После распада Советского Союза на Украине все изменилось. Капитализм проник в том числе и в футбол. Автор статьи Сергей Жадан рассказывает о своей любви к футбольному клубу «Металлист» из Харькова.
Это было в 1988 году, когда я впервые оказался на харьковском стадионе «Металлист». Страшно подумать, как давно это было. И тогда я вообще не болел за Харьков, так как мы, дети советской Украины, почти все без исключения, были фанатами киевского «Динамо», и это была достаточно конформистская позиция – быть поклонником чемпиона, который все равно победит. Только повзрослев, я понял, что более справедливо болеть за своих. Даже если они и очень далеки от того, чтобы стать чемпионами. И поэтому старый, обычно наполовину пустой стадион со своими гигантскими трибунами стал моим стадионом.
В 90-е годы футбол на Украине был похож за корабль, безжалостно затопленный вместе со всем своим содержимым, включая футбольное хозяйство. Это была странная переходная фаза неограниченного и неоспоримого доминирования киевского «Динамо», которое каким-то образом смогло удержаться на поверхности и затем последовательно добивалось принятия футбольных правил в свою пользу. После того, как советский спорт окончательно развалился, все нужно было создавать заново.
Читайте также: Укранские футболсты проиграли французам в матче чемпионата Европы
Новая система привела к образованию новых отношений и порядков, а стране в тот момент было не до футбола, но, тем не менее, игры продолжались, так как в футбол играют всегда и везде, независимо от политического курса и экономического положения. Появилась новая национальная сборная в новых футболках и с новым гимном, а также новая лига, новые клубы, первые игры за европейские кубки, первые легионеры, первые победы и, одновременно, ощущение какого-то защитного покрова, который невозможно пробить, поскольку новые футбольные правила допускали существование только одного чемпиона. А мы как раз и не были этим чемпионом.
Мы болели за «Металлист», у которого не было особых амбиций. На стадионе собиралось не так много болельщиков, в лучшем случае они приходили на игры против «Динамо», чтобы посмотреть на киевских звезд.
Мы то выходили из первой лиги, то вновь в нее возвращались, закреплялись где-то в середине таблицы и надеялись на то, что когда-нибудь мы сможем попасть в зону еврокубков и побороться за европейские призы. Не особенно приятные воспоминания, если честно. Сегодня, когда харьковчане шестой год подряд занимают третье место в чемпионате Украины и легко переигрывают итальянские, португальские и турецкие клубы, я иногда вспоминаю команду того времени, которая была на грани распада, и мне становится ясно, насколько сильно изменился современный футбол. Не стану утверждать, что обязательно к лучшему.
Дикий украинский капитализм
А что изменилось? В первую очередь, восприятие самой игры, принципы функционирования и навигации восстановленного и отреставрированного корабля. Футбол стал капиталистическим, это понятно. И обрел теперь все те свойства, которые характерны для дикого украинского капитализма, - продажность и зависимость от олигархического капитала, а также непрозрачность и жесткую конкуренцию, которая, в свою очередь, подпитывается амбициями и экономическими интересами владельцев клубов. Футбол все больше превращается в шоу, в нем все большую роль играют деньги, и он становится более предсказуемым, а также все более затратным и, одновременно, привлекательным для инвестиций.
Также по теме: Французкая сборная жарится на украинском солнце
Футбол становится частью политики. По сути, он всегда был таким, но в современной Украине это особенно сильно чувствуется – за большинством клубов стоят деньги и политические симпатии их владельцев, большинство представителей ультрас и других фанатских группировок являются сторонниками определенной политической идеологии (преимущественного правого спектра), а соперничество между киевским «Динамо» и донецким «Шахтером», к примеру, уже давно отражает противоречия между донецкими политиками и их противниками. Футбол стал предметом торга. Однако речь идет не только о купле и продаже, об игроках и тренерах, не только о закачивании огромных сумм денег в клубы и в стадионы. Купить можно и результаты. И это лишает футбол вообще какого-либо смысла, поскольку в таком случае перестают действовать все правила, кроме правил торговли.
Я могу представить и понять власть денег. С помощью инвестирования больших сумм в местный футбол украинские клубы, наконец, могут приобретать первоклассных легионеров, конкурировать на международном уровне (и даже побеждать, как это сделал донецкий «Шахтер»), а также превратить внутренний чемпионат в настоящую драму с восторгами от побед и разочарованиями. Конечно все это – стадионы, легионеры, западные эксперты и сенсационные победы над большими европейскими клубами – было бы невозможно еще десять-пятнадцать лет назад. Судя по всему, футбол развивается по своим собственным правилам, и было бы глупо требовать, чтобы он отвечал представлениям о честности и справедливости, которыми человек обладает в детском возрасте. Все это понятно. Но меня это не убеждает.
Комментарии