О темном подвале

На модерации Отложенный

Долгое время я не имел возможности заглянуть в Журнал и не видел комментарии последней записи. Сейчас, прочитал их, и хочу попробовать ответить всем своим гостям сразу.

Итак, притча о сыне жестокого отца.

Речь здесь, конечно, не идет о воспитании ребенка. И не дай нам бог таких родителей, с такими педагогическими приемами.

Рассказывает притча о человеке, который однажды задал себе вопрос о смысле существования.

У всех нас, особенно часто в детстве, возникает такой вопрос, а потом под давлением повседневности мы забывают о нем.

Но если этот вопрос вдруг оказывается для человека важнее всего остального, если он становится для него вопросом жизни, то на какое-то время человек погружается в состояние, которое можно назвать «подвалом». Простые радости, которыми живут окружающие, вдруг перестают его интересовать, потому что он смутно чувствует, догадывается, что есть какая-то иная радость – глобальная, бесконечная. У человека, который осознал это и вступил на путь поиска иных ценностей, как ни странно, могут возникать мысли о том, как хорошо, весело и счастливо живут другие, не задающие тяжелых вопросов о том, что такое жизнь, зачем они живут и что им делать в этой жизни.

Казалось бы, в чем проблема? Живи, как все живут!

Но людям, попавшим в «подвал», не достаточно «построить дом, посадить дерево, вырастить сына», быть здоровыми, богатыми, успешными. Даже если выпало им на долю родиться великими художниками или учеными, постигающими секреты мироздания и переживающими восторг творчества, все равно они живут с ощущением пустоты, темноты. Не дает человеку покоя желание обрести что-то более великое, чем то, что он в состоянии получить от жизни сейчас, познать другую радость.

И оттого, что пока еще не открыл он для себя эту великую радость, живет он, как сын богача в темном подвале. При этом может он сидеть с друзьями в ресторане, или наслаждаться прекрасным исполнением великой оперы, или восторгаться шахматной партией гениального гроссмейстера, и никто из окружающих не догадывается, что с ним происходит, никто не подозревает о его «подвале».

И начинает человек роптать: ему кажется, что он нашел верный путь, он догадался, что мир совершенен и, казалось бы, дорога его должна быть прямой, ясной и светлой – так почему же ему посланы такие тяжелые переживания, откуда это ощущение тьмы, и где помощь? Зачем же тем, кто находится в поиске светлого, настоящего, истинного проживать такие тягостные ощущения?

Но дело в том, что ребенок должен вырасти. А что такое взросление? Оно происходит в «темноте», то есть, ребенок, не понимает происходящих с ним изменений.

Как и любой ребенок, которого родители заставляют есть не конфеты, а кашу и морковный салат, мыть руки и чистить зубы, отдают в спортивные секции и «на английский», заставляют ходить в школу, делать массу скучных, ненавистных дел, в которых ребенок не видит никакого смысла, так как не понимает, что в процессе проживания всех этих обстоятельств в нем растет взрослый. Для него весь внутренний процесс взросления проходит «во тьме».

Человек, вставший на путь поиска смысла жизни, как тот ребенок, растет в темноте, но знает, что есть другая жизнь – сын богача видел ее, когда его выводили на прогулку, и он страстно ее хочет.

Ребенок не понимает, что происходит с ним, сидящим в подвале по злой воле отца, как он считает, но он всеми силами души хочет изменения свое существование, безмерны его страдания от сознания, что нет у него того счастья, в котором пребывают живущие наверху. И от этого отчаянного «голода», страстного желания растет в нем новое восприятие реальности, появляется новый совершенный орган ощущения, без которого мы не способны увидеть окружающие нас драгоценности.

Но вот осветился подвал, и узнал сын богача, что свободен, и увидел бесчисленные сокровища, которые всегда были рядом с ним, всегда принадлежали ему. Хотя он не знал об этом и ничего не видел.

Маленькая девочка играет с куклой, воображая, что это ее ребенок, но, если ей дать вместо куклы настоящего младенца, игры не получится. Девочка может играть с куклой, а не с настоящим ребенком. Ей еще нужно дорасти до настоящего ребенка. Так и нам пока нам еще не доступны настоящие ценности. Мы еще не доросли. Речь идет о другом уровне восприятия.

Представьте себе, что в какой-то библиотеке проходит вечер поэзии Ахматовой.

Сидят любители, истинные ценители поэзии, сидит полковник, которого затащила сюда жена, а еще на подоконнике лежит кошка и стоит цветок в горшке. И что каждый из присутствующих ощущает? Все они на поэтическом вечере, но цветок ощущает тепло и влагу или ее отсутствие, кошка видит людей, слышит голоса, но Ахматова ей «до лампочки», ощущения полковника не имеют ничего общего с тем, что переживает какой-нибудь начинающий поэт и т.д. А ведь все находятся в одних и тех же условиях.

А еще говорят, что когда корабли Колумба приближались к берегам Америки, индейцы, которые там жили, не видели кораблей, они замечали только вспененную воду. Такого явления как «корабль» не было в их ощущениях, и когда это явление возникло, они его не восприняли.

Мы находимся в вечности и бесконечности, а воспринять можем только ту часть реальности, которая соответствует нашему сегодняшнему уровню чувствительности.