Можно ли решить проблемы демографии запретом абортов?

На модерации Отложенный

Некоторые полагают, что именно запретом абортов и надо решать задачу восполнения с каждым годом уменьшающегося населения России. Например, небезызвестный Герман Стерлигов в недавней (6 июня) передаче телеканала «Россия 1» под характерным названием «Рожать или не рожать» со свойственной ему горячностью и категоричностью требовал незамедлительно запретить аборты указом президента. Другие сторонники введения запрета на аборты не столь категоричны, но не менее последовательны, чем господин Стерлигов, который из года в год требует все того же. Думаю, что, несмотря на требования таких, как Стерлигов, власти не пойдут на полное законодательное запрещение абортов, поскольку такая мера не в их интересах: зачем добавлять масла в огонь, когда в стране и так достаточно поводов для выражения недовольства действиями властей? К тому же в верхах, видимо, прекрасно понимают, что таким макаром деторождению не поможешь: уж кто-кто, а власти, как нашкодивший кот, хорошо знают, в чем кроется истинная причина снижения численности населения России.

В стране с 1 января этого года действует новый закон об охране здоровья граждан РФ, который не запрещает аборты как таковые, но тем не менее существенно осложняет положение тех женщин, кого по разным причинам настигла нежелательная беременность. Отныне государство согласно оплатить операцию по искусственному прерыванию беременности только тем женщинам, которые подверглись изнасилованию, тогда как ранее в числе женщин, имевших право на бесплатные аборты, были лишенные родительских прав, находившиеся в местах заключения, имевшие мужей с инвалидностью 1-й или 2-й группы, или утратившие мужа в результате его смерти в период беременности. Новым в этом законе является положение о так называемой «неделе тишины», появившееся в результате совместного законотворчества Минздравсоцразвития и РПЦ, которые пришли к компромиссному соглашению о том, что женщине, обратившейся к врачам с просьбой прервать беременность, в обязательном порядке дается неделя для размышления и принятия окончательного решения. В течение «недели тишины» врачи и психологи должны постараться убедить потенциальную маму не прерывать беременность. Надо полагать, что и другие «консервативные организации», включая РПЦ, присоединятся к их усилиям.

Новый закон об охране здоровья граждан не предусматривает увеличения бюджетного финансирования, поскольку теперь в стране есть закон об ОМС. Другими словами, граждане сами должны охранять свое здоровье посредством обязательного медицинского страхования. Но что это значит? Это значит, что государство говорит своим гражданам, что отныне они сами должны нести ответственность за свое здоровье и более не уповать на помощь со стороны государства. А раз так, то и полные запреты абортов противоречат принципу личной ответственности граждан за свое здоровье. Ну, а как же здоровье того существа, которое находится в утробе потенциальной мамы? Как быть с обвинениями в детоубийстве? Резонный вопрос. И на этот вопрос есть столь же резонный ответ. В соответствии с требованиями ВОЗ предельным сроком для аборта считается 22 недели беременности. По мнению ученых, очеловечение зародыша, то есть приобретение зародышем человеческих черт, происходит в период между 22 и 24 неделями беременности, именно в этот период у зародыша формируется неокортекс, или новая кора головного мозга. Неокортекс существует только у человека и отвечает за высшие нервные функции, включая мышление и речь. У низших млекопитающих неокортекс практически отсутствует, есть только неразвитые зачатки его. Поэтому если аборт проводится даже при сроке в 22 недели, то это не детоубийство.

Ввиду вышесказанного, есть смысл взглянуть на эту проблему следующим образом. Женщины составляют, по существующей статистике, большинство человечества. Женщины дают жизнь новым поколениям. Уже только по этой причине человечеству следует беречь женщин, заботиться об их здоровье, причем как физическом, так и психическом. Беременные женщины обладают правом принимать решения, касающиеся собственного здоровья. В отличие от беременных женщин, зародыши, находящиеся в утробе женщин, при сроке беременности до 22 недель, не обладают собственными правами человека. Поэтому беременная женщина в этот период имеет полное моральное, да и законное, право принять решение, как ей поступить с зародышем. Причем могут быть случаи, когда она просто обязана искусственно прервать беременность, например, в тех случаях, когда медики предупреждают о возможных проблемах при дальнейшем вынашивании плода и при родах, а также о возможном появлении на свет ребенка с врожденными паталогиями.

Кроме того, у беременной женщины есть право предотвратить появление на свет нежеланного ребенка, что очень важно как для самой женщины и ее семьи, так и для общества в целом.

Проблема появления на свет нежеланных детей, рождение которых по разным причинам не планировалось и было нежелательно для обоих родителей или для одного из них, не случайно ставится врачами и психологами в один ряд с врожденными паталогиями новорожденных и здоровьем самой роженицы. Это связано с тем, что именно нежеланные дети, как правило, преобладают среди тех взрослых, кто становится в конечном итоге пациентом психлечебницы, кто чувствует себя несчастным или неудачником. Конечно, нежеланный ребенок не всегда и не обязательно обречен на несчастную судьбу. Многие факторы, включая не только особенности нервной системы, способность организма противостоять стрессам, но и особенности социальной среды, воспитания, образования, приобретения жизненного опыта, влияют на судьбу каждого пришедшего в этот мир человека. И тем не менее во многих случаях связь нежеланности рождения человека с его самоощущением во взрослой жизни существует. А для специалистов нежеланность рождения часто равнозначна диагнозу, поскольку позволяет понять и объяснить психическое состояние пациента, который в детстве сначала почувствовал, а потом и узнал, что его рождения не хотели, что он стал помехой на пути родителей к осуществлению каких-то важных для них планов, или изрядно добавил им проблем своим появлением на свет. Такой человек, если прочие обстоятельства его жизни неблагоприятны, начинает смотреть на мир сквозь призму своей нежелательности в этом мире, чувствует себя ненужным, незащищенным, обделенным любовью. Такие люди часто бывают ревнивы, обидчивы, испытывают сложности в общении, в любви и семейной жизни. Они нередко впадают в депрессию, испытывают психические расстройства, бывают немотивированно агрессивны, имеют суицидальные наклонности, предрасположены к алкоголизму и прочим зависимостям.

Название упомянутой выше телепередачи «Рожать или не рожать» звучит как дилемма. Но это не дилемма для всего женского населения страны. Женщины в своем подавляющем большинстве никогда не перестанут рожать, потому что такова их природа, таково их предназначение в этом мире. Но перед некоторыми из них, по разным причинам, в силу различных обстоятельств, порой возникает вышеназванная дилемма, и они вправе сами, без принуждения со стороны властей решить, как им быть: рожать или не рожать. В России, как и в других странах, аборты запрещались не один раз в надежде улучшить демографическую ситуацию, но всякий раз достигались прямо противоположные результаты. Обстоятельства жизни, заставляющие беременную женщину решиться на аборт, оказываются сильнее официального запрета, и она совершает задуманное, не прибегая к услугам медицинского учреждения. В итоге численность населения не увеличивается, а растет число женщин, приобретших бесплодие в результате криминальных абортов, и повышается материнская смертность. Одновременно увеличивается число так называемых отказных детей в том случае, если женщина подчиняется запрету и рожает вопреки своему желанию прервать беременность.

В той самой передаче телеканала «Россия 1», уже в ее завершающей части, телеведущий Аркадий Мамонтов показал зрителям два одинаковых белых конверта. В каждом из них были деньги: ежемесячное пособиена питание, выплачиваемое на одного ребенка до 14-16 лет в России, и аналогичное ежемесячное пособие, предоставляемое в Германии на одного ребенка до достижения им 21 года, если он не учится, и до 24 лет, если учится. Так вот. В «российском» конверте было 200 рублей, а в «немецком» - 300 евро, или по курсу ЦБ РФ на дату написания этой статьи – 12272 рубля, то есть мы видим, что немецкая сумма в 61 раз больше российской. Но позже, по ходу передачи, знающий человек уточнил, что на самом деле выплачиваемая в Германии сумма составляет 357 евро. И хотя профессиональный демограф, принимавший участие в этой передаче, упорно отстаивал мнение о том, что никакие пособия не в состоянии изменить нынешнюю глобальную тенденцию снижения рождаемости, тем не менее почему бы в России не попробывать поощрять деторождение на немецкий лад?