Для тех кто восхищается "творчеством" Астафьева

На модерации Отложенный

Захар Прилепин: Знаете, не «неподцензурную правду Астафьева» надо изучать, а постигший его душевный недуг

Вчера ожидаемо явились неистовые защитники Астафьева и Окуджавы - чаще всего имея в заготовках претензии и вопросы, на которые ответы уже в тексте содержались.

Но там же не ответов ищут. Там надо высказаться самим, да пообиднее.

У меня одно предложение ко всем, обрушившимся с претензиями.

Вот слова Астафьева (Окуджаву тоже потом процитируем). 

Не вырванные из контекста, а четко произнесённые, со знанием дела; причем таких высказываний у него - ещё вагон с тележкой. Вы готовы под ними подписаться?

Давайте не будем меня обсуждать, я ж не предмет разговора. 

Давайте по сути. Готовы?

Только не надо писать, что он настрадался. 

Многие настрадались, но отца его и мать убила не советская власть.

Зато Советская власть дала ему звание Героя социалистического труда, орден Ленина, статус, миллионные тиражи и экранизации - шесть фильмов по его прозе было снято с 1977 по 1986 годы.

И тем не менее он сказал:

1.

«Советская военщина — самая оголтелая, самая трусливая, самая подлая, самая тупая из всех, какие были до неё на свете. Это она «победила» 1:10!»

(Неправда. Боевые потери Германии и союзников - 8,6; боевые потери СССР - 8,7; да, надо учесть ещё и участие США, Великобритании, сербских, польских и греческих партизан и французского Сопротивления - но мы с вами всё-таки знаем, что судьба Мировой войны решалась под Сталинградом. Ни о каких 1 к 10 речи не идёт в принципе).

2.

«Победа.

…громадной, надсадной, огромной кровью давшаяся и с такими огромными потерями, что нам стесняются их оглашать до сих пор. Вероятно, 47 миллионов — самая правдивая и страшная цифра. Да и как иначе могло быть?»

(А чего не 147 миллионов? Размах как у Александра Исаевича. И пафос всегда такой, что это не нацисты убили - это сами большевистские комиссары и погубили).

3. (Продолжение на тему потерь).

«Страшно называть истинную цифру, правда? Если назвать, то вместо парадного картуза надо надевать схиму, становиться в День Победы на колени посреди России и просить у своего народа прощение за бездарно «выигранную» войну, в которой врага завалили трупами, утопили в русской крови.»

4. (Ещё один шедевр про соотношение потерь при войсковых операциях).

«Если Вы не совсем ослепли, посмотрите карты в хорошо отредактированной «Истории Отечественной войны», обратите внимание, что везде, начиная с карт 1941 года, семь-восемь красных стрел упираются в две, от силы в три синих…»

(Рядовой Астафьев был искренне убежден, что каждая красная стрелочка - это одна советская армия, а каждая синяя - одна немецкая.

Если семь стрелочек - это семь армий. Если у немцев одна стрелочка - то армия одна. А если, кстати, ни одной стрелочки?)

5.

«Когда у лётчиков-немцев спрашивали, как это они, герои рейха, сумели сбить по 400—600 самолётов, а советский герой Покрышкин — два, и тоже герой…»

(Беда, конечно.

На самом деле ни один немецкий ас не сбил ни 600, ни 400 самолетов. Рекорд - 352 у Эриха Хартманна, но и он оспаривается историками.

Покрышкин сбил, конечно же, не два, а 53 самолета официально (вообще же - порядка 90).

Но тут дело в том, что Хартманн сделал 1404 боевых вылета, а Покрышкин - 650. Коэффициент сбитых машин у них примерно одинаковый в соотношении к боям.

Вопрос зачем Астафьев восхвалял немецких асов и говорил про «два самолета» национального героя Отечества - оставляю открытым. Нет, если бы это Гозман сказал по телевизору, никто бы не удивился, а тут горестно всё равно).

6. Про партизан.

«Три миллиона, вся почти кадровая армия наша попала в плен в 1941 году, и 250 тысяч голодных, беспризорных вояк-военных целую зиму бродили по Украине, их, чтобы не кормить и не охранять, даже в плен не брали, и они начали объединяться в банды, потом ушли в леса, объявив себя партизанами…»

(Без комментариев).

7. О сдаче Ленинграда.

«Миллион жизней за город, за коробки?.. Люди предпочитали за камень губить других людей. И какой мучительной смертью!».

(Помню, за подобные высказывания Виктора Ерофеева на телеканале «Дождь» трепали по всем центральным каналам. По тем же центральным каналам идут теперь панегирические фильмы про Астафьева. Потому что: «Вы не понимаете, это другое». И: «Он фронтовик, он имел право».

Ну ладно. Но вы тогда, что ли, и Ерофеева не треплите так. 

Ну, сказал. По сути - за нынешним юбилейным классиком повторил).

…впрочем, ещё раз повторю.

Дело не в цитатах. Дело как раз в текстах. 

Где обобщения, которые позволяет себе Астафьев, куда более страшные, а выводы, которые он делает - случаются и лживыми, и подлыми.

Можно сесть с авторучкой и перечитать, делая выписки. Но зачем? Кому от этого станет легче.

Тут, знаете, не «неподцензурную правду Астафьева» надо изучать, а постигший его душевный недуг.

Об этом есть в прекрасных мемуарах Станислава Куняева «Поэзия. Судьба. Россия». Рекомендую настоятельно! 

Тем более, что они переизданы недавно.


Об Астафьеве и его жизненных итогах я много пишу в книге «Подельник эпохи». Тоже очень рекомендую.


И поменьше пафоса, пожалуйста.


Говорите по существу.