Показатели, данные нам в ощущениях

В Минэкономразвития (МЭР) России 6 апреля прошло совместное заседание коллегии экономических министерств России и Беларуси, на котором, как передала БЕЛТА, была проведена "сверка макроэкономических прогнозов развития двух стран".

Озадачило не столько то, что, как и в прежние времена, наш министр экономики ездит на сверку в Москву (но мы ведь сами подписались под соглашениями о ЕЭП), сколько то, как технически проходила такая сверка. Оказалось, данные сторон по оценке товарооборота двух стран значительно отличаются друг от друга.

Так, из справки МЭР следует, что товарооборот между РФ и РБ в январе 2012 года составил 2.639,2 млн. USD, увеличившись по сравнению с январем 2011 года на 28,7%, в том числе экспорт России в Беларусь - 1.773,7 млн. USD (рост на 47,1%), импорт из Беларуси - 865,5 млн. USD (рост на 2,5%).

А теперь поиграем в игру "найдите 10 отличий". По данным Белстата, товарооборот с Россией в январе составил 3.193,9 млн. USD (рост к январю 2011 года на 54%), импорт из РФ (экспорт в статистике России) - 2.202,1 млн. USD (рост на 79%), наш экспорт в РФ - 991,8 млн. USD (рост на 17,5%).

Сразу оговоримся: к Белстату нет никаких претензий. Какая методика есть, по такой и считают, в России методика, возможно, другая, реэкспорт-реимпорт вычитают и т. д. Но все же удивляет, например, что они наш бурный двузначный рост экспорта к ним (на 17,5%) ощущают на себе как жалкие 2,5%. А ведь рост экспорта - это один из ключевых показателей наших макропрогнозов и макрооценок.

Так как они там сверялись? По какому "часовому поясу"?

Еще одна сверка произошла на нашем, внутреннем уровне. Нацбанк опубликовал данные мониторинга реального сектора экономики, который проводится методом опроса почти 2.000 представителей промышленных предприятий.

Большинство опрошенных (52,9%) назвали неблагоприятной конъюнктуру в феврале (в январе было только 39%), 47% указали на снижение уровня загрузки мощностей (в январе - 27,7%), почти 28% - на увеличение объемов нереализованной продукции. По мнению участников мониторинга, в феврале значительно сократились объемы физического объема производства - на это указали 42,9% предприятий (в январе - 27,7%), а тех, кто отметил рост объемов производства, оказалось лишь 22,2% (в январе - 38%), о сохранении прежних объемов производства заявили 34,9% (34,2%).

Опять-таки по данным статистики, рост промышленного производства в феврале к январю составил 5,5%. Создается впечатление, что существуют какие-то параллельные экономические миры, несколько реальностей, одна из которых дана в ощущениях производственников, вторая - в статданных.

Впрочем, на уровне прогноза они, оказывается, поддаются сверке. Так, каждый второй респондент (то есть 50%) ожидает в ближайшие месяцы роста объемов производства. Рассчитывают на эмиссию? Или просто будут "статистически" выполнять утвержденный указом президента без всяких сверок макропрогноз на текущий год?