С шапкой по кругу

На модерации Отложенный

Придуманный министром социальной политики Украины Сергеем Тигипко способ погашения долгов по зарплате вызвал бурную реакцию в обществе и экспертной среде.

 

Об этом пишет в своем блоге Степан Романюк. 

 

Выступая перед николаевскими судостроителями, доведенными до отчаяния регулярными невыплатами зарплат, чиновник анонсировал готовящийся в недрах Кабмина законопроект о солидарной ответственности, согласно которому задолженность по зарплате на госпредприятиях будет погашаться из специального фонда, который составят отчисления из заработной платы работающих граждан страны. Механизм работы фонда таков. Сегодня работодатель отчисляет 36,6% заработной платы в качестве социальных взносов. Планируется эти средства перераспределить по-новому, урезать количество денег, выделяемых на другие социальные программы, сэкономив, таким образом, определенную сумму на погашение задолженности по оплате труда. Короче говоря, спасать оказавшихся в беде товарищей будут их же коллеги по несчастью.

  

На сегодняшний день срочно требуется более миллиарда гривен на эти нужды, долг растет с каждым днем, другого пути решения проблемы министр не видит. Эксперты резко раскритиковали эту инициативу, обвинив министра в популизме.

 

Лидер общественного движения «Украинский выбор» доктор юридических наук Виктор Медведчук считает, что таким образом правительство, решило подменить сам принцип организации подобных фондов и, конечно же, создать отдельную административную структуру, занимающуюся перераспределением средств: «Сегодня государство предлагает, чтобы все работающие из своего кармана оплачивали его собственную неэффективность как менеджера. Встречным может стать предложение объявить Кабмин банкротом».

 

Эксперты отмечают, что даже если правительству удачно поделить фонд социального страхования, проблема невыплат зарплат решена не будет. Ведь предложение премьера касается исключительно государственных предприятий. В частном секторе ситуация более сложная и запутанная. Массовые задержки и невыплаты становятся частью быта не только работников заводов, но и белых воротничков.

Каждое четвертое предприятие страны задерживает, а то и вовсе не выплачивает зарплату сотрудникам.

 

В корпоративном секторе задолженность растет быстрее, так как здесь значительные суммы выплачиваются в конвертах. В последнее время по указке сверху бухгалтеры компаний конверты стали «зажимать». По данным президента Центра рыночных реформ, доктора экономических наук Владимира Ланового, теперь около 300 тысяч предприятий преимущественно частного сектора регулярно задерживают оплату труда своих сотрудников. Счет идет не на дни, а на месяцы, кварталы, годы, а суммы исчисляются многими миллиардами гривен.

 

В свою очередь, предприниматели сетуют, что не могут исправно платить жалованье из-за чрезмерной налоговой нагрузки и низкой покупательной способности населения. Первое на чем приходиться экономить, - это оплата труда персонала. Бизнес уходит в тень и накапливает зарплатные долги, помимо прочего, из-за высоких социальных отчислений.

 

Порочный узел с каждым годом затягивается все туже. И дело не в кризисе, на который предпочитают ссылаться высокопоставленные чиновники и крупные работодатели. Проблема заключается в организации экономики в стране. Немецкий политолог Александр Рар в интервью журналу «Корреспондент» сравнивает промышленность Украины с экономикой послевоенной Германии, когда крупнейшие предприятия принадлежали одному хозяину, что позволяло тому беспрепятственно присваивать себе чуть ли не всю прибыль. Но теперь, говорит Рар, в Европе все изменилось - во главе предприятия стоит топ-менеджер, нанятый акционерным собранием и подотчетный наблюдательному совету компании.

 

«То есть много совершенно независимых людей следят за законностью его действий, в том числе и за выплатой зарплат, - рассказывает Рар. - У вас же, наоборот, такого контроля зачастую просто нет, профсоюзы бездействуют или коррумпированны, и хозяин может присвоить себе 90 % всей прибыли, что больше похоже на феодализм».

 

Украинская власть лишь охраняет устои этого феодализма, а предложение социального министра о «спасении утопающих руками самих утопающих» - лучшее тому подтверждение.