|
|
|
|
Характеристика матриархата в СССР, его признаки
Влияние свободы абортов на положение в советской семье
Расцвет матриархата в СССР пришёлся на 1955 - 1990 годы. Начало его ознаменовалось принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1955 г. "Об отмене запрещения абортов", который "оградил женщину от вреда, наносимого ей внебольничными абортами, и предоставил женщине возможность самой решать вопросы материнства" (так оценивает Указ книга "Здоровье женщины" под редакцией проф. О.В.Макеевой, издательство "Медицина", Москва, 1964). Указ вводил свободные аборты, проводимые по желанию женщины исключительно в медицинских учреждениях. Это привело к улучшению условий проведения абортов, снижению рисков для здоровья женщины при их проведении, вывело их из подполья, хотя не полностью. Другими последствиями Указа были значительный рост уровня абортов (по статистике в 1959 г. достиг в среднем 4 абортов на 1 женщину репродуктивного возраста, учитывая только аборты, зарегистрированные Минздравом) и ущемление репродуктивных прав мужчин-мужей, влияние которых на процесс принятия решений о количестве детей в семье значительно ослабло. Решающее слово в вопросе планирования семьи теперь принадлежало жене, мнение мужа не требовалось. Это изменило роли полов в семье, что не могло не вызвать последствия для общества в целом. Свобода абортов по желанию женщины освободила женщину, раскрепостила её как индивидуума. Теперь женщины могли не бояться последствий своего вольного поведения с мужиками - всё будет шито-крыто и возиться с детьми не придётся, а также не придётся давать объяснения родственникам и мужу, откуда начал расти живот у школьницы или у жены, когда муж был в длительной командировке или вследствие ссор не жил с женой половой жизнью уже несколько месяцев. Таким образом утвердился один из фундаментальных признаков матриархата - свободный групповой брак. Не случайно женщины очень ценят свободу абортов и всячески отстаивают её. Представления о том, что до указа 1955 г. аборты были полностью запрещены, не соответствуют действительности. Постановлением ЦИК и СНК от 27 июня 1936 года «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах» аборты были ограничены. Аборт допускался в случаях, когда продолжение беременности представляло угрозу жизни или грозило тяжелым ущербом здоровью беременной женщины, или при наличии передающихся по наследству тяжелых заболеваний родителей. Насколько серьёзными были ограничения можно узнать из повести С.Каледина "Коридор", наполненной редкими сведениями о повседневной жизни, выдающими глубокое знакомство автора с реалиями советского общества 1930-40-х годов. "Зимой Люсю затошнило, а когда "неукротимая рвота беременных", как для внушительности называла токсикоз Липа, прекратилась, с Финляндией был заключён мир... Виновником Люсиного состояния оказался её однокурсник Лева Цыпин... Состояние Люси давало основание для законного аборта, но Липа категорически запретила дочери даже говорить об этом: первый аборт, последующее бесплодие..." Как можно понять, уже одна рвота, которая бывает у многих беременных, могла быть основанием для законного аборта. В 1955 году аборт всего лишь стал совершенно не контролируемым никем, кроме самой женщины. Он стал рассматриваться таким же личным делом пациентки, как, например, удаление зуба в кабинете стоматолога или поход в парикмахерскую для завивки новой причёски. Это качественно изменило ситуацию. Вернее, проявило её. Маски были сброшены. Одним из следствий Указа неизбежно становилось дальнейшее ослабление связи между мужем и женой в и без того слабой советской семье, указ нанёс удар по институту семьи в целом. Закон об абортах обнажил безмерное лицемерие государства, цену его беспредельной заботе об охране детства. В семьях со слабым отцом, а такими стали все славянские семьи, мальчик вырастал не таким, каким мог бы быть в семье с авторитетным отцом-главой семьи. В обществе начались жалобы, что "мужчины теперь не те". Распространилось такое явление как подкаблучник. Мужчины феминизировались, то есть лишались своих половых особенностей, делались похожими на женщин и удобными для женщин. На славянских мужчин, вполне обоснованно, стали свысока смотреть мужчины кавказских народов, которые не подчинялись и сохраняли своё традиционное и естественное положение несмотря на атаки советского государства. В проблеме абортов видна противоположность интересов матери и ребёнка. Видна также противоположность между беременной женщиной и всеми, кто ранее мог препятствовать аборту (муж, родственники, общественность), иначе государству не пришлось бы принимать специальный закон, отменявший прежние ограничения для женщины и обуславливавший аборт только желанием женщины его сделать. В этом конфликте, затрагивающем напрямую женщину, её мужа (его репродуктивное здоровье, смысл его существования в семье - ребёнок ведь и его) - господствует несомненно женщина, своим единоличным решением об аборте определяя судьбу как мужа, так и ребёнка, и указывая на их подчинённое место. Ребёнок также считается её безраздельной собственностью - она может принять решение о его жизни и смерти, не спрашивая ничьего мнения. Всё это - явные, серьёзные признаки матриархата, то есть власти женщины. Поскольку такую власть женщине вручило государство своим законом, государство отражает интересы матриархата и является матриархальным. Женщина в семье определяла количество детей, которое в семье будет (обычно 1-2), муж влияния в этом вопросе также не имел (не только вследствие авторитета женщины в семье, но и элементарно вследствие того же аборта). Можно сказать, что женщина планировала семью, "регулировала размер семьи", по выражению Е.А.Садвокасовой, а мужчина из процесса этого планирования был исключён, имел в лучшем случае право совещательного голоса (по усмотрению супруги) и был исполнителем. Законы СССР о семье прямо принуждали мужчину заботиться о семье, требовали его ответственности перед семьёй. И если это семья, где основные решения принимает жена, то такие требования государства становились просто требованиями быть усердным исполнителем. Вполне понятно, что институт абортов, в особенности свободных абортов по выбору одного из полов, имеет огромное влияние на жизнь общества. Несмотря на это, аборты считались (и до сих пор считаются) всего лишь медицинским вопросом, вопросом охраны здоровья женщины и не более того. Напрасно было бы искать упоминание об абортах в Семейном кодексе. Аборты регулируются скромными малоизвестными документами - медицинскими инструкциями, несколькими строчками в законе об основах законодательства об охране здоровья... Но не во всех странах делают вид, что аборты - не слишком значительный вопрос. В некоторых западно-европейских странах вопросы абортов решаются на общенародных референдумах. Так в Испании в 1999 году народ на референдуме провалил попытки властей ввести в стране свободу абортов. В скором времени в Испании опять будет проводиться референдум по этому вопросу. *** Женщина в советской семье определяла и другие вопросы семейной жизни - от рациона питания до покупки нового гарнитура. Это знают все, кто жил в СССР. В Программе Коммунистической партии Советского Союза, принятой XXII съездом в начале 1960х, подчеркивалась необходимость полностью устранить остатки неравного положения женщины в быту. В чём заключалось это неравенство, партия не уточняла, потому что уточнять было нечего - неравенства в быту не было. Вернее, оно было, но неравным был мужчина, а не женщина, женщина к тому времени была уже гораздо "равнее" мужчины. В советском парламенте (Верховном Совете СССР) существовал "Комитет по делам женщин, охраны семьи, материнства и детства". В названии его сгруппированы все ключевые слова (женщина, семья, материнство, дети), что с предельной ясностью выражает ассоциацию семьи с женщиной. Нет здесь только слов "отец" и "мужчина". Семья, как видно, нуждалась не просто в поддержке, но в такой фортификационной операции как охрана. От кого её нужно было охранять? Наверное, от тех, чьё имя было изгнано из парламента как совершенно недостойное и не относящееся к семье. Вместе с государством советская женщина держала круговую оборону от многочисленных видимых и невидимых врагов. Ассоциация семьи с женщиной зашла так далеко, что регистрацию браков в ЗАГСах стали проводить исключительно женщины. Государство понимало психологическую важность, символичность церемонии бракосочетания для расстановки сил в дальнейшей семейной жизни и полностью устранило из ЗАГСов мужчин, как бы говоря: вам тут делать нечего. Но ещё на заре сов. власти, как мы помним по роману "12 стульев", в ЗАГСе работали мужчины. (Кроме того, в ЗАГСах чиновницами принимаются важные для семейной и личной жизни решения в рамках семейного законодательства.)
Дискриминация мужчин и привилегии женщинам
Важным признаком матриархата является дискриминация мужчин. Дискриминация по определению означает факт господства одной стороны и подавления, ущемления прав другой. Дискриминация определяется простым выявлением неравного положения одной из сторон, выявлением существования льгот, привилегий, особого положения другой стороны. Из-за ограниченных размеров статьи дискриминацию мужчин в СССР отдельно рассматривать не будем (факты дискриминации постоянно затрагиваются на всём протяжении статьи, и при желании читатель может сгруппировать их в отдельный раздел самостоятельно). Уже указано, что элементы дискриминации видны в статье 122 Конституции. Дискриминация, в частности, проявлялась на производстве. Кодексом законов о труде было запрещено использовать труд женщин на тех работах, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на организм женщины, но то же не было запрещено для мужчин; существовали разные нормы в условиях и оплате труда, для женщин устанавливались привилегии, объясняемые заботой о её здоровье и материнстве, беременности и последующем выращивании ребёнка. Приведём один пример запрета на женский труд в ночную смену. В то время как мужчины возвращались после ночной смены в состоянии полного одурения от каторжного ночного труда, женщины только пробуждались от сладкого сна. Женщина занимала господствующее положение при решении тех или иных вопросов и конфликтов не только в семье, но и на производстве. Женщина легко могла отказаться от просьб начальника остаться сверхурочно, а чтоб выйти на работу в выходные и речи быть не могло (она - мать, женщина, её ждёт дома семья и дети), мужчина в аналогичных случаях обязан был безропотно согласиться, или его ждали кары и немилость начальства. В таких ситуациях действовали также концепции "слабого" и "сильного" пола. Полный список привилегий женщин в трудовой сфере вынесен из-за его огромного объёма на отдельную страницу. Примерами неравного положения мужчин могут быть такие явления, довольно распространённые в СССР, как насильственное помещение мужа в ЛТП по заявлению жены, установление опеки и контроля за зарплатой и пенсией мужа, ограничение дееспособности мужа по заявлению жены, считающей, что тот злоупотребляет спирт.напитками (статья 16 Гражданского кодекса РСФСР).5 Кратко положение полов в СССР можно обрисовать фразой: отбойный молоток и обязанности - мужчинам, цветы и привилегии - женщинам. Но как в таком случае оправдать всё это неравноправие, представив его равноправием? Только с помощью вздохов о тяжкой участи женщин, которым что-то недодают, куда-то не пускают, в чём-то ущемляют... И этими вздохами женские организации наполнили эфир, интернет, информационное пространство в целом. Эта нездоровая атмосфера поддерживается десятки лет. После такой промывки мозгов могут ли представители обоих полов воспринимать реальность адекватно?
Почему мужчины подчинялись?
Отношения между полами при матриархате или патриархате - это отношения господства и подчинения. Определение строя - это вопрос определения того, кто кому подчиняется, кто принимает решения. Если в семьях матриархат, то мужчины подчиняются женщинам? Да. Как такое может быть, если мужчина сильнее? - такой вопрос занимает мужчин и женщин. - Что заставляет его подчиняться, почему он не может настоять на своём? В других статьях сайта даны ответы на такие вопросы, но для тех, кто не имеет времени читать всё, поясним с помощью самых очевидных примеров. • Мужчина сильнее? - А на то предусмотрена милиция и админ. ответственность за дебоширство и хулиганство (сейчас это называется "домашнее насилие"). В случае если конфликт интересов между мужем и женой становился слишком бурным, женщина обращалась в милицию. Впрочем, и угрозы такого действия было достаточно. • Мужчина - хозяин в семье? - А попробуйте настоять на своём даже в мелочах, если на каждое возражение следуют истеричные угрозы развода. Развод же советскими законами был оборудован таким образом, что в результате его мужчина лишался всего - половины имущества, квартиры, детей. На всю оставшуюся жизнь он становился крепостным, платящим дань бывшей жене - алименты. Фактически развода не существовало, он лишь декларировался, если понимать под разводом действительное прекращение связей между супругами-врагами и полное освобождение для попытки начать жизнь заново. Развод был более выгоден жене, чем мужу, и поэтому угроза развода и превращения в разорённого бомжа была действенной. Уже одна она не позволяла мужу командовать в семье, командовала жена. В советских семьях царил изощрённый моральный террор, манипуляции, на которые женщины стали большими мастерицами, мужчина был превращён в слугу. Часто можно было наблюдать картину, когда муж у жены был явно ниже её по статусу, образовательному и материальному уровню. Например, жена интеллигентка и муж низко-квалифицированный рабочий, а то и опустившийся алкоголик. Эти странные картины можно легко объяснить желанием иметь при себе покорного слугу, который бы не создавал проблем и знал своё место. Условия в семье, нервная обстановка вносили вклад в тот рост мужской смертности, который происходил в СССР с середины 1960 годов. При этом женская смертность в целом оставалась неизменной. Избежать серьёзных проблем, связанных с матриархатом, мужчина мог только не вступая в брак и не связываясь с женщиной. Многие мужчины это понимали - с 1960 по 1997 гг. коэффициент брачности населения России уменьшился в 2 раза. Действительно, если матриархат - это семейный строй, то избежать его последствий можно, не вступая в брак и не создавая матриархальную семью. Живя самостоятельно, можно было избежать тех тягостных последствий, которыми оборачивался брак. Отношения же на работе, на улице и т.п. регулируются уже совсем другими законами - социальными, а не семейными. Они тоже были несколько тенденциозными, но это была уже меньшая проблема. Ведь есть разница - попасть в самое жерло вулкана, или остаться от него на расстоянии. |
|
|
|
|
Изнасилования
В делах об изнасилованиях позиция мужчины в суде была неравноправной - суд был склонен доверять обвинениям со стороны женщины, и не верил отрицанию своей вины мужчиной. (В делах об изнасилованиях часто невозможно точно, без сомнения удостовериться, что половой акт, если он имел место, был совершён насильно, а не по согласию; ведь обычно половые акты совершаются не публично, а в уединённом месте без свидетелей.) Такая позиция мужчины в суде указывает на его ущербное по сравнению с женщиной положение. Иногда доходило до анекдотических случаев: вошедшая во вкус девица, успешно отправив на зону одного парня, приходила в отделение милиции со следующим заявлением на очередную жертву. Тут уж запомнившим её сотрудникам правоохранительных органов приходилось ей возражать: что ж вы так, всё время вас насилуют... Тема изнасилований затронута здесь потому, что характерна для матриархата, она предоставляет благодатную почву для оговоров, шантажа, вымогательства со стороны отдельных беспринципных женщин. В условиях матриархата и определённой практики разрешения споров об изнасиловании в судах угроза подать заявление давала возможность манипулировать мужчинами. Статья "изнасилование" - статья, направленная исключительно против мужчин ("Субъект изнасилования специальный. Им может быть только лицо мужского пола, достигшее к моменту совершения преступления четырнадцатилетнего возраста."). Введена в УК через несколько лет после окончания войны 1941-45 гг. В УК республик СССР обратный случай, когда женщина насилует мужчину или мальчика, или сексуально домогается, не предусматривался, а потому такие действия наказанию не подлежали. Сама мысль, что женщина способна на такие грязные поступки была святотатством - ведь уже в 1950е годы сложился развитый культ Матери. Подробнее о проблеме изнасилований - в отдельной статье.
Как понимали равенство полов и разницу между полами
Женский пол занимал привилегированное положение в отношении службы в армии - женщины не служили срочную службу, а мужчины по достижении 18-летнего возраста были обязаны это делать (2 или 3 года в зависимости от рода войск). И это несмотря на статью 132 Конституции СССР, которая гласила: "Всеобщая воинская обязанность является законом. Воинская служба в рядах Вооружённых Сил СССР представляет почётную обязанность граждан СССР". До сих пор активистки женского движения странным образом забывают о нереализованном праве (и обязанности!) женщин служить в армии наравне с мужчинами на срочной службе (срочная служба означает принудительный призыв и службу солдатом). С определённого момента в СССР равноправие женщин стало пониматься как освобождение от тяжёлых обязанностей, возложение их на мужчин. В примерах, приведенных выше, мы наблюдаем проявление матриархата во внесемейных сферах жизни общества, так как привилегия освобождения от тяжёлых обязанностей - сама по себе благо, доступное только господствующим группам общества. Если в 1930е годы делались попытки сравнять женщин с мужчинами в выполнении тяжёлых работ (обучали работе на тракторе, бульдозере) с тем, чтобы женщины реальными делами доказали своё равенство с мужчинами, то теперь эти попытки оставили. Изменилось представление о роли женщины. Отныне она была прекрасным, слабым полом, тяжёлые условия не должны были её касаться, так как исказили бы её женственность. Она была матерью, хранительницей очага и нравственности. Если женщина выполняла тяжёлые работы, то это служило или примером её самоотверженности (однако, эти тяжести призывали поскорее облегчить, например, автоматизировать труд доярок), или служило демонстративным примером равенства женщин с мужчинами в способностях (единичный полёт женщины-космонавтки). Одновременно прилагались усилия к нахождению особых достоинств женщин, ставивших их выше мужчин. Было признано, что женщины более внимательные, аккуратные, выносливые, обладают лучшим эстетическим чувством. Соответственно этому для женщин старались создать лучшие условия - вплоть до того, что женские отделения в городских банях были красивее и лучше оборудованы, чем соседние мужские (мужчинам, сильным, но грубым и беспорядочным существам, сойдёт и так). Мужчины всё более оттеснялись на тяжёлый, вредный и грязный труд (индустрия, транспорт), женщины всё больше утверждались в более лёгких и приятных сферах (конторы, магазины, персонал курортов и т.д.) Существовало убеждение, что мужчины - сильный пол, а потому его можно сильнее нагружать, а женщины - слабый, и ему нужно помогать. Это было ни с чем не сообразно, так как существует достаточно слабых и больных мужчин и достаточно сильных и здоровых женщин. Несообразно ни с чем, кроме логики и интересов матриархата - а это, конечно, стоит любой другой логики. Женщины занимали большинство мест, связанных с распределением произведённого мужчинами в тяжёлых условиях советского производства и социалистической эксплуатации. Распределение, отпуск и развес жизненных благ, товаров народного потребления, продуктов питания в условиях дефицита всего - знак доверия и благоволения к женщинам как к полу со стороны социалистической элиты (номенклатуры). Очень напоминает советские лагеря по рассказам Шаламова: и те и другие заключённые, но одни работают на хлеборезке, другие - на лесоповале. Зав. складом, продавщица, товаровед, сотрудница профкома, распределяющая путёвки - как много в этом звуке для сердца советского слилось! Как престижно было иметь таких знакомых, иметь блат, возможность достать, как важно для нормальной жизни! Мужчины здесь встречались как исключение, увидеть мужчину за прилавком продуктового магазина невозможно до сих пор. И наоборот, женщины у станка на машиностроительном предприятии были не типичным явлением, хотя в условиях дефицита раб. силы туда брали всех, и некоторые женщины также честно трудились на заводах, наряду с мужчинами. Вопрос лишь в процентном соотношении полов в сфере торговли и распределения - и в сфере материального производства, только и всего. Стоя по разные стороны прилавка магазина, покупатель и продавщица (вся торговля была государственной, ничего частного в стране не было) исполняли разные роли - один был униженным просителем, другая - хозяйкой, которую уже давно распёрло от гордости, и которая может показать товар, а может и не показать, может нахамить, а может и не нахамить - по желанию. Такие отношения также способствовали воспитанию в советских мужчинах чувства уважения к женщине. Видя её в роли начальницы даже в сфере распределения, несомненно важной (ведь это конечный пункт всей работы страны, ради этих продуктов всё и вертится), мужчина должен был по меньшей мере осознать кто есть кто. Это только в случае получения того обязательного ассортимента, который должен был выдаваться в магазинах за деньги всем. Если же вопрос касался дефицита, то тут развивались такие гибкие и сложные фибры души, описать которые под силу лишь большому сатирику. (О том, как проходил отбор на работу в торговлю по половому признаку, поведал писатель В.Чекунов в рассказе "УПК", отрывок из него здесь >) В советских медицинских книжках и популярных статьях на тему полового воспитания объяснялось: женщина - существо чистое, разборчивое в своих половых чувствах, в то время как мужчина по своим свойствам во время полового желания не разбирает, с какой партнёршей вступает в связь. На официальном языке это называлось: неразборчивость в половых связях. Такие статьи в советских газетах и журналах были явным примером дискриминации мужчин как пола, диффамации и пренебрежения к ним как к ущербным, грязными, неполноценным в сравнении с женщинами существам. На фоне положения женщин в СССР обращает на себя внимание полное отсутствие каких-либо шагов в направлении улучшения положения мужчин как пола. В советское время мужчинам не было места даже в официальной риторике. Само слово "мужчина" старались употреблять меньше. Немыслимо было услышать словосочетание "охрана отцовства". Вместо слова Отечество для обозначения страны стало употребляться слово Родина. Уделом мужчин был "героизм" на фронте, на производстве (так называлась самая нещадная эксплуатация). С 1960 по 1997 гг. коэффициент брачности населения России уменьшился в 2 раза. Очевидно, условия, ожидавшие людей в семье, не всех устраивали, и некоторых даже отвращали. В период с 1961 по 1981 год разница продолжительности жизни полов в пользу женщин увеличилась с 9 до 12 лет. Если к этому прибавить огромное число абортов - не слишком ли много "достижений" получено за время матриархата? В экономике и общественной жизни этот период назван эпохой "застоя"... Женщины жили в другом мире, более лёгком и привилегированном, что и сказалось на их значительно большей продолжительности жизни. Женщины уходили на пенсию на 5 лет раньше мужчин, и отдыхали по статистике примерно столько же, сколько был их трудовой стаж - 20 лет. Мужчины должны были трудиться до пенсии 25 лет, выходили на пенсию в 60 лет и отдыхали в среднем 3 года. |
Комментарии
Приезжай, я покажу тебе незнайка сковороду аж с ЭМАЛИРОВАННОЙ поверхность внутри!))) А с обратной стороны изучим клеймо - с датой 1956!!!!
А матриархальных стран с приезидентами-мужиками (точнее особями мужского пола) действительно вагон и маленькая тележка!