Вступление России в ВТО оказалось под угрозой
На модерации
Отложенный
Конституционный суд получил от парламентской оппозиции запрос на проверку протокола о вступлении России ВТО. Коммунисты и эсеры надеются, что КС призовет Госдуму притормозить ратификацию протокола. Единороссы расценили этот шаг оппозиции как «политический самопиар», а эксперты сочли его «бессмысленным».
В Конституционный суд России в среду поступил запрос депутатов Госдумы о проверке конституционности протокола о вступлении России в ВТО. Об этом «Интерфаксу» сообщили в пресс-службе КС.
18-страничный запрос был подан от лица более 130 депутатов от КПРФ (90 человек) и «Справедливой России» (41). Они считают, что этот протокол, подписанный в декабре прошлого года в Женеве, противоречит Конституции и наносит ущерб ее экономической безопасности. Напомним, что для подачи такого иска необходимо не менее 90 депутатских подписей.
Депутаты обращают внимание, что этот документ должен быть ратифицирован Госдумой, одобрен Советом Федерации и подписан президентом до 23 июля (согласно требованию ВТО ратификация должна состояться не позже 220 дней после подписания протокола).
Три претензии
Иск опирается на три претензии. Во-первых, оппозиционеры обращают внимание на то, что документ был представлен на трех языках — английском, французском и испанском, а вот «на русском языке протокол не подписывался, но его неофициальный перевод размещен на сайте Госдумы».
Кроме того, по мнению истцов, не было запрошено необходимое в таких случаях мнение регионов. «Обжалуемые нами положения международных договоров не соответствуют Конституции РФ по порядку введения в действие и опубликования, а именно – с точки зрения процедуры их ратификации, которая фактически делает невозможным качественное обсуждение условий вступления России в ВТО, превращая такую процедуру в формальность и даже в профанацию», — отмечается в документе.
В-третьих, авторы запроса указывают, что на ратификацию вынесли только протокол, но не само соглашение. «При этом фактически оказывается, что само Соглашение об учреждении ВТО с приложениями к нему автоматически станут обязательными для России, однако на русском языке указанное соглашение со всеми его многочисленными приложениями в Государственную Думу вообще не представлено», подчеркивают авторы запроса.
Уже ясно, что в «Справедливой России» и КПРФ не смогут помешать ратификации протокола, для которой хватит голосов «Единой России». Однако закон «О КС» позволяет проверять на конституционность «не вступившие в силу международные договоры РФ», и оппозиция пытается убедить судей воспользоваться своим правом и официально призвать парламент заморозить ратификацию до окончания процесса в КС.
«Можно еще в центральную баню написать»
Глава комитета Госдумы по бюджету и налогам, адвокат Андрей Макаров («Единая Россия») сообщил газете ВЗГЛЯД, что материалы о вступлении России в ВТО на самом деле рассматривались и на русском языке, поэтому действия оппозиции он расценивает как «политический самопиар».
«Такие условия, которые мы получили в ВТО, не получал в принципе до сих пор никто. Это реально хорошие условия, поэтому дальше возникает вопрос: вступление в ВТО – это для нас благо или что-то плохое?» — отметил Макаров.
По его словам, цель вступления России в ВТО – «чтобы продукция стала конкурентоспособной, лучше и дешевле». «Без конкуренции эту проблему решить нельзя. А с кем конкурировать будем на внутреннем рынке? Сами с собой? Так это уже было.
Коммунисты это уже устроили. Семьдесят с лишним лет в стране мы конкурировали сами с собой – и в результате создали абсолютно не то, что неконкурентоспособную экономику, а рынок, который мог поддерживать уровень жизни населения, хоть и бедненький, но примерно одинаковый. У нас и телевизоров-то нормальных в стране не производили. О чем мы говорим? Атомную бомбу сделать можем, а нормальный телевизор, к сожалению, нет.
Нормальную машину сделать так и не смогли», — напомнил он.
Макаров признал, что российская экономика ко вступлению в ВТО, «конечно, не готова, об этом все говорят, это и так понятно – и не надо в КС обращаться». «Поэтому и существует специальный переходный период, в течение которого экономика должна приспособиться к вступлению к ВТО. Это не просто льготный период, а период когда те, кто хотят модернизироваться, перейти на выпуск новой продукции, стать действительно конкурентоспособными, смогут это сделать», — пояснил единоросс.
«А кто-то говорит: “Дайте просто нам денег, мы их снова украдем, либо выпустим какие-то там чушки, болванки, которые даром никому не нужны. Вот и вся проблема. И обращение в КС?.. Можно еще в центральную баню написать!.. Я противник, когда из очень важных и сложных для людей вопросов экономики начинают устраивать политический пиар”», — подытожил Макаров.
Языковой барьер
Другой единоросс, заместитель председателя комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагелский сообщил газете ВЗГЛЯД, что хотя беспокойство других фракций по вопросу вступления в ВТО обосновано, большинство претензий к юридической стороне вопроса можно снять.
«Что касается согласования с субъектами, то в данном случае это необязательно, потому что проект договора не является конституционной нормой. И мы не согласовываем все проекты и все ратификации с субъектами. Это носит рекомендательный характер. Что касается вопроса о предоставлении 30 дней для отзыва из регионов, то есть понятие ускоренной процедуры. Тем более, что все поправки по ратификации вносились до последнего момента, а срок подписания документа был очень ограничен, поэтому основания для принятия ускоренной процедуры были», — отмечает депутат.
Что касается второй претензии, то Звагельский также счел ее несостоятельной. «Им дали все необходимые документы», — заявил депутат.
Единственная претензия, которая по словам депутат может быть учтена касается официального перевода, которого не было. «Нам был предоставлен только неофициальный перевод, но мало вероятно, что этот пункт будет принят во внимание», — подчеркнул депутат.
Ратификацию не остановишь
Эксперты напоминают, что Госдума может спокойно ратифицировать соглашение, и оно вступит в силу 23 июля, независимо от тяжбы в КС. Это, однако, не мешает КС позднее признать его противоречащим Конституции и тогда только оно утратит силу.
Заместитель гендиректора Центра политических технологий Георгий Чижов считает, что действия оппозиции ничего не изменят. «Эти попытки лишены особого смысла, потому что задержка будет минимальна. Россия приняла решение о вступление в ВТО еще в 90-е годы», — сказал он газете ВЗГЛЯД. Как предположил эксперт, КС все-таки успеет рассмотреть обращение до 23 июля.
Потери для ряда отраслей
Отметим также, что вступление России в ВТО грозит многим отраслям существенным падением объемов производства. Ряд российских промышленников опасаются, что этот шаг может существенно отразиться на их деятельности. Как отмечала накануне газета ВЗГЛЯД, серьезный удар будет нанесен по легкой, в частности обувной промышленности. Со снижением заградительных пошлин на ввоз иномарок, Россию может ждать наплыв поддержанных авто, а российскому свиноводству потребуется особая поддержка, ведь отечественным производителям придется конкурировать с импортной продукцией.
Результаты исследования Ernst & Young также показывают, что прежде всего в деревообработке и целлюлозно-бумажном производстве ожидается спад почти на 6,8%. Коснется это прежде всего Дальнего Востока, севера европейской части и северо-западных районов страны. В ДВФО отраслевое производство упадет сразу на 25,6%, на Севере — на 5,6%, на Северо-Западе — на 6,7%, в Санкт-Петербурге и Ленобласти — на 5%.
Комментарии
При КП и при её СС ныне, "в России - нет ни права, ни закона; а есть - лишь столб, да на столбе - корона". Корона Сортирного Мочилы - это звучит гордо...
Вся эта возня с ратификацией (по другому и назвать нельзя) свидетельствует о качестве управления государством российским. Не суметь хотя бы сразу после подписания Протокола Президентом представить в Госдуму аутентичный вариант перевода на русский язык документа в полном объёме - верх управленческой безграмотности в огромной стране. Неужели в РФ не нашлись в достаточно грамотные переводчики, юристы и др. спецы, которые смогли бы грамотно перевести текст. Тем более, что подавляющая часть из тысяч условий была уже согласована многие лета тому назад, а в дальнейшем подвергалась только корректировке, что позволяло вести и корректировку текста в режиме, так сказать, онлайн.
Стыдно за не профессионализм российской высшей власти.