! Как и по ПОДДЕРЖАНИЮ порядка в доме!! Именно поэтому строительство Социализма ТРЕБУЕТ Активного участия в этом деле всех членов общества! И чем дальше – тем больше! И именно в этом случае и сможет произойти такое явление – как ОТМИРАНИЕ Государства! Если Активность Граждан ПЕРЕКРОЕТ функции государства! Поэтому Капиталисты вовсе не будут сидеть и ждать, пока придет Социализм! Они сделают ВСЕ, чтобы сохранить свою Власть!! И Планы и Действия К-300 это наглядно подтверждают! Поскольку при Коммунизме денег не будет, то очевидно, что процесс Автоматизации постоянно ПОНИЖАЕТ роль и функции денег! Ну а поскольку для Буржуазии Деньги это Власть, то понятно стремление этой буржуазии усилить свою власть и помимо денег! Именно такой цели и служит проводимая сейчас в США чипизация населения! Поскольку эта чипизация дает Власти ПОЛНЫЙ контроль над поведением человека! Подготовка к чипизации полным ходом идет и в России! Возможно и уже проводится с помощью ювенальной юстиции! А для Россиян уже вовсю действует программа по стерилизации Женщин, дабы больше не рожали! И прикрывается эта стерилизация ПРИВИВКАМИ от рака груди!! Ну а экономической целью К-300 является СТАГНАЦИЯ технического прогресса и замораживание его на феодальном уровне! Именно так и можно сохранить Власть всей Буржуазией с К-300 во главе!! И если большинство так и будет сидеть на печи, планы К-300 будут реализованы ПОЛНОСТЬЮ! Или, Маркс вовсе не застраховал Общества от САМОликвидации! Поэтому выбор за Обществом – или самоуничтожение, или найти в себе силы для перехода к Социализму и Развитию!

«Демократия в наши дни — это коммунизм. Какая-либо иная демократия может существовать ещё только в головах теоретических ясновидцев, которым нет дела до действительных событий, для которых не люди и обстоятельства развивают принципы, а принципы развиваются сами собой. Демократия стала пролетарским принципом, принципом масс.»

Ф. Энгельс ПРАЗДНЕНСТВО НАЦИЙ в ЛОНДОНЕ