Подобно тени, страх неотступно следует за нами буквально с самого рождения. Порой чем старше мы становимся, тем губительнее его влияние, и эта тема во все века не теряет своей актуальности.
КАПРИЗЫ ПАНИЧЕСКИХ АТАК
Нелишним будет сказать, что страх – вещь полезная, обеспечивающая выживаемость в нашем мире. Но он теряет свою защитную функцию, когда становится чрезмерным. Стоит нам угодить в ситуацию, напоминающую какой-то давний кошмар, как мы немедленно начинаем ее проживать вновь и вновь, будто бы находимся на следственном эксперименте. У нас наблюдаются явные признаки панической атаки, которая может нападать и по несколько раз за день. Сложно поверить, но около ста миллионов человек в мире страдает от этой беды. Причем 75% – женщины в возрасте от двадцати до сорока лет.
Панические атаки могут провоцировать хронический стресс, серьезная болезнь, сильнейшее эмоциональное потрясение (увольнение с работы, развод, смерть близкого) или чрезмерная физическая нагрузка. Приступы всегда неожиданны, кратковременны (от одной минуты до часа), проявляются учащенным сердцебиением, появлением дрожи, потливости, боли в груди, животе, при этом кажется, что ты задыхаешься. Такой явно выраженный эпизод дискомфорта, психосоматический и, бесспорно, не представляющий угрозы для жизни. Но это состояние может буквально вгонять в ступор, обретать бесконтрольную власть. В эти минуты мы теряем способность рассуждать здраво и ложно интерпретируем данные симптомы как признаки опасной болезни. Когда панические атаки становятся нормой, большинство людей замыкаются в себе, становятся либо вялыми и пассивными, либо, наоборот, заводящимися с пол-оборота. Для того чтобы бороться со страхами, надо знать их природу.
ПРИРОДА МОНСТРОВ
Врожденные страхи появляются у нас еще в утробе матери и вызываются раздражителями, с которыми мы никогда не сталкивались. Сильнейший испуг у нас может вызвать полнейшая темнота, яркая вспышка или громкий звук.
Все мы сотканы из интроектов, с рождения мы их воспринимаем подсознательно – заглатываем не жуя. Каждый может вспомнить что-нибудь свое: «Все мужики сво…», «Жизнь – тяжелая штука», «Всегда хорошо быть не может», «Сначала думай о других, а потом о себе», «Надо спешить – земной путь короток». И когда мальчикам говорят: «Нужно быть сильным, превозмогай себя», их зомбируют на то, чтобы они ничего не чувствовали. Мы входим в определенный сценарий, не задумываясь, и редко кто выбирается из привычной колеи. Негативные установки формируют страхи и фобии, которые могут преследовать нас всю жизнь.
Один и тот же страх у разных людей и проявляется по-разному. Одного укусила в детстве собака, и он точно никогда не принесет в дом щенка, а когда даже самый добродушный пес появится на горизонте, будет обходить его стороной, испытывая условно-рефлекторное опасение. А другого никогда никто не кусал, но собакам он все равно не доверяет, везде ему мерещатся голодные, агрессивные стаи, даже если их нет и в помине. И тут весь вопрос в пороге тревожности.
Многие считают, что страх и фобия – явления одного порядка. Но это неверно. За страхом обычно стоит что-то реальное, что действительно угрожает здоровью и благополучию, и это провоцирует человека на определенные действия. Например, люди, которых пугает нищета, трудятся изо всех сил, но даже с увеличением средств на их счете страх их не покидает. А вот за фобиями часто стоит совсем что-то нереальное, надуманное. Есть люди, которых не заставишь войти в лифт или спуститься в метро (клаустрофобия). Это говорит о патологии, за которой они прячутся. Попадая в опасное место, они цепенеют, холодеют и лучше будут стоять часами в пробке в собственном авто или ходить километры пешком. Человеку, страдающему фобиями, важно понять, что за этим кроется совсем другая, нерешенная проблема.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором