70 лет назад под Сталинградом решился исход войны

На модерации Отложенный

Атака морских пехотинцев при обороне Сталинграда. Фото с сайта avn-msk.li

 

17 июля 1942 года началось сражение, перевернувшее весь ход Великой Отечественной войны

Сегодня 70 лет со дня начала, пожалуй, самого кровопролитного и, безусловно, самого переломного сражения Великой Отечественной, да и всей II мировой войны – СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ. В этот день в 1942 году передовые части наших 62-й и 64-й армий вступили на западном берегу Дона в бой с авангардами 6-й немецкой армии Паулюса, рвавшейся к Сталинграду.

Именно здесь, в самом городе-герое и бескрайних степях вокруг него, в ожесточеннейшем сражении, длившемся 200 дней и ночей, наверно, в большей мере, чем где бы то ни было еще, решался исход всей войны. При этом особое место Сталинграда в истории Великой Отечественной определяется еще и тем, что ни одна крупная битва войны не начиналась для наших войск столь обескураживающе и не заканчивалась столь безоговорочной победой!

За июль 1942-го – февраль 1943 года под Сталинградом была ликвидирована почти миллионная группировка противника! Вермахт лишился примерно четверти всех своих войск, действовавших до этого на восточном фронте! Во многом невосполним был урон, нанесенный вермахту в военной технике. Начальник экономического отдела Объединенного командования вермахта генерал Г.Томас констатировал, что потери в технике равнозначны количеству боевой техники 45 дивизий из всех родов войск и равны потерям за весь предыдущий период боев на советско-германском фронте! Потери в танках составили шестимесячное производство, в артиллерии - трехмесячное, в стрелковом и минометах - двухмесячное.

Ну а, главное, под Сталинградом войскам Гитлера, до этого привыкшим если уж не исключительно к победам, то уж, во всяком случае, не знавшим явных поражений, был нанесен смертельный моральный удар. Красная армия не только выстояла перед натиском отборных частей вермахта, но и наголо их разбила, заодно отправив в небытие две румынские и одну итальянские армии.

До конца оправиться после такого поражения Германия не смогла уже до конца войны. Сталинградская битва положила начало КОРЕННОМУ ПЕРЕЛОМУ во всей войне, закрепленному затем победой наших войск на Курской дуге. Именно после Сталинграда в руки нашего командования перешла стратегическая инициатива, которую оно уже не выпустило до окончательного разгрома врага. Со Сталинградской битвы, после которой противник был отброшен от Волги и Дона на сотни километров, закончилось победное наступление врага на нашу землю и началось его изгнаний с территории нашей Родины!

Огромно было значение исхода Сталинградской битвы и для всего мира. Для государств – участников антигитлеровской коалиции ее итог означал решительное изменение всего хода Второй мировой войны. Союзники Гитлера – итальянцы, румыны и венгры – после кровавой бани, устроенной им нашими войсками под Сталинградом, уже не спешили направлять своих «доблестных» вояк на восточный фронт.

Во всем мире неизмеримо вырос авторитет СССР, сумевшего одолеть в смертельной схватке считавшуюся доселе непобедимой военную машину вермахта. Выступая 9 февраля 1943 года, известный французский писатель-антифашист Жан-Ришар Блок говорил: «…слушайте, парижане! Первые три дивизии, которые вторглись в Париж в июне 1940 года, три дивизии, которые по приглашению французского генерала Денца осквернили нашу столицу, этих трех дивизий – 100-ой, 130-ой и 295-ой - не существует больше! Они уничтожены под Сталинградом: русские отомстили за Париж. Русские мстят за Францию!»

«От имени народа Соединенных Штатов Америки, - писал Сталину американский президент Рузвельт, - я вручаю эту грамоту городу Сталинграду, чтобы отметить наше восхищение его доблестными защитниками, храбрость, сила духа и самоотверженность которых во время осады с 13 сентября 1942 года по 31 января 1943 года будут вечно вдохновлять сердца всех свободных людей. Их славная победа остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны союзных наций против сил агрессии».

Обескураживающее начало

А ведь начало Сталинградской битвы не предвещало для Красной армии ничего хорошего, рассказывают историки. Зимой 1941-1942 гг. советско-германский фронт стабилизировался. Германское командование думало, что делать дальше. При планы нового наступления на Москва были отвергнуты как слишком предсказуемые для советского командования и потому очень рискованные. Главным направлением удара Гитлер избрал Кавказ с его запасами нефти. При этом Сталинград поначалу даже не рассматривался как главная цель военной кампании лета 1942 года – все умыслы были устремлены на Кавказ, а сталинградское направление рассматривалось лишь как вспомогательное.

Но весной 1942 года наша армия потерпела жестокие поражения в Крыму и под Харьковом (в одном лишь «харьковском котле», по некоторым данным, было уничтожено 200-тысячная группировка наших сил). И Гитлер направил армию Паулюса (которую должна была поддерживать 4-я танковая армия) на Сталинград, рассчитывая быстро захватить город, перерезать для нас волжскую артерию, связывавшую центр нашей страны с Каспием и Средней Азией, а заодно и обезопасить левый фланг своих войск, наступавших на Грозный-Баку.

Первоначальное наступление 6-й армии Паулюса было настолько успешным, что Гитлер даже приказал 4-й танковой армии присоединиться к своим войскам, двигавшимся на Кубань и далее – на Кавказ. Но затем вновь передумал и повернул 4-ю армию на Сталинград.

К концу июля немцы оттеснили советские войска за Дон. Теперь намерения германского командования стали совершенно ясны советскому руководству, поэтому уже в июле оно разработало планы по обороне Сталинграда. Советские войска продолжали двигаться на восток до того, как немцам было приказано атаковать Сталинград. Восточной границей Сталинграда была река Волга, и на другой стороне реке были развернуты дополнительные советские войска. Это соединение подразделений было переоформлено в 62-ю армию под командованием Василия Чуйкова. Ее задача была защитить Сталинград любой ценой.

«Главная высота России»

23 августа немцы подвергли Сталинград массивной бомбардировке, которая была призвана сломить сопротивление города. Восемьдесят процентов жизненного пространства в городе было уничтожено. Но город не был сломлен.

Бремя начальной борьбы за город пало на 1077-й противовоздушный полк: подразделение, укомплектованное, главным образом, из молодых женщин-добровольцев, не имевших опыта по уничтожению наземных целей. Несмотря на это и без должной поддержки от других советских подразделений, противовоздушные стрелки оставались на своих местах и открывали огонь по наступающим вражеским танкам. 16-я немецкая танковая дивизия должна была бороться со стрелками 1077-го полка лицом к лицу, пока все 37 батарей ПВО не были уничтожены или захвачены.

К концу августа немецкие передовые части наконец-то достигла Волги к северу от Сталинграда. Также следовало еще одно наступление к реке на юге от города. На начальном этапе советская оборона надеялась в значительной степени на народное ополчение, набранное из рабочих, не втянутых в военное производство. Танки продолжали строиться и укомплектовывались добровольными экипажами, состоявших из работников заводов. Техника сразу же отправлялась с конвейеров заводов на линию фронта, часто даже без покраски и без установленного прицельного оборудования.

К 1 сентября 1942 года советское командование могло обеспечить свои войска в Сталинграде только рискованными переправами через Волгу. Посреди развалин уже разрушенного города советская 62-я армия соорудила оборонительные позиции с расположенными огневым точками в зданиях и на заводах. Сражение в городе было жестоким и отчаянным. Приказ Сталина №227 от 27 июля 1942 года указывал, что все те, кто отступил или сдал позиции врагу без приказа сверху, будут расстреляны без малейшего промедления.

Немцы, продвигаясь вглубь Сталинграда, несли тяжелые потери. Советские подкрепления переправлялись через Волгу с восточного берега под постоянной бомбардировкой немецкой артиллерии и самолетов. Средняя продолжительность жизни новоприбывшего советского рядового в городе падала ниже отметки в двадцать четыре часа. Немцы привыкли брать города, сочетая взаимодействие пехоты, инженерных войск, артиллерии и штурмовиков. Чтобы противостоять этому, советское командование решило пойти на простой шаг - постоянно держать фронтовые линии настолько близко, насколько это физически возможно. Таким образом, немецкой пехоте приходилось сражаться, полагаясь на себя самих, или подвергаться опасности быть убитыми своей же артиллерией и бомбардировщиками.

Мучительная борьба шла за каждую улицу, каждый завод, каждый дом, подвал или лестничный проход. Немцы, называя новую городскую войну Rattenkrieg (нем. Крысиная война), горько шутили о том, что кухню уже захватили, но до сих пор бьются за спальню.

Необычайно ожесточенными были бои за Мамаев курган - «главную высоту России», возвышающуюся над Сталинградом. Высота переходила из рук в руки несколько раз. Во время одной из советских контратак на Мамаев курган с целью перехватить его советские войска потеряли в один день целую дивизию в 10.000 человек.

На Зерновом элеваторе, огромном зерно-обработочном комплексе, боевые действия проходили настолько плотно, что советские и немецкие солдаты могли чувствовать дыхание друг друга. Бои на Зерновом элеваторе продолжались неделями, пока немецкая армия не сдала позиции.

В другой части города многоквартирное здание, обороняемое советским взводом под командованием Якова Павлова, было превращено в неприступную крепость. Из этого дома, позже названного «Домом Павлова», можно было наблюдать площадь в центре города.

Солдаты окружили здание минными полями, установили пулеметные позиции в окнах и выломали стены для улучшения связи.

Не видя конца этой жуткой борьбе, немцы стали подвозить к городу тяжелую артиллерию, включая несколько гигантских 600 миллиметровых мортир. Наша артиллерия на восточном берегу Волги тем временем продолжала вычислять немецкие позиции и обрабатывать их усиленным огнем. Появляющиеся благодаря этому руины советские защитники использовали как оборонительные позиции. Немецкие танки не могли передвигаться посреди груд булыжников высотой до 8 метров. А если им и удавалось продвинуться вперед, они попадали под плотный огонь советских противотанковых подразделений, расположенных в развалинах зданий.

Советские снайперы также успешно использовали руины в качестве укрытий. Они нанесли немцам тяжелейший урон. Наиболее успешный снайпер известен только как «Зикан», на его счету было 224 человека к 20 ноября 1942 года. Снайпер Василий Григорьевич Зайцев убил в ходе сражения 149 немцев.

В ноябре, после трех месяцев кровавой бойни и медленного, дорогостоящего наступления, немцы, наконец, захватили 90% разрушенного города, разделив сохранившиеся советские войска на две части, из-за чего те попали в два узких котла. В дополнение ко всему Волга покрылась коркой льда, мешавшей подходу лодок с пополнением.

Но, несмотря ни на что, борьба, в особенности на Мамаевом кургане и на заводах в северной части города, продолжалась так же неистово, как и всегда.

А затем для немцев наступила расплата.

Подготовка к контрнаступлению

30 сентября 1942 года советское командование создает Донской фронт. В его состав вошли: 1-я гвардейская, 21-я, 24-я, 63-я и 66-я армии, 4-я танковая армия, 16-я воздушная армия. Принявший командование генерал-лейтенант К.К.Рокоссовский активно принялся осуществлять «давнюю мечту» правого фланга Сталинградского фронта - окружить немецкий 14-й танковый корпус и соединиться с частями 62-й армии.

Приняв командование, Рокоссовский застал новообразованный фронт в наступлении - выполняя приказ Ставки, 30 сентября в 5:00, после артподготовки, перешли в наступление части 1-й гвардейской, 24-й и 65-й армий. Два дня шли тяжелые бои. Но части армий продвижений не имели, более того, в результате контратак немцев были оставлены несколько высот. К 2 октября наступление выдохлось.

Но тут из резерва Ставки Донской фронт получает семь полностью укомплектованных стрелковых дивизий (277, 62, 252, 212, 262, 331, 293). Командование Донского фронта решает использовать свежие силы для нового наступления. 4 октября Рокоссовский поручает разработать план наступательной операции, и 6 октября план был готов. Срок операции был назначен на 10 октября. Но к этому времени происходят несколько событий.

5 октября 1942 года Сталин в разговоре по телефону с командующим Сталинградским фронтом А.И.Еременко в резкой форме критикует руководство фронта и требует принять немедленные меры к стабилизации фронта и последующего разгрома противника. В ответ на это 6 октября Еременко делает доклад Сталину об обстановке и соображениях о дальнейших действиях фронта. Первая часть этого документа - оправдание и сваливание вины на Донской фронт («возлагали большие надежды на помощь с севера» и т.д.). Во второй части доклада Еременко предлагает провести операцию по окружению и уничтожению немецких частей под Сталинградом. Там, впервые, предлагается провести окружение 6-й армии фланговыми ударами по румынским частям, и после прорыва фронтов соединиться в районе Калача-на-Дону. Ставка рассмотрела план Еременко, но тогда посчитала его невыполнимым (слишком большая глубина операции и т. д.).

В итоге Ставка предложила следующий вариант окружения и разгрома немецких войск под Сталинградом: Донскому фронту предлагалось нанести главный удар в направлении Котлубани, прорвать фронт и выйти в район Гумрак. Одновременно с этим Сталинградский фронт ведет наступление из района Горная Поляна на Ельшанку, и после прорыва фронта части выдвигаются в район Гумрак, где соединяются с частями Донского фронта. В этой операции командованию фронтами разрешалось использовать свежие части. 7 октября вышла директива Генштаба №170644 о проведении наступательной операции двумя фронтами по окружению 6-й армии, начало операции назначено на 20 октября.

Таким образом, планировалось окружить и уничтожить только немецкие войска, ведущие боевые действия непосредственно в Сталинграде (14-й танковый корпус, 51-й и 4-й пехотные корпуса, всего около 12 дивизий).

Командование Донского фронта оказалось недовольно этой директивой. 9 октября Рокоссовский предоставил свой план наступательной операции. Он сослался на невозможность прорыва фронта в районе Котлубань. По его расчетам - для прорыва требовалось 4 дивизии, для развития прорыва - 3 дивизии и еще 3 для прикрытия от ударов противника; таким образом, семи свежих дивизий было явно недостаточно. Рокоссовский предложил главный удар нанести в районе Кузьмичи (высота 139,7), то есть все по той же старой схеме: окружить части 14-го танкового корпуса, соединиться с 62-й армией и только после этого двигаться к Гумраку на соединение с частями 64-й армии. На это штаб Донского фронта планировал 4 дня: с 20 по 24 октября. «Орловский выступ» немцев не давал покоя Рокоссовскому ещё с 23 августа, поэтому он принял решение сначала разобраться с этой «мозолью», а после этого завершить полное окружение противника.

Ставка не приняла предложение Рокоссовского и рекомендовала ему подготовить операцию по плану Ставки; однако ему было разрешено провести частную операцию против орловской группировки немцев 10 октября, не привлекая свежих сил.

Операция «Уран»

9 октября части 1-й гвардейской армии, а также 24-й и 66-й армий начали наступление в направлении Орловки. Наступающую группировку поддерживали 42 штурмовика Ил-2, под прикрытием 50 истребителей 16-й Воздушной армии. Первый день наступления закончился безрезультатно. 1-я гвардейская армия (298, 258, 207 сд) продвижения не имела, а 24-я армия продвинулась на 300 метров. 299 сд (66-й армии), наступающая на высоту 127,7, понеся большие потери, продвижений не имела. 10 октября попытки наступления продолжались, но к вечеру окончательно ослабли и прекратились. Очередная «операция по ликвидации Орловской группировки» провалились. В результате этого наступления из-за понесенных потерь была расформирована 1-я гвардейская армия. Передав оставшиеся части 24-й армии, управление было выведено в резерв Ставки.

Тем не менее, 19 ноября 1942 года началось наступление Красной Армии в рамках операции по окружению 6-ой армии Паулюса, которая получила название «Уран». И 23 ноября в районе Калача кольцо окружения вокруг 6-й армии вермахта. замкнулось Правда, выполнить план «Уран» полностью не удалось, так как не удалось расчленить 6-ю армию на две части с самого начала (ударом 24-й армии в междуречье Волги и Дона). Попытки ликвидировать окруженных с ходу в этих условиях также не удались. Однако 6-я армия была изолирована и запасы топлива, боеприпасов и продовольствия прогрессивно сокращались, несмотря на попытки снабжения ее по воздуху, предпринятым 4-м воздушным флотом под командованием Вольфрама фон Рихтгофена.

Немцы пытались разорвать кольцо окружения. Новообразованная вермахтом группа армий «Дон» под командованием фельдмаршала Манштейна предприняла попытку прорыва блокады окружённых войск. Первоначально ее планировалось начать 10 декабря, однако наступательные действия Красной Армии на внешнем фронте окружения вынудили отложить начало операции на 12 декабря. К этой дате немцам удалось представить лишь одно полноценное танковое соединение — 6-ю танковую дивизию вермахта и (из пехотных соединений) остатки разгромленной 4-й румынской армии. Эти части находились в подчинении управления 4-й танковой армии под командованием Г.Гота. В ходе наступления группировка была усилена весьма потрепанными 11-й и 17-й танковыми дивизиями и тремя авиаполевыми дивизиями.

К 19 декабря фактически прорвавшие оборонительные порядки советских войск части 4-й танковой армии столкнулись с только что переброшенной из резерва Ставки 2-й гвардейской армией под командованием Р.Я.Малиновского. В состав нашей армии входили два стрелковых и один механизированный корпус. В ходе встречных боев к 25 декабря немцы отошли на позиции, на которых они находились до начала операции, потеряв практически всю технику и более 40 тыс. человек.

Операция «Кольцо»

10 января началось наступление советских войск, основной удар наносился в полосе 65-й армии генерала Батова. Однако немецкое сопротивление оказалось настолько серьезным, что наступление пришлось временно прекратить. С 17 по 22 января наступление было приостановлено для перегруппировки, новые удары 22-26 января привели к расчленению 6-й армии на две группировки (советские войска соединились в районе Мамаева кургана). К 31 января была ликвидирована южная группировка (пленено командование и штаб 6-й армии во главе с Паулюсом), 2 февраля капитулировала северная группировка под командованием командира 11-го армейского корпуса, генерал-полковника Карла Штрекера.

Всего в ходе операции «Кольцо» в плен были взяты более 2500 офицеров и 24 генерала 6-й армии. Всего же были взяты в плен свыше 91 тыс. солдат и офицеров вермахта. Трофеями советских войск с 10 января по 2 февраля 1943 года по донесению штаба Донского фронта стали 5762 орудия, 1312 миномётов, 12701 пулемет, 156.987 винтовок, 10.722 автомата, 744 самолета, 1666 танков, 261 бронемашина, 80.438 автомашин, 10.679 мотоциклов, 240 тракторов, 571 тягач, 3 бронепоезда и другое военное имущество. Под Сталинградом в плен попало от 91 до 110 тыс. немецких пленных. Впоследствии нашими войсками на поле боя было захоронено 140 тыс. солдат и офицеров противника (не считая десятков тысяч немецких военнослужащих, которые погибли в «котле» в течение 73 дней).

Так случился перелом в Великой Отечественной и всей Второй мировой войне.