Всероссийская телеантенна: её боялись строить два года!

http://www.zbulvar.ru/newspaper/streaks/articles/detail.php?STID=39427

Её боялись строить 2 года

|Всероссийская телеантенна заработала 45 лет назад


 Под строительство новой телебашни предполагалось отдать участок на юго-западе Москвы, в районе Черёмушек, в непосредственной близости от Шаболовки. Но в марте 1959-го строительная площадка была перенесена на северо-восток. Вначале — в Парк им. Дзержинского, затем — на территорию Останкинского питомника.

Надо строить по-другому
Изначальный проект башни представлял собой металлическую вышку наподобие мачт линий электросети. А чтобы она не упала, предлагалось растянуть её на канатах.
Макет вынесли на обсуждение в Академии архитектуры и строительства. Здесь его впервые увидел конструктор из Сибири Николай Никитин. И сразу понял: надо строить по-другому.
Конструктор предложил за три дня представить новый проект в железобетоне, все согласились.



Гнётся, но не ломается
На расчёты ушло даже не 3 дня, а одна ночь. Никитин решил, что башня должна быть внутри полой. Пустое пространство позволяло разместить все инженерные коммуникации и обеспечить беспрепятственное движение высокоскоростных лифтов. Кроме того, внутри ствола натянуты 149 стальных тросов, которые создают постоянное внутреннее напряжение, заставляющее работать всю конструкцию по принципу куклы-неваляшки. В результате башня может выдерживать порывы ветра до 44 м/с. Для сравнения: при урагане в 1998 году, согнувшем колокольню Новодевичьего монастыря, максимальная скорость ветра достигала 31 м/с. Мало того, башня способна устоять при землетрясении до 8 баллов.

На суглинках ледникового периода
При геодезическом обследовании участка оказалось, что сразу под плодородным слоем находится плотный суглинок, оставшийся здесь с ледникового периода. Он сильно спрессован ледником, который в своё время достигал здесь километровой толщины.


Встал вопрос: заложить фундамент поверх суглинков? Или же пробуравить насквозь и суглинки, и менее надёжные слои под ними и уйти на глубину 40 м, аж до скальных известняковых пород?
Никитин выбрал первое. Но строители испугались строить башню, стоящую на поверхности, и стройку заморозили. Два года ушло на борьбу архитекторов и конструкторов со скептиками.
Никитин стоял на своём. И хотя проект пришлось изменить, всё же при высоте 540 метров Останкинская башня имеет фундамент всего 3,5 метра. Для сравнения: многоэтажные здания Сити в Москве стоят на сваях глубиной 20-30 метров. А для фундамента здания МГУ на Воробьёвых горах было выкопано столько земли, сколько весит само 240-метровое здание.
Но башня стоит. Кстати, за время её строительства было внедрено более 100 изобретений, в том числе самоподъёмный агрегат по укладке бетона и лазерный визир, направляющий вертикаль башни.

Полое тело раздуло пожар
27 августа 2000 года. Сообщение о пожаре в антенной части телебашни Главного центра радиовещания и телевидения поступило на пункт дежурного в 15 часов 08 минут. В этот раз полое тело башни сыграло отрицательную роль.
— Башня превратилась в печную трубу, — рассказывает Владимир Травуш, инженер-конструктор, который в своё время 10 лет проработал с Николаем Никитиным, а много лет спустя руководил работами по устранению последствий пожара. — Огонь невозможно было остановить сутки. Всё, что горело наверху, плавилось и стекало вниз. Когда это произошло, я был на Украине. Случайно увидел небольшой репортаж по местному телевидению и на следующий день уже был в Москве. Все очень волновались: лопнуло 50 канатов, сдерживающих конструкцию. Но башня выстояла...


Только в 2006 году башня вернулась в прежний режим эксплуатации. И, как считает Владимир Травуш, согласно ежегодным отчётам о состоянии Останкинского центра, главная телеантенна страны прослужит ещё не один десяток лет.

Светлана КАРПОВИЧ