Прекратить уничтожение образования и медицины!

На модерации Отложенный

МИХАИЛ ДЕЛЯГИН 

Нельзя обеспечить стране нормальную жизнь, не признав, что здравоохранение, образование, социальная помощь, культура и защита окружающей среды являются не «услугами», оказываемыми населению в целях обогащения тех или иных группировок, а единственно возможным способом созидании нации, инструментом формирования главного – человеческого капитала общества. Соответственно, либеральные реформы во всех этих направлениях (включая лишение детей способности мыслить при помощи пресловутого ЕГЭ и оптимизации здравоохранения путем его превращения в здравозахоронение) должны быть прекращены и отменены, их последствия исправлены, а их организаторы и исполнители должны понести ответственность в соответствии с тяжестью совершенных преступлений. (Как минимум, это преступная халатность, повлекшая за собой особо тяжкие последствия.) 

В частности, необходимо приравнять полностью занятых работников бюджетных предприятий здравоохранения и образования (включая муниципальные) к государственным служащим с соответствующей оплатой труда и социальным обеспечением. 

Следует признать принципиальную ограниченность возможности развития рыночных отношений в этих сферах, так как потребитель в принципе не способен своевременно оценить качество оказываемой ему помощи, а цена ошибок и недобросовестности неприемлемо велика. 

Надо обеспечить доступность здравоохранения и образования, вплоть до их бесплатности для бедной части общества. Отменить все псевдо новации, ведущие к коммерциализации образования и бюджетной сферы в целом. Ликвидировать как категорию бизнес, паразитирующий на расходах бюджета, в первую очередь социальных (например, монополисты по поставкам лекарства для государственных нужд должны утратить свое монопольное положение и быть возвращенными в конкурентную среду). 

Следует создать действенную систему обеспечения качества образования, здравоохранения, социальной помощи и среды обитания человека на основе единых стандартов, на первом этапе – по советскому образцу, с жесточайшей ответственностью за некачественную работу и особенно – за потакание ей. Надо отделить «медицину комфорта» как вид предпринимательства от «медицины жизнеобеспечения», сохраняющей жизнь и здоровье. Последняя должна быть общедоступной и качественной для всех граждан вне зависимости от их доходов, для малоимущих (сегодня это не менее 70% населения) - бесплатной. 

«Медицина жизнеобеспечения» должна финансироваться из бюджета в соответствии с потребностями, определяемыми на оснований показателей здоровья населения региона по результатам диспансеризаций. Страховые принципы в «медицине жизнеобеспечения» должны быть полностью отменены, так как они переводят оплату труда медработников на сдельный принцип, заинтересовывая их не в обеспечении здоровья, а в увеличении масштабов медицинских услуг. Они ориентируют медицину на завышение издержек и разрушают систему мотивации медиков, принуждая их к извлечению денег из пациентов вместо укрепления их здоровья. Кроме того, страховые принципы увеличивают расходы на здравоохранение за счет финансирования самих страховых компаний. 

Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) должен быть упразднен как ненужный и вредный посредник, не просто расточающий средства общества, но и являющийся источником тотального бюрократического террора в отношении врачей. 

Наконец, необходимо кардинально повысить мобильность, число и оснащенность бригад скорой помощи за счет приоритетного финансирования и обновления технической базы. Достижение челябинской «Единой России», сократившей в разгар коронабесия среднее время ожидания «Скорой помощи» более чем вдвое (если правильно помню, с семи до трех суток), заслуживает уважения, а причастные к подобным срокам чинуши - не менее 10 лет лишения свободы.