Что такое вера в бога(для меня-грешного)

На модерации Отложенный

По рождению я не приобщен к вере. Не крещен и не обрезан. Не крещен, так как мои родители- евреи. А не обрезан, поскольку мама убоялась такую маленькую плоть подвергнуть операции. Кроме того, оба родителя были не верующими иудеями, а советскими евреями. А это не одно и тоже.

Теперь перейду к собственной личности. Когда я стал что-то понимать, научился читать и писать, глядеть на мир и делать оценки, я увидел церкви и много народа, уже не молодого, идущего туда. Лиц, если честно сказать, не помню: темные они или просветленные. Да и позднее, став взрослым, не научился видеть просветление от веры.. Может быть, в силу великого рационализма моих далеких предков, в живых, одушевленных существах я больше ценю поступки, чем внешний вид. В церковь я попал из любопытства. Что мне там очень понравилось, так это пение и иконы. А не понравилось то, что икону все подряд целуют. И как она это терпит, не знаю!

Постепенно я научился различать и вид икон, и даже их названия, хотя так и не умею привязывать их к событиям, праздникам, двмжению людей и времени. Позднее я стал увлекаться историей искусств и много ездить по стране и миру, стал чуть-чуть различать архитектуру церквей. Позже кое-что узнал из истории религии, особенности конфессий, их различия и характер отношений. Буду честен- ни синагоги (в которые я попал уже в зрелом возрасте), ни мечети не произвели на меня того впечатления и не вызвали отклик в душе, какое имели православные храмы и, особенно, католические костелы. Я не понимал даже отдельных слов в религиозных песнопениях моих "собратьев" по вере- иудеев. Иврит я не знал, а на идише никто не молится. Однако все это внешние впечатления, для глаз и ушей, они не затронули души.

И тут я опять-таки должен вернуться к двум важнейшим составляющим, которые сделали меня верующим. Это- родной язык, русский, и исторически сложившаяся главная генетическая составляющая иудея (за которую многие не любят и напротив, не меньшее число просвещенных людей уважают иудеев)- это их Ratio. Т.е. привязанность и способность к рациональному мышлению. Его можно свести к нескольким словам: «А что это дает людям?» облегчает ли их жизнь, способствует ли сосуществованию?

И тут нужно сказать, что очень сильное впечатление на меня произвели заповеди. С какого-то момента я даже стал стремиться жить по заповедям. Не все из них я научился соблюдать. Нарушал не однажды заповедь « не прелюбодействуй». Но не потому, что не понимал или не умел соблюдать ее. Я просто не считал ее рациональной. И потому даже в мыслях не каялся. Хотя покаяния я принимал душой.

Не чужд был покаянию. И всегда стыдился своих дурных поступков (например, крал книги, а в молодости даже учавствовал в коллективном воровстве). Но никогда не убивал и с уважением и состраданием относился к слабому и убогому. А вот у государства красть и обманывать его приходилось. Государство я всегда воспринимал как бандита на большой дороге. Сколько раз в течение моей жизни оно обманывало и унижало и моих предков и меня лично! Так что любые формы экономического противостояния ему я признаю разумными и обоснованными. Многие мои иудейские соплеменники, критикуя и не принимая мою привязанность к христианству (не к православию, а именно к христианству, хотя различия я считаю для бытового, не воцерковленного человека внешними и мнимыми), говорили, что все заповеди - и мусульманские и, тем более, христианские - проистекают из иудейской религии. Тора - основа всех трех религиозных догм. Не знаю! Может быть, и так. Для меня это не столь важно. К пониманию роли и церкви, и религии меня уже в зрелом возрасте подтолкнули:

  1. Та бездна каждодневных несправедливостей и откровенных глупостей, которые чинили советские ,а потом российские власти (глупости религиозные, преследование людей за иную веру и их унижение и просто уничтожение были для меня глубокой историей);

  2. Великий христианин, сын Божий и вероотступник, мыслитель религиозный, но более светский человек, истинно верующий и способный призвать к вере умеющих читать, писать и мыслить -Василий Васильевич Розанов. Может, он и завершил мое религиозное воспитание. Верить Богу больше чем людям, несущим эту веру. Признавать за каждым право общения с Богом без посредников.

<dl>

 

</dl>