Что российские морпехи забыли в Тартусе?
На модерации
Отложенный
В 1999 году в Приштине наши десантники заставили натовцев считаться с Москвой. Теперь, похоже, это решено повторить в Сирии
В Севастопольской бухте – аврал. Топливо и другие припасы экстренно грузятся на большие десантные корабли (БДК) «Николай Фильченков» и «Цезарь Куников», а также на спасательный буксир СБ-15. Источник Агентства военных новостей в Главном штабе ВМФ ограничился кратким комментарием: поход действительно будет, причем, «поход внеплановый».
Одновременно в германском городе Киль готовится поднять якоря большой десантный корабль «Калининград» (Балтийский флот), так вовремя оказавшийся там с официальным визитом. Известно, что на его борту находится подразделение морской пехоты. Спешить «Калининграду» предстоит туда же, куда и «Фильченкову» и «Куниковым» – в сирийский порт Тартус.
На то, что это будет явно не рядовой поход, указывает множество признаков, о которых поговорим чуть ниже. О его цели сегодня гадают во всем мире. Так, «Независимая газета» предположила, что «участие кораблей ВМФ РФ и военного десанта в Сирии будет заключаться в эвакуации российских граждан и охране (а возможно, и обороне) российской военно-морской базы (ВМБ) в Тартусе».
Насчет обороны – это вряд ли. Несколько сотен российских морских пехотинцев, которых отряд кораблей может доставить в Тартус, все равно не смогут остановить мятежников. То есть, сделать то, что оказалось не под силу многотысячной сирийской армии. А вот втянуть Москву в весьма неприятный вооруженный конфликт на чужой земле – весьма вероятно.
Остается – эвакуация. Мирных российских граждан, которых в Сирии десятки и десятки тысяч? Для их вывоза никаких кораблей не хватит. Кроме того, никто не мешает согражданам, если и они чуют опасность, пока выбираться оттуда и обычными рейсовыми самолетами.
Тогда последнее предположение - эвакуация военного персонала и техники из Тартуса. А точнее - российского пункта маневренного базирования нашего ВМФ, с начала 70-х годов прошлого века дислоцированного в этом городе.
Однако вопрос первый: почему ее решено вести в режиме ошпаренной кошки? Единственное разумное объяснение: Москва, исходя из каких-то, скрытых от широкой общественности оперативных данных, вдруг разуверилась в возможности режима Башара Асада удержать власть. По крайней мере, в той части страны, где расположен Тартус. Потому что между ним и Дамаском расположены давно охваченные мятежом города Хомс и Хама. И мятеж этот, несмотря на все усилия сирийской армии, только разгорается.
О том, что судьба Тартуса вдруг повисла на волоске, говорит спешка, в которой готовится эвакуация. Многозначительная деталь: большой десантный корабль «Цезарь Куников» только 16 июня вернулся в Севастополь из того самого Средиземного моря, в которое ему предстоит столь срочно отправляться вновь. Ходил он на итальянский остров Сицилия, где принял участие в мероприятиях по увековечению памяти российских моряков, спасавших жителей Мессины, пострадавших в результате землетрясения в 1908 года. Ничего не мешало по пути домой заглянуть в Тартус и забрать оттуда что угодно и кого угодно. Этого сделано не было. Выходит, обстановка изменилась, когда Сирия была уже за кормой «Цезаря Куникова».
Каждый, кто служил на флоте, знает: обычно корабли, вернувшиеся с боевой службы, ставятся в послепоходовый ремонт, а хотя бы части экипажа предоставляется отдых. Конечно, «Цезарь Куников» отсутствовал у причала не полгода, как было принято в советские годы, но и его техническое состояние наверняка не то, которое считалось нормальным в те времена. Тем не менее, морякам велено о ремонте и отдыхе забыть и снова брать курс в Средиземное море.
Еще деталь: где германский Киль и где сирийский Тартус? Почему в дополнение к черноморскому отряду за тридевять морей решено гнать еще большой десантный корабль «Калининград» с Балтики? Выходит, все, что предстоит вывозить из Тартуса, не влезет в твиндеки двух БДК, вмещающих по усиленной роте морской пехоты со штатной бронетехникой? Нужен третий? А третьего, готового к походу, на Черноморском флоте попросту нет?
Ну, тогда совершили бы «Фильченков» с «Куниковым» не один, а два перехода из Тартуса в Севастополь. Все равно это много ближе, чем «Калининграду» тащиться вокруг Европы и потом – возвращаться обратно. Но если все же принято такое решение, значит, времени на два перехода Тартус-Севастополь может попросту не оказаться.
Наконец, главное. Что же такое мы собираемся вывозить из Сирии? Тут есть смысл присмотреться к тому, что представляет собой тамошний пункт маневренного базирования флота. Это крошечный кусочек сирийского побережья, общей площадью 2,3 гектара, огороженный колючей проволокой. Главная ценность – пара плавучих причалов ПМ-61М, к которым швартуются корабли, зашедшие туда для отдыха экипажей и ремонта. У одного практически постоянно стоит плавмастерская Черноморского флота, тот самый ремонт и осуществляющая. Так ее эвакуировать нечего: как пришла своим ходом из Севастополя, так туда и уйдет.
Что еще? Два хранилища, дизельный цех, казарма, способная принять экипаж подводной лодки, если бы таковая здесь ремонтировалась. Но такого не случалось уже два десятка лет. Ну, и по мелочам – столовая, автопарк, хозяйственные постройки. Обслуживает это невеликое хозяйство небольшое подразделение моряков численностью примерно в 50 человек.
И для того, чтобы забрать все это с двух флотов решено гнать три больших десантных корабля с буксиром? Никак не сходится.
Чтобы обстановка стала яснее, стоит почитать западную прессу. По мнению испанской газеты Il Sole 24 Ore, на самом деле сегодня в Тартусе на территории арендованного Россией ПМТС не менее 600 российских военных. Чем они там занимаются? Об этом и Минобороны, и Главный штаб ВМФ спрашивать бесполезно – военная тайна. Однако с учетом географии города и происходящих вокруг него событий со стороны нашего Генштаба было бы верхом расточительства заранее не расположить на этой паре гектаров станции технической разведки и радиоперехвата.
Ливан, Израиль, Турция – все под боком. В том числе и 6-й флот США и его союзники в Средиземном море.
А что о ведении Россией технической разведки из Тартуса ничего не сообщалось – так в целях конспирации стоять они могут хоть в гараже, хоть в автопарке. Допустим, под охраной нашего спецназа. А иначе что там такая орава в погонах делает?
Конечно, попади такая техника и такие специалисты в руки сирийских мятежников – крику потом не оберешься. Вот и приходится экстренно поднимать пары в Севастополе и на Балтике.
Имеют ли такие предположение право на жизнь? Это «СП» обсудила с заместителем директора Института политического и военного анализа Александром Храмчихиным.
«СП»: - Александр Анатольевич, у вас есть хоть какие-то объяснения той спешки, в которой готовится поход наших кораблей к Сирии? Что это? Эвакуация?
- Насчет эвакуации – не уверен. Что там эвакуировать? Нормальной военно-морской базы в Тартусе мы так и не создали, хотя могли бы.
«СП»: - В западной прессе появились сообщения, что наших там сегодня значительно больше, чем обычно. Говорят о нескольких сотнях военных.
- Не знаю, кого они считают. Может быть, вместе с экипажем плавмастерской, которая там всегда стоит у причала?
«СП»: - С плавмастерской все равно выйдет значительно меньше. Что в Тартусе тайно находятся подразделения российской разведки вы допускаете?
- Вполне может быть. Но это только догадки. Поэтому их трудно комментировать.
«СП»: - Но если не это, тогда что заставляет спешить?
- Думаю, с учетом назначения кораблей, которые направляют к Сирии, действительно решено высадить в Тартусе на территории пункта маневренного обеспечения морскую пехоту.
«СП»: - Зачем? Три-четыре роты, к тому же без воздушного прикрытия, в состоянии что-то решить?
- Всерьез воевать они не в состоянии. Но в состоянии обозначить российское военное присутствие в этой стране.
«СП»: - Зачем?
- А вы вспомните 1999 год. Тогда 300 наших десантников внезапно для НАТО совершили внезапный марш на бронетранспортерах и заняли аэродром в Приштине (имеется ввиду бросок сводного батальона ВДВ, входившего в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине (город Углевик), в город Приштина (Косово). Целью было взятие под контроль аэропорта «Слатина» (ныне Международный аэропорт Приштины) раньше британского подразделения KFOR в ночь с 11 на 12 июня 1999 года - «СП»). Их было 300 против 50-тысячного контингента западных союзников. Но воевать с нами никто не стал. Потом что тогда это означало бы войну с Россией. Сели договариваться. Надо, чтобы сели договариваться и в Сирии.
Из досье «СП».
БДК проекта 775 «Цезарь Куников» и «Калининград» - десантные корабли океанской зоны. Первый в составе Черноморского флота - с 1986 года. Второй вошел в состав Балтийского флота в 1984 году. Рассчитаны на перевозку усиленной роты морской пехоты или 225 десантников и 10 танков. Размеры грузового отсека 95×4,5×4,5 м, масса груза — до 480 тонн. Десант размещается в нескольких кубриках и офицерских 4-местных каютах. Для обстрела береговых укреплений и уничтожения живой силы противника десантные корабли проекта 775 используют реактивную систему залпового огня (РСЗО) МС-73 «Гроза», способную вести огонь с интервалом 0,5 секунды и дальностью стрельбы 21 км. Из артиллерийского вооружения БДК - две спаренные 57-мм орудийные установки АК-725 с дистанционным наведением, одна установка АК-174, две установки АК-630М и одна система управления стрельбой. Десантный корабль оборудован радиолокационной станцией обнаружения воздушных целей МР-302 на расстоянии 100 км и двумя навигационными МР-212/201 на расстоянии до 64 км.
БДК «Николай Фильченков» проект 1171 («Тапир»)заложен в Калининграде на судостроительном заводе «Янтарь» 30.01.1974 г. (заводской №304), спущен на воду 29.03.1975 г., вступил в строй 30.12.1975 г.
Первоначально входил в состав 39-й дивизии морских десантных сил Черноморского флота. При несении боевых служб в зоне военных конфликтов базировался в портах Анголы (март-июль 1976 года, ноябрь 1977 г. - январь 1978 г.). В ходе раздела Черноморского флота корабль переподчинен командованию 30-й дивизии надводных кораблей.
ТТД:
Водоизмещение: 4650 т.
Размеры: длина - 113,1 м, ширина - 15,6 м, осадка - 4,5 м.
Скорость хода максимальная: 16,5 узлов
Дальность плавания: 10000 миль при 15 узлах.
Силовая установка: 2 дизеля, 2 винта, 9000 л.с.
Вместимость: до 1500 тонн техники и грузов. Может перевозить 20 основных боевых танков, или 45 БТРов, или 50 грузовых автомобилей, или 300 человек десанта.
Вооружение: 1х2 57-мм артустановка ЗИФ-31Б, 2х2 25-мм зенитных автомата 2М-3М, 3х8 ПУ ПЗРК, система залповой стрельбы А-215 "Град-М".
Экипаж: 55 чел.
Р.S.
Российское грузовое судно с боевыми вертолетами и ракетами для Сирии остановлено у побережья Шотландии, пишет The Daily Telegraph. Страховая компания Standard Club по требованию британских спецслужб аннулировала страховку у всех судов российской компании ФЕМКО. Грузовое судно «Алаид» (Alaed), на котором, предположительно, находятся вертолеты для Сирии, принадлежит этой компании. Британские службы безопасности сообщили, что предоставление страховки этому судну может являться нарушением санкций Евросоюза в отношении сирийского режима.
Как пишет The Daily Telegraph, на борту российского судна находятся вертолеты Ми-25, которые оно забрало из порта Калининграда. Это не новые боевые вертолеты. Они проходили техническое обслуживание в России. Сирийские власти получили их еще от Советского Союза.
О том, что «Алаид» обладает британской страховкой, Великобританию уведомили США. Без страховки судну, скорее всего, придется вернуться в российский порт.
Комментарии
Сдавать свои позиции нам нельзя. Не к лицу.