Начало Новозаветного Канона




В самом Новом Завете имеются некоторые указания на то, что еще при жизни апостолов и под их руководством начали собираться их послания церквам, и что они чтились как Слово Божье наряду с Ветхим Заветом.
Павел утверждал, что свое учение он получил от Бога (1 Кор. 2:7-13; 14:37; 1 Фес. 2:13).
То же самое говорил и Иоанн о своей книге Откровение (Отк. 1:2).
Павел имел в виду, что его послания будут читаться по церквам (Кол. 4:16; 1 Фес. 5:27; 2 Фес. 2:15).
Петр писал, чтобы «это» помнили в церквах после его «отшествия»(2Пет. 1:15; 3:1-2).
Павел цитировал как "Писание" (1 Тим. 5:18) следующее место: «Трудящийся достоин награды своей». Этого предложения нет нигде в Библии, кроме как в Мф. 10:10; Лк. 10:7. Это является доказательством того, что евангелия от Матфея и Луки тогда уже существовали и считались «Писанием».
Петр причисляет послания Павла к «прочим Писаниям» (2 Пет. 3:15-16).

Апостолы, вероятно, писали много писем, имея в виду насущные нужды церквей. Относительно же того, какие из этих писем должны были быть сохранены для будущих веков, мы верим, что Сам Бог наблюдал за этим и сделал Свой собственный выбор.

Новозаветные книги впервые появились в следующем порядке: Евангелие от Матфея, Послание Иакова, Послание к евреям - в Палестине (?); Евангелие от Иоанна, послания Павла к галатам, ефесянам и колоссянам, 1-е и 2-е послания к Тимофею, Послание к Филимону; 1-е и 2-е послания Петра, 1-е, 2-е и 3-е послания Иоанна, Послание Иуды, книга Откровение - в Малой Азии; 1-е и 2-е послания к коринфянам, Послание к филиппийцам, 1-е и 2-е послания к фессалоникийцам, Евангелие от Луки - в Греции (?); Послание к Титу - на Крите; Евангелие от Марка, Деяния апостолов, Послание к римлянам - в Риме.

Палестина, Малая Азия, Греция и Рим находились далеко друг от друга. Ветхозаветные книги возникли в пределах небольшой страны, но новозаветные книги - в странах, далеко находящихся одна от другой.

Самые ранние собрания этих книг были неполными. Древний мир не был миром железных дорог, самолетов и радио; он не был похож на мир, в котором мы живем сегодня. Путешествия и сообщения совершались медленно и были сопряжены с опасностями. Сегодняшняя поездка в несколько часов тогда требовала месяцы и даже годы. Печатание книг было неизвестно, а делание копий от руки было медленным и утомительным трудом. Более того, это было время преследований, когда драгоценные христианские Писания нужно было прятать в потаенных местах. Не было церковных советов и конференций, где христиане из отдельных стран могли бы собираться и сравнивать заметки на те Писания, которые у них были. Так было до дней Константина. И естественно, что самые ранние собрания новозаветных книг в разных странах отличались друг от друга, и поэтому процесс достижения единства по вопросу, какие из книг являлись в действительности книгами Нового Завета, был медленным.

«Подложные» новозаветные книги. Наряду с «каноническими» новозаветными книгами, имелось много других книг, как благочестивых, так и подложных. Как будет отмечено на следующих страницах, некоторые из благочестивых книг были так прекрасны и ценны, что они в некоторых местах временно принимались как Писания, другие же были настоящей подделкой. Одним из критериев, по которому определялись книги прежде их принятия, было определение: подлинно ли они апостольского происхождения? Это расследование не было в каждом отдельном случае легким, особенно же в случаях менее известных книг из отдаленных стран.

Древнее свидетельство новозаветных книг. Сохранившихся писаний тех христиан, жизнь которых частично совпадала с жизнью апостолов, было немного. Причиной этого был скоропортящийся материал, на котором писались, а также ужасные преследования, когда христианские Писания уничтожались. Но хотя их было немного, эти свидетельства явились неоспоримым доказательством существования в те дни группы заслуживающих доверия записей, которые считались христианами как «Священные Писания»; также имеется изобилие цитат из них или же ссылок на них.

Епископ Рима Климент в своем Послании к коринфянам (95) ссылался на евангелия от Матфея и Луки, послания к римлянам, коринфянам и евреям, Первое послание к Тимофею, Первое послание Петра.

Поликарп в своем Послании к филиппийцам (прим. 110) цитирует из Послания Павла к филиппийцам и пользуется фразами из девяти других посланий Петра и Павла. Он говорит: «У меня есть письма от вас и от Игнатия. Я пошлю ваши в Сирию, как вы просили, а письма Игнатия - к вам с другими и также одно из моих писем». Это говорит о том, что уже во дни Поликарпа церкви начали собирать копии христианских писаний.
Формирование Нового Завета

Игнатий в семи письмах, написанных им примерно в 110 г., во время своей поездки из Антиохии в Рим, совершаемой, чтобы там умереть мученической смертью, приводит цитаты из Евангелия от Матфея, Первого послания Петра, Первого послания Иоанна, дает ссылки на девять посланий Павла; его письма несут на себе отпечаток других трех евангелий.

Папий (70 - 155), ученик ап. Иоанна, написал трактат «Изъяснение Господних изречений», в котором он использует цитаты из Евангелия от Иоанна и дает записи преданий о происхождении евангелий от Матфея и Марка.

«Дидахе» - книга, написанная между 8О и 120 гг., в которой приводятся 22 цитаты из Евангелия от Матфея со ссылками на евангелия от Луки и Иоанна, на Деяния апостолов, посланий к римлянам и фессалоникийцам, на Первое послание Петра, говорит об «Евангелии» как о написанном документе.

Послание Варнавы, написанное между 90 и 120 гг., приводит цитаты из евангелий от Матфея и Иоанна, Деяний апостолов, Второго послания Петра и применяет к ним выражение *написано», которое обычно употребляется только при ссылках на Священное Писание.

"Пастырь" Ерма - книга, написанная примерно между 100 и 140 гг., это своего рода «Путешествие пилигрима» древней церкви. Автор пользуется Посланием Иакова; в книге много аллюзий на новозаветные книги.

Татиан (160) составил согласование четырех евангелий, названное "Диатессарон"- Это также служит доказательством, что только четыре Евангелия были признаны церквями.

Иустин Мученик, который родился примерно в год смерти Иоанна в своих "Апологиях", написанных приблизительно в 140 г., упоминает книгу Откровение и показывает свое знакомство с Деяниями апостолов и восемью посланиями. Он называет евангелия "воспоминаниями апостолов" и говорит, что они (евангелия) читались в христианских собраниях наравне с «пророками».



Василид еретик-гностик, который учительствовал в Александрин во время правления Адриана (117 - 138) и претендовал на знание тайн преданий, полученных от апостолов. В своих письменных стараниях исказить принятые христианские учения цитирует из евангелий от Матфея, Луки и Иоанна, из Первого послания к коринфянам и посланий к римлянам, ефесянам и колоссянам как из признанных христианских Священных Писаний.

Маркион, другой еретик (ок. 140), в целях своей ереси составил свой собственный канон, состоявший из Евангелия от Луки, Послания к римлянам, 1-го и 2-го посланий к коринфянам, посланий к галатам, ефесянам, филиппийцам, колоссянам, 1-го и 2-го посланий к фессалоникийцам и Филимону.

Ириней (130 - 200), ученик Поликарпа, цитирует из большинства новозаветных книг как из «Священного Писания», которое в его время было известно под названием «Евангелие и Апостолы», тогда как ветхозаветные книги назывались "Законом и Пророками".

Тертуллиан (160 - 200) из Карфагена, живший во время, когда еще существовали подлинные рукописи посланий, говорит о христианском Писании как о «Новом Завете». Это название впервые появилось в писаниях неизвестного автора в 193 г. В обширных трудах Тертуллиана имеется 1800 цитат из новозаветных книг. В своем труде «Против еретиков» он говорит:

"Если вы желаете использовать ваше любопытство для спасения, посетите церкви, в которых каждое кресло апостолов еще председательствует вместо них; в которых их подлинные писания читались, голосом и выражением лица представляя каждого из них. Близко ли от вас Ахаия? У вас есть Коринф. Если вы недалеко от Македонии, там есть Филиппы и Фессалоники. Если вы можете посетить Асию, то там вы найдете Ефес. Если вы вблизи Италии, то у вас Рим".

«Мураториев канон» (сохранился повреждённый фрагмент), написанный в Риме около 170г., содержит список христианских Писаний. В нем отсутствует Послание к евреям, 1-е и 2-е послания Петра и Послание Иакова, но включена книги "Премудрость» и "Апокалипсис Петра».

В древне-сирийском переводе, возникшем в середине II в. до Р X отсутствуют: Послание Иакова, 1-е и 2-е послания Петра. 1-е, 2-е и 3-е послания Иоанна, Послание Иуды и книга Откровение.

В древне-латинском переводе, сделанном в середине 2 в. по Р. X., отсутствуют; послания к евреям, Иакова и 2-е Петра.

Ориген (185 - 254) из Александрии. Христианский ученый, много путешествовавший и имевший обширные познания, посвятил свою жизнь изучению Писаний. Он писал так много, что иногда ему требовалось до двадцати писцов. В его обширных трудах можно найти в цитатах две трети всего Нового Завета. Он принял 27 книг Нового Завета, как и мы сегодня, хотя и не был уверен в авторстве Послания к евреям, и высказал сомнения относительно посланий Иакова, 2-го Петра, 2-го и 3-го Иоанна.

Какие книги составили Новый Завет? Из вышеприведенных ссылок и ссылок историка Евсевия (см. ниже) будет видно, что непродолжительное время существовали некоторые разногласия относительно того, какие книги считать каноническими. Это было, в основном, по причине медленных средств передвижения на обширных просторах Римской империи, а также по причине не прекращавшихся 300-летних гонений. Не было ни одного удобного случая для церквей, чтобы собраться вместе и сделать откровенное и благоразумное усилие и прийти к общему мнению относительно того, какие книги считались подлинно апостольскими. Так было до тех пор, пока Константин, в начале IV в., не издал «Эдикт о терпимости».

Но как быть с книгами «сомнительного содержания»? Они не были "сомнительными" в тех местах, где они впервые появились. Трудные времена препятствовали им стать широко известными. Тот факт, что их медленно принимали, свидетельствует об осторожности церквей по отношению к обманщикам.
Формирование Нового Завета


Евсевий (264 - 340), епископ Кесарии и церковный историк, сам пережил гонения и был заключен в темницу во время преследований христиан императором Диоклетианом. Рим делал последнее усилие, чтобы изгладить христианство, и основной целью тогда было - полное уничтожение всех христианских Писаний. На протяжении 10 лет агенты Рима охотились за Библиями и сжигали их на базарных площадях. Вопрос для христиан, какие книги составляли их Священное Писание, не был маловажным.

Евсевий жил и в царствование Константина, принявшего христианство. Он стал главным религиозным советником императора. Одним из первых действий Константина после вступления на престол было повеление: приготовить под руководством Евсевия ПЯТЬДЕСЯТ БИБЛИЙ для церквей Константинополя. Для этого были приглашены искусные писцы, предоставлены наилучшие пергаменты, и было повелено доставить Библии после их написания из Кесарии в Константинополь в царских повозках. В своем приказе Евсевию Константин писал: «Я думаю, будет целесообразно сообщить тебе, чтобы ты повелел приготовить пятьдесят рукописей Священного Писания, наличие и употребление которых будет чрезвычайно полезно для обучения церкви, Эти рукописи, написанные на искусно приготовленных пергаментах опытными каллиграфистами, должны быть удобны для чтения и легко переносимы для употребления... Ты имеешь полномочие, на основания этого письма, воспользоваться двумя общественными экипажами для их доставки. Согласно этой договоренности, когда рукописи будут написаны соответствующим образом, они должны быть направлены ко мне для личного просмотра. Это служение можно поручить одному из диаконов твоей церкви, который по прибытии сюда будет пользоваться моим щедрым гостеприимством. Да сохранит тебя Бог, возлюбленный брат».

Какие книги составили Новый Завет, приготовленный Евсевием? Это были те же книги, которые составляют наш Новый Завет. После обширных исследований Евсевий нашел, какие книги в большинстве случаев были приняты церквами. В своей истории Церкви он говорит о четырех классах книг:

1. Повсеместно принятые.
2. «Спорные» книги: послания Иакова, 2-е Петра, Иуды, 2-е и 3-е Иоанна, которые, хотя и были включены в его Библии, все же некоторыми подвергались сомнению.
3. «Подложные» книги, среди которых он упоминает Деяния Павла, Пастырь Ерма, Апокалипсис Петра, Послание Варнавы и Дидахе.
4. «Фальшивки еретиков»: евангелие от Петра, евангелие от Фомы, евангелие от Матфия, Деяния Андрея и Деяния Иоанна.


Карфагенский собор (397) утвердил 27 новозаветных книг в том виде, в каком мы их знаем в настоящее время, проявив единодушие, и принял для себя КНИГУ, которой суждено было стать НАИБОЛЕЕ ЦЕННЫМ ДОСТОЯНИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.