Как надо жить и побеждать в безбожной Европе.

На модерации Отложенный
А греки на трибунах – молились
Как мы проигрывали на Евро-2012

 

 
Не думал, что хоть однажды придётся писать о футболе, о Евро-2012, хотя в организации этих соревнований изначально и усматривалась некая политическая составляющая.
Европа, определив быть Украине вместе с Польшей хозяйкой чемпионата, этим пришивала её к себе, пока футбольными шнурками, как бы на пробу, выкроив её ножницами, оторвав от Русского мира. В предыдущих чемпионатах «на два дома» - «Бельгия + Нидерланды» (2000 год) и «Австрия + Швейцария» (2008-й) - особой политики не было: «бизнес и ничего личного». А тут – интрига! Закручивалась она на фоне оранжевой эйфории (решение принималось в 2007 году), когда предпринимались бешеные попытки прилепить Украину к НАТО и пристроить к Евросоюзу. Тогда каждое оранжевое лыко было в строку.
 
Когда прошло определение по группам, возникли ассоциации… военно-политического свойства, так можно выразиться. К чему бы это? Время, что ли, такое? Юг в огне, пламя войн шелестит уж не за дальними морями. Вот против воли и послышались в матчах Россия – Польша, Украина – Швеция, Франция – Украина как бы рифмы к давним битвам на Святой Руси во времена известных европейских «объединителе» – Сигизмунда III, Карла ХII, Наполеона…. Да и в матче Англия – Украина, если учесть, что нынешней Украине, этой части пока ещё Русского мира принадлежит Крым, можно услышать далёкое эхо пушек Севастопольских бастионов Крымской войны… Ну и здесь, конечно, писать нечего. Досужая игра ума для одного мгновения, не более.
 
Но вот матч Греция – Россия… Игра явила собой обыкновенное чудо, её лицезрели десятки миллионов людей. Другое дело, - может не заметили чуда.
 
Решающая для сборной России игра выпала на 16 июня. В Церковном календаре это канун Дня Всех святых в земле Российской просиявших и Дня всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших. Так совпало. На вечерних службах в этот субботний день поминались все святые и в русских землях прославленные перед Богом, и на греческом Афоне. Конечно, святые православной Греции – и наши святые.
 
В проповеди этого дня архимандрит Иоанн (Крестьянкин) когда-то, в 1988 году, говорил: «Сегодня, други мои, на Руси День Ангела – день памяти всех святых нашей Русской земли, чьими трудами и скорбями, чьим величием духа мы с вами теперь – православные христиане…».
 
Привлёк к себе внимание тот факт, что греческие болельщики – молились. Конечно, и в их рядах были шумные фанаты. Они были не менее заметны, но была и молитва, это ощущалось по всему, это было видно и по лицам – даже и размалёванным по нынешней европейской моде в цвета государственного флага.
 
А на поле происходило невероятное.
 
Все атаки сборной России кончались ничем. Порядка двух десятков ударов по воротам греков – и ноль попаданий. Били и с пяти-семи метров – «не шло». Игроки сборной вязли перед воротами противника, словно б находились посреди непролазного болота.
 
А греки на трибунах – молились.
 
Порой казалось, всё происходит словно б в замедленном сне, когда нет сил.
Вот и здесь – словно б у игроков иссякли силы – ни ударить мастерски, ни отбежать на фланг, чтобы ударить оттуда. В конце же второго тайма наши ребята и вообще бегать перестали, будто к ноге каждого привязали гирю.
 
А греки на трибунах – молились. И перед экранами в домах своих – наверняка, затаив дыхание.
 
Судя по всему, сами футболисты и молебен перед матчем отслужили, и на вечерней службе иные из них побывали.
 
Ну а наши футболисты, чьи имена знают миллионы – Андрей Аршавин, Александр Кержаков, Алан Дзагоев, Роман Павлюченко – вдруг стали середнячками, серенькими, беспомощными ребятками, одетыми в красивую дорогую форму…
 
Показались исключительно интересными и красноречивыми два момента матча.
 
На 35-й минуте (цитирую комментатора по опубликованному в интернете отчёту): «Широков упал в штрафной площади после контакта с игроком сборной Греции, но арбитр никак не отреагировал на этот момент. Показал Роман боковому, чтобы протер очки или взял бинокль».
 
При повторе видно, - Широкова толкнули в спину. То есть действительно судья этого не заметил. Недобрая ирония Широкова (с биноклем) в контексте общей футбольной культуры была, казалось бы, вполне уместна.
 
И второй момент (цитата по тому же отчёту), на 59-й минуте: «Карагунис получает карточку за симуляцию! (А на параллельном канале: «Карагунис наказан за наглую симуляцию в чужой штрафной»). Упал в нашей штрафной площади, получил предупреждение. Надо было видеть реакцию форварда сборной Греции. Взбесился, перекрестился, но арбитра не переубедить…»
 
На самом деле никакой симуляции, как и «взбешения» не было. Гиоргос Карагунис по обычаю православных христиан перекрестился, показывая, мол, «во те крест святой», что не притворялся, упав. Видеоповтор продемонстрировал: и правда, кто-то слегка зацепил, уронил греческого бомбардира.
 
В первом случае у Романа Широкова было желание «пнуть», унизить человека, желание гордое. Что, повторюсь, в общем-то, вполне в горделивом футбольном духе. Во втором случае – если и не вполне смиренное, но молитвенное воплощение своего несогласия с несправедливостью.
 
Когда в последнее мгновение первого тайма комментаторы на всех языках мира, не веря своим глазам, вдруг провыли в микрофоны: «ГО-ООЛ! Карагунис! 1:0!», наши добавили: «Непонятный провал сборной России в самой концовке 45-минутки, Жирков не успел помешать Карагунису, который с 10-ти метров пробил под опорную ногу голкиперу!»
 
Многим это показалось недоразумением. Впереди – вон ещё сколько времени!.. А игра уже была сделана.
 
Греки же порадовались, и молитву продолжили.
 
Они показали, как жить в безбожной Европе, участвуя в её играх.