ВЕДОМСТВЕННЫЕ ПРЕМИИ ИНОСТРАНЦАМ - НЕОБХОДИМАЯ РЕАЛЬНОСТЬ.

На модерации Отложенный

ЛЕНИНСКАЯ ПРЕМИЯ МИРА ОТ ГОСДЕПА США.

Когда сама К. Райс вручила писательнице Ю.Л. Латыниной премию Госдепартамента США "Защитник свободы", совершенно негоже было бы поздравлять лауреата в той манере, в которой Н.С. Хрущев с В.Е. Семичастным поздравляли Б.Л. Пастернака с Нобелевской премией. Поощрение так же необходимо мужественному журналисту, как канифоль смычку виртуоза, если сам лауреат доволен, прочим остается искренне за него порадоваться

Когда сама К. Райс вручила писательнице Ю.Л. Латыниной премию Госдепартамента США "Защитник свободы", совершенно негоже было бы поздравлять лауреата в той манере, в которой Н.С. Хрущев с В.Е. Семичастным поздравляли Б.Л. Пастернака с Нобелевской премией.

Поощрение так же необходимо мужественному журналисту, как канифоль смычку виртуоза, если сам лауреат доволен, прочим остается искренне за него порадоваться. С вопросами же, которые порождает награждение иностранца ведомственной премией США, разумнее обратиться к раздатчику наград.

Институт неправительственных организаций не зря придуман - он сильно затрудняет пристрастным людям хрущевско-семичастную критику, ибо критиковать лауреата за присуждение ему премии авторитетной НПО может лишь человек с бдительностью на грани паранойи. Когда входящие в жюри неправительственной премии партикулярные люди разного звания, известные своими идеалистическими наклонностями и приверженностью общему благу, кого-либо награждают, сразу усмотреть в таком решении руку чьего-либо империализма довольно трудно - где признаки заказа? Даже и в случае, когда премируется, допустим, маловысокохудожественная книга или малополезная общественная инициатива, всегда есть тот ответ, что члены жюри могли добросовестно ошибаться.

Да, бывают случаи, когда презумпцию добросовестности защищать непросто. Когда члены жюри премии Л. Валенсы, великие гуманисты В. Гавел и б. врач без границ, б. косовский администратор, а ныне глава МИД Франции Б. Кушнер вручают премию толерантности за "поощрения терпимости и взаимопонимания между культурами и цивилизациями" саудовскому королю Абдулле, это поневоле наводит на неправильные мысли о чрезмерной толерантности гуманистов к арабским нефтедолларам.

Но такие случаи редки. Не все Гавелы, не все Кушнеры, и обыкновенно в НПО с премиями все обстоит в высшей степени культурно и пристойно.

Совершенно иная ситуация с ведомственными премиями. Госдеп США (а равно Пентагон, а равно ЦРУ, а равно аналогичные ведомства других держав) призван отстаивать национальные интересы своей страны - это его первейшая задача. В связи с чем говорить о какой-либо презумпции беспристрастности и добросовестности тут невозможно. В случае возникновения коллизии между желанием поощрить иностранного защитника свободы и необходимостью сохранить, а не подрывать (в том числе и поощрительными жестами) систему союзов и противовесов необходимость всегда возьмет верх. И это правильно. Госдепартамент США существует не для того, чтобы подрывать позиции США на международной арене, вставляя шпильки вернейшим союзникам. Совсем не вернейшим и вовсе не союзникам - это другое дело. Но именно потому, что соответствующие ведомства блюдут свой долг, ведомственные награждения могут рассматриваться лишь в рамках этого долга - и какая тут почесть иностранцу, непонятно. При этом Госдеп решил усугубить странность, наградив вместе с Ю.Л. Латыниной посла США в Зимбабве и начальника политического отдела посольства США на Цейлоне. Т. е. приравняв иностранное частное лицо к людям, состоящим на службе правительства США и в высшей степени исправно ее несущим.

Неуместность награждения иностранцев ведомственными премиями понимали даже в СССР. Международных премий от МИД СССР (ниже от МО СССР и КГБ СССР) никогда не было, а вместо того была наша советская нобелевка - Международная Сталинская (с 1956 г. - Ленинская) премия "За укрепление мира и дружбы между народами" с формально независимым жюри из общественников, т. е. натуральная НПО. Кого это обманывало, сказать трудно, но хотя бы осознание проблемы присутствовало. Вероятно, дело в том, что коммунисты были ближе к общечеловеческому взгляду на государство как на холодное чудовище - и зачем же премировать иностранцев от имени чудовища. В США бытует и другой взгляд: все государства - холодные чудовища, кроме американского, которое есть теплая красавица, а Госдеп, Пентагон etc. - привлекательные прелести теплой красавицы, получить отличия от которых должно быть лестно для любого иностранца. Трудно сказать, до какой степени такое воззрение способно укреплять позиции США во внешнем мире.