Как мужчинам не стоит понимать слова «жена да убоится мужа своего»

На модерации Отложенный

Как мужчинам не стоит понимать слова «жена да убоится мужа своего»

Часто эти слова апостола Павла используют для того, чтобы подчеркнуть подчиненную, если не рабскую роль, которая в христианстве якобы отводится женщине в семейной жизни. Одни поэтому обрушиваются на Церковь с критикой, обвиняют в угнетении женщин и поощрении семейного насилия. Другие — в основном мужчины, наоборот, ссылаются на эту фразу для того, чтобы оправдать свою брутальность и попытки самоутвердиться в семье за счет использования методов в духе Домостроя. В современном мире не так мало семей, в которых женщины действительно испытывают страх перед мужьями: боятся, что те их обругают, поколотят, не дадут денег, накажут детей, придут домой пьяными. Неужели такие уродливые отношения — это идеал христианской семьи? Так может думать только тот, кто прочитывает слова Священного Писания без рассуждения и рассматривает их вне контекста.

В пятой главе послания к Ефесянам апостол Павел обращается в основном к мужьям. Он сравнивает отношения между супругами с отношениями Христа и Церкви и призывает мужчин к жертвенной любви. Этот отрывок стоит привести целиком:

Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего‐либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены Тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа (Еф. 5:25-33).

Как мужчинам не стоит понимать слова «жена да убоится мужа своего»pruzhevskaya.photo

Речь тут идет не о рабском страхе жены перед мужем, а о гармоничных ответственных отношениях в семье.

Апостол заповедует мужьям любить своих жен вплоть до самопожертвования, предпочитать их собственным родителям, заботиться о них. Супруги становятся одной плотью, несут общее служение. Что же касается слов о том, что жена должна бояться, то в греческом оригинале, с которого послание к Ефесянам было переведено на русский язык, стоит глагол, имеющий несколько значений, в том числе чтить, уважать, заботиться. И, конечно, автор имел в виду в том числе эти смыслы тоже.

Относительно страха жены перед мужем, его природу можно лучше понять по аналогии со страхом Божьим, который не имеет ничего общего с негативным эмоциональным состоянием, когда человек боится кого-то, потому что ждет от него плохого — наказания, побоев, иного проявления насилия. Страх Божий — это действие благодати Божьей в душе человека, дарующее ему ощущение Божественного присутствия и боязни оскорбить Бога греховным помыслом и поступком. Я боюсь Бога не потому, что Он страшный и непременно меня накажет, если я сделаю что-то нехорошее. Я боюсь оскорбить Его любовь ко мне, боюсь оказаться недостойным этой любви, не суметь ответить на нее своей любовью.

Так что речь тут не столько о страхе, сколько о любви. Обращаясь прежде всего к мужьям, апостол Павел ставит для них очень высокую планку. Муж должен так любить свою жену, проявлять по отношению к ней такое поведение — доброе, жертвенное, любящее, внимательное — чтобы она отвечала на него своей любовью и благодарностью, боясь только одного — лишиться этой любви.

В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви (1 Ин. 4:18), — пишет апостол Иоанн Богослов. К этой совершенной любви призваны стремиться христианские супруги. Именно такую любовь «страшно» потерять.