Провинциальный протест и его отсутствие

На модерации Отложенный

Мы живём в самой великой стране на свете... и далее по тексту. Одним из слагаемых нашего величия является грандиозная территория, занимаемая Россией, протяжённая на тысячи километров с запада на восток и с севера на юг. И я тоже, будучи гражданкой своей страны и патриотом, не могу не испытывать эту гордость. Но хватит высокопарных слов, отдающих Мединским или Кургиняном. Поговорим по существу.

Громадная территория - это не только повод ударить себя в грудь перед жителями Франции или, скажем, Британии (а над Монако так и вообще можно по-русски заливисто посмеяться), но и большая и очевидная проблема разобщённости населения. Размер территории остаётся прежним, но вот Москва и "регионы" расползаются по разным плюсам. Москва становится суперсовременным мегаполисом, а регионы... а регионы - такие регионы, как выражаются в интернет-сообществах. И особенно остро и показательно этот разрыв виден в политической жизни страны.

Протест в стольном граде потрясает. На улицы выходят десятки (по некоторым свидетельствам, даже сотни) тысяч людей. Протестующие не боятся противостоять "космонавтам", протестующие способны самоорганизовываться (например, оккупайабай), я уже и не говорю о целой плеяде харизматичных оппозиционных лидеров, которые способны повести за собой толпу и своей риторикой и действиями внушают уверенность в том, что правда на стороне оппозиции. Протест не просто развивается, а эволюционирует, и мы имеем уникальную возможность видеть, как гражданское общество отстаивает свои права здесь и сейчас, уже неспособное довольствоваться набившей оскомину "стабильностью".

Всё это замечательно. Но это Москва. Мне сложно судить о тех процессах, которые происходят в каждом из регионов страны. Скажем так, по моим наблюдениям, вся европейская часть нашей страны небезнадёжна.  Но чем дальше в лес, тем меньше шума. Яркий пример - Омск.

В Омске существует протестное движение и протестные настроения, безусловно. Однако размах такого движения (если о размахе вообще можно говорить) оставляет желать лучшего. Параллельно с Москвой и рядом других городов в Омске проходят митинги, шествия и прочие протестные акции. Впрочем, наши местные организаторы по каким-то им одним известным причинам предпочитают не согласовывать мероприятия, а для безопасности называть их мирными собраниями. В общем-то, ничего катастрофического в этом нет, но сам формат предполагает несколько другую активность, нежели формат митинга. Даже на психологическом уровне разница колоссальная: или ты идёшь бодрым шагом на МИТИНГ, или приходишь поучаствовать в мирном собрании. У меня около подъезда каждый вечер "собрания", и, знаете ли, вполне мирные, если кто-нибудь ближе к ночи не затевает пьяную драку. Но это уже другая история.

Формат - форматом, скажете вы, главное, что мероприятия проходят. И я не могу не согласиться. Однако из раза в раз людей приходит всё меньше. Когда на одном из мартовских "собраний" было порядка 50 человек, вопрос встал настолько остро, что его нельзя было игнорировать. Так уж получается, что одной из важнейших составляющих функционирования уличного протеста является его массовость. Массовость утеряна. Почему?

одна из ключевых проблем - проблема неинформированности общества о проходящих акциях. Узнать о времени и месте проведения протестных акций невероятно сложно. В городе никто не распространяет листовки, никто не вывешивает объявления, информирующие о том, когда и где акция состоится. По крайней мере, я не видела ни разу. Узнать можно только из интернета, но далеко не у всех протестующих есть интернет. На митинги потенциально могут прийти представители старшего поколения, которые интернетом не пользуются. Откуда им узнавать? Вариантов просто нет.

Но даже если говорить об интернете, то тут тоже всё совсем непросто. Следующий оппозиционный митинг состоится 12 июня, как и по всей стране. Я это понимала и без всяких дополнительных сообщений.

Однако чтобы узнать, где именно, в каком формате и во сколько будет проходить мероприятие, мне пришлось потрудиться: найти группу омского протеста в соцсети "вконтакте", пролистать там половину стены и только потом обнаружить мелкий шрифт, сообщающий все детали грядущего "мирного собрания". То есть найти и увидеть это смогут только ОЧЕНЬ заинтересованные люди. Активисты. Прочим это будет затруднительно. Теперь  понятно, почему на площади нас так мало, что становится стыдно.

Но только ли в недостатке информированности дело?

Итак, представляю вашему вниманию 3 БЕСсмертных греха омского общества:

1. аполитичность. В Москве происходят некие события, но это их проблемы, столичные. У нас же куча своих дел. Более насущных. Примерно так рассуждает подавляющее большинство омского населения. Я не располагаю данными, проводился ли соответствующий опрос, но достаточно пообщаться с неким процентом рядовых омичей, чтобы в этом убедиться. Хотя даже не так: часть людей, особенно юных и безрассудных, вообще не читает новости и просто НЕ В КУРСЕ, что в стране происходит некое брожение. Политика для них - это скучно. Это - непробиваемый щит индивидуализма, с которым лично я сталкиваюсь слишком часто. Пытаюсь объяснить, донести, включить своим аполитичным знакомым голову, но всё бесполезно. Люди отдали бразды правления власти (какой бы она ни была) и, что называется, перестали беспокоиться, открывая для той же власти неограниченные возможности для произвола. И дело тут даже не в митингах, не в протесте. Такие люди даже на выборы ленятся идти, предоставляя право кому-то решать за них. Прискорбно.

2. преданность батюшке царю. Однако в омском обществе существует и некая псевдопозиция слепой веры великому Пу. Часть людей (очень часто таковыми являются активные молодящиеся пенсионерки или некоторые представители упрямой молодёжи), которые почему-то непоколебимо верны Путину. Такое ощущение, что они ему присягу давали, а он их в собственные рыцари посвятил. Они готовы с пеной у рта отстаивать правоту Путина, и слово "стабильность" не сходит с их уст и становится почти паразитом. Проблема тут, кончено, в активной пропаганде ЦТ. После такой промывки мозгов переубедить человека практически невозможно. Но пытаться, конечно, стоит. 

3. сомнение в собственной значимости. К сожалению, я знаю огромное число омичей, которые искренне сочувствуют протестному движению, но сами в чём-то подобном участвовать не готовы. Их главный аргумент можно сформулировать просто: "ну выйду я, и что изменится?" или "ну проголосую я, и что изменится?". Каждый человек в протесте важен хотя бы потому, что он является частичкой чего-то большего. Несколько единиц образуют десяток, несколько десятков - сотню, несколько сотен - тысячи, миллионы, наконец. Кроме того, существует мнение, что, мол, были бы мы в Москве - чуть ли не на баррикады полезли бы, а в Омске это всё лишено смысла - глушь, Сибирь. И с этим я категорически не согласна. Москва - Москвой, но без поддержки региональных протестных движений даже крупные московские акции могут произвести впечатление "столичного каприза". Мы живём здесь и сейчас и бороться за себя должны здесь и сейчас. 

Расшевелить спящий и видящий "стабильные" сны город-миллионник не так-то просто. Точнее, совсем не просто. Единственное средство, на мой взгляд, - агитация. Листовки, плакаты, рассылки, дискуссии с оппонентами и неопределившимися... Это может каждый, кто считает себя сопричастным протестному движению. И это нужно делать уже сейчас.

Главное - не поддаться этому провинциальному сонному настроению. Потому что такой сон заразителен и страшен. Это как уснуть в сильный мороз: можно уже никогда не проснуться.