Первые впечатления иностранных болельщиков от ЕВРО-2012

На модерации Отложенный

Сегодня - финал чемпионата Европы по футболу, в котором встретятся сборные Италии и Испании. Для России главный урок провала на чемпионате - достойный уход в отставку президента РФС Сергея Фурсенко, это вообще пример для многих наших чиновников. Вообще главным открытием чемпионата стал не столько футбол - тут фавориты были известны, а как раз сама Украина, быт и нравы страны, принявшей у себя европейское первенство.

Простой шведский болельщик по имени Ола стал известен в Киеве благодаря спору. Это было самое начало Евро-2012. Перед игрой Украина-Швеция Ола с труднопроизносимой фамилией Сшестд, поспорил с украинским премьером Николаем Азаровым, кто победит, на бутылку пива.

Сборная Швеции тогда проиграла, и честный швед уже на следующий день пришел в кабинет украинского премьера с черным пластиковым пакетом. Сказать, что Ола несколько смущался обстановки, это не сказать ничего. После выпивки в кабинете украинского премьера, популярность шведа возросла настолько, что несмотря на вылет его сборной из чемпионата, он решил остаться в Киеве, как минимум, до финала.

Еще один знаменитый на Украине болельщик прославился своим интернет-дневником. В начале его хотели даже побить за слишком нелестные высказывания о Донецке. Оливер Битер - журналист немецкого футбольного издания "Киккер".

Из дневника Оливера Биттера: "ЮНЕСКО признала Донецк самым чистым промышленным городом. Ну и титул… Звучит как "немного беременная"… Видишь то, чем дышишь. Наверное, поэтому начинает болеть голова..."

Потом Оливер, правда, признался, что первую запись в своем дневнике просто списал из того же Интернета, еще только подъезжая к городу. Как только он узнал, что едет на футбол, он принялся подыскивать гостиницу. Но цены его, мягко говоря, смутили. За ночь в отеле две звезды просили по 500 евро. В результате он нашел жилье по Интернету - квартиру за 50 евро, зато хозяйка обещала бесплатный Wi-Fi.

"Это был шок. Серый дом, 5 этажей. Смеркалось, было довольно страшно даже пройти мимо этого дома. Внутри было мрачно, стены выкрашены в серые тона. В подъезде было очень холодно и плохо пахло. С тяжелым чемоданом пришлось подниматься пешком на пятый этаж. Ванная комната крошечная. В начале был шок. А теперь - другое дело, я доволен. Местоположение прекрасное, сейчас я чувствую себя как дома", - делится впечатлениями спортивный обозреватель из Германии Оливер Битер.

Правда, Оливер так и не привык к мусорным бакам во дворе дома.  Из дневника Оливера Биттера: "У нас в Германии есть чёрные, жёлтые и зелёные контейнеры. Вынести мусор по-украински означает либо высыпать его в мусоросборник, либо просто выкинуть на улицу всю эту гадость".

А еще Оливер столкнулся с газовой проблемой. Это никак не связано с транзитом российского газа через территорию Украины в его родную Германию, но показательно. Выяснилось, что на родине Оливера давным-давно забыли, что такое газовые плиты на кухнях.

"Однажды я купил пельмени, и пришлось самому готовить на газовой плите. Оказалось, очень сложно! Я себе руку обжег, пытаясь зажечь ее спичкой. У нас давно только электроплиты. А тут газовая! Но в итоге все получилось. Сварил пельмени, добавил сметаны, помидорок", - рассказывает Оливер Биттер.

Тема украинской еды у иностранцев перемежалась с темой девушек.

Многие туристические фирмы даже выдавали своим клиентам перед поездкой на Украину специально оформленные презервативы. С надписью "честная игра", утверждая о высоком уровне проституции и, наоборот, невысоком моральном облике местных девушек. И то, и другое Оливер в разговоре с нами отверг. При этом впечатления от слабого пола у него почти такие же яркие, как от знаменитого украинского борща.

Француз Себастьян Гобер, впервые приехавший на Украину, тоже оценил настоящую украинскую красоту. Но, прежде чем увидеть девушку-кассира на вокзале, куда он добирался из аэропорта, пообщался с таксистом. Таксист, как полагается, английский знал и запросил 280 гривен, или около 1100 рублей за то, чтобы довести туриста до Площади Независимости - сумасшедшие деньги. Зато в метро Себастьян пообщался с киевлянками ближе.

Побывав на центральной площади Киева, через которую проходит самая протяженная фан-зона Евро, она занимает весь Крещатик, а это около километра, направлявшийся в Донецк Себастьян, долго у кассы пытался понять, что такое "плацкарт боковой верхний".

Что это значит, выяснилось скоро. Плацкартный вагон до Донецка был забит под завязку. При этом, несмотря на то, что западная пресса предупреждала болельщиков на всякий случай отказаться от поездок по Украине, пугая не существующим КГБ (здесь это СБУ- служба безопасности Украины), иностранцы очень активно ездили в промежутках между матчами по всей стране, удивляясь и тем, что дороги, вроде как нормальные, и криминала практически нет. На время Евро безопасность была усилена настолько, что преступность упала в разы.

Швед Ола, который помимо сала и борща полюбил и знаменитую киевскую "перепечку". Попробуйте объяснить иностранцу, что это такое - смесь беляша и сосиски в тесте, но не хот-дог.  Он рассказывает, что помимо футбола успел даже побывать на месте, где Петр Первый в начале XVIII века разгромил шведов.

"Я был в Полтаве. Я хотел посмотреть на это место на Украине. Для нас тогда это оказалось настоящим бедствием. Мы и проиграли, и Россию потеряли. А еще я был в Чернобыле. Вы знаете, когда это случилось, у нас, в Швеции, сразу же была объявлена тревога. Ведь у нас уровень радиации повысился. И в начале все думали, что это где-то в Швеции утечка радиации. А это был Чернобыль", - рассказывает Ола Стойстдед.

Чернобыль - отдельная тема. Не сказать, что все болельщики из Западной Европы приехали на украинскую часть Евро-2012 с радиометрами, но у многих из них Украина - это стереотипы, навязанные прессой в их родных странах: сало, борщ, Чернобыль. Была еще, правда, горилка - она нравилась почти всем, и квас, вкуса которого многие понять так и не смогли.

Иностранцы полюбили хряка Фунтика, весь чемпионат прожившего в киевской фан-зоне, не подозревая, что совсем скоро заявленный как основной предсказатель результатов матчей, и не предсказавший практически ничего, он после финального свистка Евро-2012, скорее всего, станет тем самым, полюбившимся им салом. А пока перед игрой швед Ола Сшестд перестирал все свои фанатские футболки, разбросав их по киевской квартире для просушки. Француз Себастьян Гобер затерялся где-то под Киевом и будет смотреть финал по телевизору. Немец Оливер Биттер на время покинул полюбившуюся ему квартиру в хрущебе в Донецке и пишет новую статью для своей газеты из украинской столицы.

 "Теперь я ничего не боюсь. Я был в Донецке" - футболка, ставшая популярной у иностранцев в начале чемпионата и символизировавшая ужас западных болельщиков перед всей Украиной, с прилавков исчезла. Раритет. Евро-2012 на Украине, действительно, был не страшен, недаром все наши герои решили остаться здесь и не уезжать сразу же после финального матча Чемпионата Европы.