Цивилизация и культура Хараппы
На модерации
Отложенный
01.07.2012
В III тысячелетии до н.э. на берегах реки Инд возникла первая в Индии городская культура и цивилизация. Она известна в литературе как Цивилизация долины Инда, или цивилизация Мохенджо-Даро и Хараппы (по наиболее крупным и ранее других открытым городам).
Как отмечают современные авторы, «люди, создавшие ее (то есть цивилизацию Хараппы), строили свои дома – двух, и трехэтажные – из обожженного кирпича, обрабатываемые земли вокруг городов обильно орошались водой из широкой системы каналов, питаемых рекой Инд и ее притоками» (Н. Гусева Древне древности //Чудеса и приключения № 6/1997).
Эта уникальная городская цивилизация была создана в IV—III тысячелетии до н.э. Пришедшие сюда во II тысячелетии до н.э. из Восточной Европы племена арийцев встретились здесь уже с ее упадком. Возможно, что индская цивилизация так бы и осталось цивилизацией, упоминающейся лишь в мифах и легендах, если бы в 1875, а затем в 1886 и 1912 годах случайно не были найдены в этих местах таблицы и печати, с изображениями животных, людей, растений и со странными, ни на что не похожими письменами и знаками. С начала 1920-х годов здесь начались планомерные раскопки, продолжающиеся и поныне.
Эти раскопки показали, что в III тысячелетии до н.э. в долине реки Инд существовала самобытная цивилизация. Расцвет культуры Хараппы приходится на конец III тысячелетия до н.э. при раскопках были обнаружены бронзовые и медные орудия, однако железных изделий здесь найдено не было, что дает повод сказать, что жители Мохенджо-Даро и Хараппы не имели представления об изготовлении железных орудий труда. Однако известно, что в Мохенджо-Даро, например обработка металлов горячим и холодным способом находилось на высоком уровне. Жители поселений культуры Хараппы умели изготовлять изделия из золота, серебра, свинца, применяли метод паяния.
Относительно развитым было земледелье, тем более, что оно являлось одним из основных занятий населения. При пахоте индийцы использовали легкий плуг с лемехом из кремня и соку (бревно с толстым и крепким суком). Мотыга также оставалась одним из наиболее распространенных земледельческих орудий. Буйволов и зебу использовали как тягловый скот. Жители цивилизации Хараппы сеяли ячмень, пшеницу и рис; выращивали кунжут (сезам), дыни и финики. Существует предположение, что именно они первыми начали культивировать хлопок, используя его волокно.
Наряду с земледельем в хозяйстве древнейших индийцев важное значение имело скотоводство. Кроме буйволов и зебу при раскопках найдены кости коз, свиней, овец, лошадей. Предполагается, что в эпоху Хараппы древние жители Индии приучили и слонов. Немалую роль в хозяйственной жизни этой цивилизации играли охота и рыболовство.
Весьма развито было ремесло. Кроме металлообработки интенсивно развивались ткачество и прядение. Жители долины Инда первыми в мире научились прясть и ткать хлопок, изготовлять хлопчатобумажные ткани. Наряду с эти видами ремесла развивались также гончарное и ювелирное дело. Жители поселений культуры Хараппы поддерживали тесные торговые связи с другими областями Индии и другими странами, прежде всего с Двуречьем и Эламом. Эти контакты способствовали культурному обмену, о чем свидетельствует культурная близость древнейшей Индии с Шумером.
Цивилизация Мохенджо-Даро и Хараппы имела высокий уровень городской культуры. Обнесенные стенами городские поселения культуры Хараппы занимали сотни гектаров. Прямые и широкие основные улицы городов пересекались под прямым углом. Дома располагались геометрически правильно. Обычно двухэтажные здания строились из обожженного кирпича, занимая площадь в несколько сот метров. Эти дома не имели украшений и окон, выходящих на улицу, но были достаточно благоустроены, имели отдельные колодцы, канализационные сооружения и комнаты для омовений. Общегородская система колонизации Мохенджо-Даро является наиболее совершенной из известных ученым канализационных систем того времени в городах древнего Востока. Она имела отстойники, магистральные каналы, стоки для дождевых вод.
Все названные сооружения были достаточно продуманы и прекрасно сделаны. Раскопки показали наличие искусно сооруженных, выложенных кирпичом колодцев, свидетельствующих о хорошо налаженном водоснабжении. В Мохенджо-Даро хорошо сохранился общественный бассейн для омовений, весьма искусное устройство, наличие которого позволяет говорить, что у его ваятелей было достаточно большие навыки в строительстве такого рода объектов.
Значительного развития достигла культура жителей этих городов, о чем свидетельствуют находки выполненных из глины, мягких пород камня и бронзы статуэтки, а также образцы живописного искусства и художественного ремесла. Особую привлекательность для науки представляют печати-амулеты из стеатита, слоновой кости, меди и глины. Подобных печатей было найдено около двух тысяч. Они интересны тем, что многие из них имеют надписи, сделанные своеобразным иероглифическим письмом, имеющим более раннее происхождение, чем письмо Шумер. Эти надписи до сих пор не расшифрованы.
Загадочнее надписи на обнаруженных печатях и других предметах состоят в среднем из 5-8 знаков. Особое внимание исследователей привлекает и их повторяемость и занимаемое ими в надписях место. Предполагается, что эти надписи каким-то образом связаны с хозяйственной деятельностью человека, например с количеством скота в стаде, с его ценой при продаже или обмене, с его качеством (Н. Гусева Древнее древности //Чудеса и приключения № 6/1997).
Немного известно и о религиозных отношениях жителей долины Инда этого времени. Однако, имеющиеся в распоряжении ученых материалы позволяют утверждать, что между религиозными верованиями древнейшего населения долины Инда и буддизмом современной Индии существует определенная связь. Широко распространенный в прошлом культ богини-матери и теперь играет весьма значительную роль в верованиях и светской жизни некоторых народов страны. Распространенное в эпоху цивилизации Хараппы почитание животных и деревьев характерно и для современного индуизма. Особенно в этом выделяется преклонение перед священным быком зебу. Так же, как и теперь, в древнейшие времена обряд омовения составлял существенную часть религиозного культа. Различные виды захоронений тоже имели место. Вполне вероятно, что уже в то время существовал обряд сожжения трупов, как это принято у современных индусов. Возможно, что пепел так же бросали в реку, как это имеет место и теперь.
По уровню развития производительных сил, использованию металлических орудий труда, наличию развитого земледелья, скотоводства, ремесла и письменности, цивилизация Хараппы не уступала первым из развитых обществ Междуречья и Египта.
Об имущественном и социальном размежевании говорят материалы раскопок. Обнаружены различные по величине и качеству жилые постройки, среди которых встречаются настоящие дворцы, так и постройки для рабов, слуг, вольных работников. Поселения Мохенджо-Даро и Хараппы имели мощные цитадели, которые господствовали над городом. В этих крепостях были сосредоточены административные здания, крупные зернохранилища, из чего можно сделать вывод о наличии сильной государственной власти, в распоряжении которой находились большие материальные ресурсы.
Города цивилизации долины Инда: Мохенджо-Даро и Хараппа были крупными центрами. Так, например, Мохенджо-Даро занимал площадь 2,5 квадратных километров и насчитывал не менее 100 тысяч человек (Всемирная история в 24 т.; т. 2 стр. 414). Главные улицы этого города достигали 10 метров в ширину и шли параллельно друг другу. Дома возводились в два, три этажа. Кроме жилых зданий, в городе имелись и другие постройки: храмы, амбары для хранения зерна, а также крупные общественные здания. В Мохенджо-Даро действовала система водоснабжения и канализации.
В целом же, цивилизация долины Инда по своему уровню развития не уступала, а в некоторых компонентах и превосходила цивилизации Шумер и Древнего Египта. Ученым еще предстоит выяснить обстоятельства падения Хараппской цивилизации, но уже сегодня ясно, что вторжение арийцев не стало решающим фактором в ее упадке. Данные археологических раскопок подтверждают гипотезу о том, что города цивилизации долины Инда начали переживать упадок за долго до прихода племен ариев. По одной из версий упадок цивилизации Хараппы был вызван природно-климатическими изменениями, в результате которых дравидское население начало сдвигаться на юго-восток и утрачивать былой уровень развития. Кроме того, определенную роль в процессе гибели этой цивилизации сыграли миграции, проходившие в это время между Кавказом и долиной Инда.
Но, так, или иначе, цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро исчезла с исторической арены, уступив место новому витку развития Древней Индии.
Источники:
1. Всемирная история в 24 т.; т.3,4. Минск "Литература" 1996
2. Н. Гусева Древнее древности //Чудеса и приключения № 6/1997
3. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия М.2007
Комментарии
Ответ адекватен? Или объяснить?