Вчера, сегодня и никогда

На модерации Отложенный

Обратили внимание, что наша государственная идеология уверенно чувствует себя только в прошлом?

Как разумная и структурированная общность, российские подданные в позитивное будущее верят не особо. Сказывается зафиксированный уже на генетическом уровне печальный исторический опыт, простирающийся от «Москва – третий Рим» до нынешнего «поднять Россию с колен».

Будущее у нас всегда было мифологично и нередко просто комично,   как построение коммунизма, вместо которого провели олимпиаду или как план «Россия 2020», вдохновлявший нас догонять Португалию, но за своею невнятностью и мелкостью мало кем замеченный.

А потому грядущее для российского обывателя сегодня представляется сугубо индивидуально и по масштабности не простирается далее приватных планов «выйти замуж», «сорваться на рыбалку», «связаться с ипотекой» или (для наиболее нахальных) «срубить бабло и слинять в Лондон».

Нынешнее Будущее (в отличие от Будущего эпохи раннего построения коммунизма) молекулярно и непредсказуемо, как броуновское движение и главная его идея, внушенная многочисленными примерами нашей элиты - «лови момент и линяй».

Народ наш все более осознает тщетность общественной устремленности и чувствует себя комфортно лишь на частной территории дня сегодняшнего. Причем отнюдь не по причине того, что там действительно хорошо, а ввиду лишь полной непредсказуемости коллективного грядущего.

Мы нутром чувствуем бессмысленность долгосрочных прожектов общегосударственного масштаба: бюрократическая вертикаль может дать на выходе только очередное «планов наших громадье», которое является изумленному народу именно в тот момент, когда становится очевидной неисполнимость предыдущих. И это твердо усвоили не только строители коммунизма хрущевской и брежневской эпохи, но и поколение нынешнее – достаточно упомянуть недавние национальные проекты типа «Доступное жилье».

А еще завтра может случиться если не космический метеорит и конец света, то метеоризм новоявленных р-революционеров и все снова пойдет прахом.

Однако же власть тоже не дура и потому давно уже смекнула, что есть только один надежный способ собрать народ в кучу для лучшей его управляемости – поляризация в сторону прошлого. Лишь оно может дать более-менее устойчивую точку опоры, причем опять же по причине легкости своего превращения в мифы. Но в отличие от мифического Будущего, к мифологическому Прошлому народ наш куда более лоялен. И в первую очередь из-за того, что обидно признаваться в бестолковости своей собственной биографии.

Отсюда и неуемная тяга официальной идеологии в сторону минувших дней и былых сражений, как средству придать нам хотя бы вид общности с поворотом всех лиц назад. Отсюда и ее неуемная страсть выдавать это прошлое только в глянцевой обложке и с энтузиазмом прикованного к нему  Цербера облаивать любые покушения на непорочность и блистательность нашей истории.

Она легко запишет в фальсификаторы любого, кто посмеет, например, сказать в год 200-летия Бородино, что прежде чем Наполеон вторгся в наши пределы, Россия поучаствовала в четырех антифранцузских коалициях. То бишь, власть сама нарвалась на войну, но расхлебывать заваренную ею кашу пришлось простому русскому люду. К тому же и наши военно начальники, включая Михайло Илларионовича, отнюдь не блистали выдающимися способностями

Вот так и живем в стране, в которой просматривается лишь очень светлое вчера и неопределенное сегодня. Да и то только сквозь смотровую щель военного сооружения или дырку в заборе приватной территории. Ибо и сами мы, и наша власть не склонны поворачиваться лицом вперед. Нам сподручнее в будущее не идти, а пятиться.

А потому и черты грядущего у нас удивительно напоминают то призрак Сталина, то поголовную коллективизацию, то очередной штурм Бело…, тьфу, Зимнего.