Вопрос назрел:православие в современном обществе
На модерации
Отложенный
Вопрос действительно назрел. Хотя бы лично для меня. Как для частного лица. Я говорю только про себя. Может, это только мое ощущение. Может, он у большинства так остро не стоит. А некоторое оживление в обществе по поводу церкви было связано только с недавними скандалами. Я не хочу не о чем спорить и постараюсь быть объективной. У меня есть позиция в этом вопросе, но не хочу рассуждать об этом через такую призму. Не хочу обсуждать поступки церкви и ответные действия со стороны общества, и наоборот. А то, что за этим стоит, что это иллюстрирует. Церковь (но ни некие здания культовые, ни как система обрядов, закрепленных в культуре, которые знает каждый человек (для некоторых, для очень многих людей это даже не очень мотивировано), а как христианская диаспора, как люди с неким сознанием) и современное общество как некие системы сознания, поведения очень далеки друг от друга. Тут, я думаю, каждый может согласиться, независимо от того, какую сторону он занимает. Даже язык. Мы все пользуемся одним и тем же языком, но если смотреть на общество в ракурсе двух этих социальных групп, то ключевые слова в языке будут обозначать совершенно разные вещи. Говоря детальнее об этом, у людей этих групп совершенно разные внутренние конструкции. Отсюда иногда бывает напряжение, причем, с обеих сторон. Иногда конфликты. И большинство людей, как по ту сторону, так и по другую, как правило, не в состоянии это напряжение снять. По разным причинам: кому-то нравиться напряжение, он не чувствует проблемы в этом или оно не влияет конкретно на его жизнь, кто-то не умеет вслушиваться, вдумываться, понимать «язык» и внутреннюю конструкцию другого человека, объяснять себя его "языком". Во второе иногда заносит и вашу покорную слугу. Последнее время это напряжение растет. То ли мне так кажется в свете недавних скандалов, когда все противоречия, которые я наблюдала всю свою жизнь, выплеснулись в эфир. Не знаю возросло ли оно, но одно могу сказать точно: за 20 лет свободного существования церкви она не заняла никакого места в обществе, народ (я сейчас имею в виду большинство людей) и христианская диаспора почти не приблизились к пониманию друг друга.
Теперь лично о моем опыте. Я христианка. То есть у меня есть позиция в этом вопросе. Главная проблема, на мой взгляд, не то, что у человека другая позиция, другая «вера», и вы все равно до конца друг друга не поймете.
Я в юности так думала, но оказалось, что это не так. Дело в том, как она им транслируется. Дискуссия не может сложиться. Это все что угодно: попытка разговора, ссора, конфликт, но не дискуссия. Если человек задает вопрос или что-то о тебе говорит, ты не понимаешь иногда совсем, потому что он тебя системно НЕ ВИДИТ. Что-то понимать ты начинаешь только после того, как вдумываешься в него, в его внутреннюю конструкцию, в то, что это значило, на его «языке». В итоге скорее всего дело заканчивается тем, что ты, вдумавшись в вопрос, пополняешь свою копилку опыта об этой социальной группе, начинаешь понимать больше самого человека, но не вопрос, который он задал. Я, будучи юной, думала, что это связано с самой природой христианства. Это очень спорная религия. Это то, как правило, на чем люди не сходятся. Все дело в осознании себя, какой-то части себя, как некой духовной сущности, абсолютно лишенной человеческого, нематериальной. Которую один человек в себе ощущает, другой - нет. Все. В это уходит корнями все противоречие. И существование христиан во все времена конфликтно. Где-то больше, где-то меньше. Если даже и менее конфликтно, то у них в душе все равно некое противостояние с человеческим, в мире, в жизни, в себе. Но с годами и с опытом я поняла, что хоть это все и так, что во все времена при самой благоприятной ситуации для христианства в обществе чисто теоретически диаспора всегда процентно не больше половины, все-таки в прежние века люди с противоположной позицией были в дискуссии более адекватны, больше понимали христианство как систему. Во многих книжках 19 века часто затрагиваются эти темы (не только философская, но и художественная литература): там людьми противоположной позиции задаются очень интересные вопросы, «задачки», над которыми мне самой интересно думать, думать, как я на это отвечу. Все это говорит о том, что раньше религиозное сознание даже для людей нерелигиозных было не так скрыто и непонятно. Почему так, я не знаю. Сейчас я над этим очень много думаю, но пока только предположения.
Вот самое главное в моем ощущении ситуации, сложившейся в обществе. А вы как считаете? Будет интересно мнение любого человека, считающего, что данный вопрос в чем-то актуален для него.
Комментарии