Когда мы скажем Путину «прощай»?

На модерации Отложенный

Надо признать, что за истекшие двенадцать лет господином Путиным в России создана уникальная политическая ситуация, помогающая ему до сих пор оставаться у руля, несмотря на его возрастающую непопулярность в стране. Эта ситуация появилась в рамках создания им пресловутой вертикали власти в результате отмены выборов губернаторов и назначения их президентом, создания федеральных округов и введения должности полномочных представителей президента в этих округах, а по сути стукачей президента, надсмотрщиков за деятельностью губернаторов, назначенных президентом (как говорится, доверяй, но проверяй), и заодно рупоров президента, указывающих губернатору, что и как делать. Такое же подпутинское положение у всех десяти «силовых» ведомств России, включая МВД, ФСБ, ФСО, Минобороны, Генпрокуратуру, Минюст, МЧС, Федеральную службу контроля за оборотом наркотиков, Федеральную миграционную службу и Федеральную таможенную службу, которые выполняют функцию крепежной оснастки, призванной обеспечить устойчивость вертикали власти. К этому следует добавить прирученную Госдуму, где по-прежнему доминируют едроссы, карманные госСМИ и, прежде всего, главные общероссийские телеканалы, неправедные суды, начиная с районных и кончая верховным, огромную армию запутинского чиновничества, предпочитающего Путина, потому что лидер нации позволяет им брать на свой страх и риск, а одно это уже дорогого стоит.

Уникальность политической ситуации в России состоит в том, что в стране отсутствует сильная, организованная, единая оппозиция, пользующаяся доверием большинства россиян. Господином Путиным успешно создана так называемая «системная оппозиция», а по сути псевдооппозиция в лице представителей нынешних трех оппозиционных фракций в Госдуме (КПРФ, ЛДПР и СР), которая играет роль своеобразной ширмы, призванной хотя бы формально прикрыть фактическую недемократичность путинского режима. Что касается «несистемной оппозиции», то ее представляют «знакомые все лица», знакомые еще с ельцинских времен, включая Бориса Немцова и Анатолия Чубайса, которые успели поработать в российском правительстве при господине Ельцине и этим своим участием в ельцинской команде оставили на себе несмываемое клеймо народной антипатии, включая также Григория Явлинского, выступавшего в свое время против гайдаровских реформ и приватизации а-ля Чубайс и до сих пор принципиально не желающего ни с кем объединяться, правого оппозиционера с проамериканской меткой Гарри Каспарова, несгибаемого и самовлюбленного нацбола Эдуарда Лимонова и других, как правых, так и левых, которые чрезмерно наполнены лидерскими амбициями и не способны объединить усилия для эффективной борьбы с путинским режимом. Подавляющее большинство россиян испытывает недоверие, неприязнь и прочие нелучшие чувства к такой «несистемной оппозиции» и не готово ее поддержать. Есть еще Алексей Навальный, этот, несомненно, новый оппозиционер, но он пока еще непонятен и чужд большинству. А других пока нет и их появление в скором времени не предвидится.

Не предвидится потому, что в России отсутствуют источники появления новых политиков, не зависимых от действующей власти и готовых служить верой и правдой большинству, а не выполнять заказы деньги имущего меньшинства. А отсутствуют эти источники потому, что действующая власть в лице Путина и тех, кто ему служит, лишили страну института подлинно демократических выборов и тем самым ликвидировали источники появления новых политиков, не ангажированных действующей властью. Чтобы появились новые политики, нужны прежде всего свободные, подлинно демократические и, самое главное, честные выборы. Нужен новый ЦИК, не зависимый от действующей власти, без «волшебника» Чурова или других подобных ему «волшебников». Нужны независимые суды, которые бы строго наказывали за вбросы бюллетеней, липовые протоколы и прочие нарушения на избирательных участках. Нужны подлинно свободные средства массовой информации, особенно, телеканалы, предоставляющие всем кандидатам равные возможности и равноценное время для выступлений в эфире и в прессе. Теледебаты всех кандидатов в президенты должны стать обязательным условием предвыборной кампании. Необходимо вернуть выборность губернаторов, чтобы наиболее активные и достойные могли пройти эту школу политической и хозяйственной деятельности, после чего могли бы претендовать на высший пост в государстве. И не надо бояться, что народ выберет не того губернатора и что только президент может назначить того.

Итак, господином Путиным сделано все, чтобы оставаться у власти неопределенно долгое время. Построена вертикаль власти, под которую задвинуты и подмяты практически все госучреждения и частные компании, прикормленыи приручены парламентарии, поделенные условно на фракцию власти и оппозиционные фракции. К сказанному можно добавить созданное четыре года назад и уже успешно опробованное изобретение господина Путина под названием «тандем». Реальная политическая оппозиция слаба и разобщена, ее лидеры, похоже, никогда не смогут наступить на горло собственным амбициям ради объединения сил в один монолитный кулак. Таково на сегодняшний день политическое поле России. Ну, а как же российский народ, исключая тех, кто непосредственно служит господину Путину в качестве подпорок его вертикали? Народ-то как живет-поживает? Как настроен? Желает ли перемен? Когда на смену Ельцину пришел новый президент, народ хотел стабильности, досыта наевшись ельцинского раздрая, и господин Путин постарался, потому что тоже хотел стабильности, но прежде всего для самого себя, а в итоге и Путин и народ получили то, чего хотели, по формуле: один (несменяемый) правитель и его верноподданный народ, обожающий стабильность и того, кто ее ему предоставил. Эта формула надежно работала без малого двенадцать лет и стала давать серьезные сбои лишь недавно, когда подошло время избирать новый состав Госдумы, а членам тандема поменяться местами.

Народ (хотя точнее будет сказать: наиболее сознательная его часть) по-настоящему очнулся от двенадцатилетнего благостного забытья в тот день, когда ему сообщили результаты голосования по выборам депутатов Госдумы. Узнав об этих результатах, очнувшаяся часть граждан поняла, что их изрядно поимели. Казалось бы, что тут нового и необычного? И до этих выборов их неоднократно имели и ничего, терпелось и даже нравилось. Чего не стерпишь и не полюбишь ради стабильности! Но на этот раз в сознательной части народа действительно что-то проснулось. Может, чувство собственного достоинства, осознание того, что человеческое достоинство стоит не меньше, чем стабильность. Да и на стабильность, наверное, взглянули под иным углом зрения. Может, это и не стабильность вовсе, а отсутствие развития, самый что ни на есть застой, гнилое топкое болото? И вышли на Болотную 4 декабря, потребовали пересмотра результатов голосования, отставки «волшебника» Чурова. Власть вроде бы чуток вздрогнула, но, главным образом, от неожиданности, а не от страха перед вышедшими на Болотную. Результаты выборов пересматривать не стали, а Чурова наградили орденом Александра Невского, каким в России положено награждать выдающихся государственных и общественных деятелей. Вот, мол, вам наш плевок, утритесь и пошли вон. Но, похоже, теперь уже не получится так, как хочется властям. Граждане не перестали выходить на площади и улицы российской столицы для участия в акциях протеста, причем акции протеста прошли не только в Москве, но и еще в 99 городах страны.

Господин Путин, конечно же, не только почувствовал, но и воочию увидел эти перемены в настроениях части россиян. Лидер нации пошел на свое переизбрание, как на войну с теми, кто больше не хочет видеть его на вершине вертикали власти, разделив россиян по принципу: кто не со мной, тот враг России. Он даже цитировал стихи Лермонтована митинге своих сторонников в Лужниках 23 февраля, намекая на то, что ситуация в стране такая же, как и в год нашествия войск Наполеона: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали!». Господин Путин завершил свою предвыборную речь торжественным обещанием: «Победа будет за нами!» и, конечно же, сдержал свое обещание, в первую очередь, благодаря своей вертикали и, не в последнюю очередь, благодаря «волшебнику» Чурову, а также при поддержке тех избирателей, кому нужна стабильность. Причем никому не понадобилось умирать за эту победу лидера нации. Но дрожь в коленках у него, видимо, не прошла и после избрания на третий президентский срок, о чем свидетельствовали оцепленные полицией и освобожденные от собственного народа улицы столицы на всем протяжении маршрута путинского кортежа в Кремль в день его очередной инаугурации. А чтобы страшно было не только ему, господин Путин решил нагнать страху и на тех россиян, которые выходят на улицы и площади с протестами, ударив по ним рублем, точнее сказать, штрафами, тянущими аж на сотни тысяч рублей.

Главный урок «арабской весны» для власть предержащих состоит в том, что ради собственной безопасности следует вовремя уйти и не пересидеть в кресле правителя.

Господа Каддафи и Мубарак плохо кончили именно потому, что изрядно засиделись в правителях. Господин Путин, видимо, не извлек для себя урока из печальной судьбы вышеназванных господ. Недавно он дал понять, что не исключает для себя пребывание на посту президента два шестилетних срока подряд. Он не против, чтобы убрать из конституции слова «два срока подряд» и оставить просто «два срока», но, поскольку закон обратной силы не имеет, то эта поправка, если она будет принята, на него распространяться не будет, то есть он считает, что два срока ему законом гарантированы. Правда, тогда же господин Путин сказал: «Но – если ситуация позволит». А ситуация в стране может и не позволить лидеру нации избраться на второй шестилетний срок подряд и даже досидеть до конца нынешнего срока. Нет сомнений, что он уже подготовил для себя пути «безопасного» ухода с политической арены на заслуженный отдых на тот случай, если уж сильно заштормит. Он, конечно, мог бы уйти раньше, как говорится, от греха подальше, но уже накопившиеся грехи не отпустили его на покой: многие аналитики считают, что именно желание лидера нации сохранить контроль над созданной им финансовой империей и стало главной причиной его решения задержаться в президентах на третий срок.

Многие думающие россияне, не равнодушные к происходящему в стране, задаются сегодня вопросом: как события в России будут развиваться в ближайшей перспективе и когда мы, россияне, скажем господину Путину «прощай». В зависимости от различий в конкретной ситуации возможны и разные варианты ухода лидера нации с политического небосклона. Самый простой и, похоже, беспроигрышный для него из возможных вариантов состоит в том, чтобы уйти, условно говоря, «по-ельцински», то есть досидеть свой шестилетний срок и за это время найти себе преемника, способного реально уберечь его от судебных преследований. Кстати, недавно господин Медведев заявил, что готов избираться в президенты еще раз. Думаю, это в нем заговорил второй номер «тандема». Но не факт, что первый номер, собравшись уходить, выберет именно этого господина в качестве гаранта своей безопасности. Данный вариант вероятен при условии более или менее стабильной политической ситуации, стабильность которой во многом будет зависеть от благополучия в российской экономике. Ухудшение экономической ситуации неизбежно повлечет за собой и ухудшение политической ситуации, и в этом случае господин Путин рискует уйти раньше под давлением вышедшего на улицы возмущенного народа, не досидев своего шестилетнего срока. Вы спросите: а как же эти новые штрафы? В том-то и дело, что власти смогут штрафовать, пока ряды протестующих насчитывают, скажем, до десяти тысяч человек, причем оштрафуют только тех, кого схватят и засунут в автозак. Если же на улицы Москвы выйдут 500 тысяч протестующих с одним общим требованием, то в этом случае их уже никто не посмеет тронуть.

Еще один возможный вариант ухода господина Путина можно условно назвать «дворцовым переворотом», который может произойти в том случае, если российская элита решит, что пора вмешаться в ситуацию и сменить декорации в Кремле прежде, чем на улицы и площади российских городов выйдут многотысячные массы российского народа с твердой решимостью сделать то же самое и даже намного больше, чем просто заурядная смена декораций. Как первый, так и второй варианты, убрав с политического небосклона господина Путина, вероятнее всего, оставят практически нетронутой созданную им политическую систему, если только в рядах элиты не найдутся люди, которые поставят интересы всего российского народа и страны выше своих личных амбиций и корпоративных интересов самой элиты. Если такие люди, отстранив господина Путина от власти, объявят себя властью переходного периода и в течение этого периода подготовят и проведут действительно свободные и честные выборы без каких-либо фальсификаций, с равным доступом всех кандидатов к средствам массовой информации, то тем самым будет достигнут прецедент демократического волеизъявления народа. Этот первый росток подлинной демократии останется потом дополнить такими ее атрибутами, как независимые суды, включая Верховный суд, новый состав депутатов Госдумы, избранных в результате честных выборов, вместо нынешних нелегитимных, и новый конституционный статус президента РФ, лишенный тех чрезмерных полномочий, которые были приданы этой высшей государственной должности в стране, когда ее прилаживали к первому президенту России, из-за чего, видимо, он сам любил называть себя Царем Борисом в кругу близких ему людей.

Если перечисленное будет сделано, то Россия в итоге получит механизм функционирования демократического государства, известный под красноречивым названием «система сдержек и противовесов». Равнополномочные президент, верховный суд и парламент, эти, так называемые, сдержки и противовесы, не позволяют демократическому государству превратиться в тоталитарный режим. Вышеназванный механизм функционирования демократического государства не должен стать инструментом одноразового использования, а должен постоянно совершенствоваться и неизменно применяться на практике, чтобы подлинное народовластие стало действительно народным достоянием, войдя в плоть и кровь россиян, став естественной частью их менталитета, их образа жизни. Есть и третий вариант возможного исчезновения господина Путина с политического небосклона, о котором не хочется говорить и, по правде сказать, не хочется даже думать о таком повороте в современной российской истории, поскольку этот вариант - революционный взрыв, восстание, народный бунт, крутая ломка, в общем, как ни назови, а суть одна: массовый социальный взрыв грозит обернуться разрушением страны и последующим продолжительным и нелегким периодом ее восстановления. Россия это уже проходила. И не дай бог снова.

Известно, что господин Путин игнорирует Интернети, в отличие от господина Медведева, у него нет Твиттера. У президента страны, естественно, есть советники, которые ему что-то советуют, но мало кто знает, что именно. Недавно, 25 июня, в эфире радиостанции «Эхо Москвы» главный редактор «Новой газеты» Константин Ремчуков выразил свое личное подозрение, что советники президента, похоже, «тупят» (его собственное словечко), то есть надо понимать, что они ничего умного господину Путину не советуют. Полагая, что российский президент до сих пор пользуется поддержкой значительной части населения страны, господин Ремчуков с самыми добрыми намерениями решил расширить штат советников президента, подключив к ним аудиторию своего Твиттера и задав следующий вопрос «Что необходимо сделать Путину, чтобы вернуть себе легитимность в глазах оппозиции?» За 54 минуты он получил огромное количество дельных советов, которые составили вот такую «четкую программу приоритетов»: 1) Повести решительную борьбу с коррупцией. 2) Через год распустить Госдуму и провести выборы в российский парламент с допуском всех партий. 3) Осуществить децентрализацию власти в регионах. 4) Стимулировать быстрый экономический рост.

Как видим, советы россиян, пришедшие на Твиттер господина Ремчукова, действительно дельные. Думаю, что многие согласятся с тем, что борьба с коррупцией должна быть не показушной, не похожей на ловлю мелкой рыбешки, как сейчас, а решительной и бескомпромиссной и на всех этажах власти, включая и самый верхний. Поскольку выходы на городские улицы и площади начались из-за фальсификации результатов выборов в Госдуму, то правильно требовать роспуска нынешней нелегитимной Госдумы и провести новые свободные и честные выборы в российский парламент. Осуществление децентрализации власти в регионах подразумевает восстановление выборности губернаторов вместо нынешнего их назначения президентом. Необходимый для благополучия россиян быстрый экономический рост можно обеспечить, не в последнюю очередь, посредством создания благоприятных условий для российских и иностранных инвесторов: ведь сейчас даже российские толстосумы предпочитают хранить деньги в забугорных банках и не вкладывать их отечественные предприятия, боясь потерять вложенное из-за беззакония в стране.

Характерно, что вышеупомянутые общественные советники по степени важности борьбу с коррупцией поставили на первое место. Они советуют господину Путину начать возвращение своей легитимности в глазах оппозиционной ему части россиян именно с этого, то есть с самого себя. Конечно, господин Путин вряд ли что-то знает об этих советах, озвученных господином Ремчуковым в эфире радиостанции «Эхо Москвы». Сам-то он эту радиостанцию не слушает, а «тупящие» советники, даже если и слышали эту передачу, наверняка ничего ему не скажут об этих советах, исходящих от российских граждан, конкурирующих с советниками президента на общественных началах. А жаль. Впрочем, вряд ли господин Путин стал бы что-то менять, следуя советам граждан: ведь пришлось бы начинать с себя.