Подсудимые заявляют о пытках

Во Владивостоке идёт процесс с участием присяжных по делу «приморских партизан»

11 июня исполнилось два года с того дня, как в Уссурийске задержали «приморских партизан». В эти же дни в краевом суде наконец началось рассмотрение их дела.

Обвиняемых шестеро: Александр и Вадим Ковтуны, Владимир Илютиков, Роман Савченко, Максим Кириллов, Алексей Никитин. Еще двое — Андрей Сухорада и Александр Сладких — застрелились (или, по неофициальной версии, были убиты) при штурме квартиры в Уссурийске. Подсудимые обвиняются в совершении 30 преступлений, в том числе в убийстве двух милиционеров и четырех жителей Кировского района (предположительно наркодилеров), вооруженных нападениях на опорные пункты МВД, квартирных кражах, угонах автомобилей, незаконном хранении и ношении оружия, бандитизме, разбое и др.

В Приморском краевом суде прошли предварительные слушания по делу «приморских партизан» (по версии силовиков — «кировской банды»). Суд, удовлетворив ходатайство защиты, принял решение рассмотреть дело с участием присяжных заседателей. Первое заседание суда назначено на 9 июля, оно будет проходить в открытом режиме.

На днях один из обвиняемых — Алексей Никитин — сумел обратиться в общественную приемную «Чистые руки», которая в течение нескольких дней действовала во Владивостоке благодаря ассоциации адвокатов России «За права человека». Никитин назвал ряд фамилий тех лиц в погонах, которые, по его мнению, крышевали наркодилеров (речь о Кировском районе) и которые (речь уже о Владивостоке) пытали задержанных «партизан».

Как рассказал Никитин, сотрудники кировской милиции сначала занимались коноплей (крышевали плантации, организовывали транспортировку), а потом стали завозить в район героин: «Мы начали их плантации конопли сжигать, конкретно мешать их бизнесу. К нам обращались женщины, у которых дети приходили домой или обкуренные химкой, или обдолбанные героином… Вот эти, у нас по делу которые идут, четыре трупа, — непосредственно они продавали детям героин от сотрудников милиции.

У нас имелись видеозаписи, которые доказывали их вину. Милиция прямо приезжала к ним, на видеокамеру было заснято, как они мешки с коноплей им передавали… Когда у нас забрали компьютеры, это все куда-то исчезло. Теперь они все валят на нас — типа мы бандиты, типа мы наркотиками занимались. Мы против наркотиков, а теперь из нас делают наркоманов…»

Из обращения стало известно о пытках Алексея Никитина после того, как тот попробовал разоблачить сотрудников правоохранительных органов, замешанных в наркобизнесе: «29 июля 2010 года я сам пришел в прокуратуру Кировского района с заявлением обо всем этом. Мне сказали: подожди, сейчас приедут сотрудники города Уссурийска для более тщательного опроса. Приехали сотрудники ОРЧ-4, надели наручники, увезли, три дня меня никто не мог найти. Они меня вообще избивали конкретно. Когда во Владивосток привезли — подняли на 9-й этаж на Карбышева, 4. Там зафиксировали наручниками, после этого надевали пакет на голову. Я курил тряпку через противогаз — мне надели противогаз, в шланг напихали тряпки, подожгли. Я астматик, я ни разу в жизни не курил, и меня этой тряпкой пытали, я этим дышал на протяжении трех дней… Избивали, пытали, на шпагат меня сажали — разорвали мышцы на ногах. Меня ставили на окно на колени, говорили: ты сейчас улетишь…»

После помещения Никитина в СИЗО Владивостока, говорят в ассоциации адвокатов со ссылкой на его обращение (подробнее — на сайте rusadvocat.com), «издевательства не прекратились: заключенный постоянно находился в одиночной камере, в подвальных помещениях, куда не проникал естественный свет. Также Алексея Никитина пытали, поливая водой из шланга…» Ассоциация адвокатов России «За права человека» заявила, что берет дело Никитина на общественный контроль и будет следить за процессом «приморских партизан».