Ответ автору статьи "Из другого мира"
Когда мне было 12 (1962 г.), мы жили в коммунальной квартире в Киеве на Подоле. В одной небольшой комнате жили шесть человек – мои бабушка, дед, дядя, отец, мать и я.
1962 год я не помню, придется начать с 1965. Мне было 7 лет. У моих родителей было две комнаты в трехкомнатной квартире (коммуналка!), третью занимала супружеская пара пенсионного возраста без детей. В отдельную двухкомнатную квартиру мы переехали только в 1969. Пенсионеры получили однушку.
Спал я на раскладушке, уроки делал за обеденным столом, накрыв его газетой.
Комнаты были громадные, потолки - три с половиной метра, а уроки я делала на специально купленном секретере. Правда, мой муж говорит, что ему случалось делать уроки на обеденном столе, квартиру его родители (оба учителя) получили, только когда он учился в пятом классе.
Туалет у нас был в центре двора.
У нас был совмещенный санузел, большая комната с окном. Мыли его по очереди. От любых неуместных запахов мою мамочку немедленно начинало тошнить (она и сейчас такая :) )
А у парадного подъезда стояли открытые мусорные баки.
Мусорных баков не было. Два раза в день приезжала машина, и звонили в колокольчик. Все бежали с ведрами. Говорили, что это неудобно.
Зимой мужчины носили теплые байковые кальсоны, женщины – такие же байковые трико до колен. В них целый день находились на работе в жарко натопленных помещениях, в них же спали, в них же занимались сексом.
Это самое смешное место. Откуда вы знаете? И если заниматься сексом в штанах, неужели дети получатся? А если серьезно, в нашем далеко не жарком климате байковые штаны очень многих женщин уберегли от всяких там воспалений придатков и циститов.
Белье меняли раз в неделю, в бане, по субботам. Видимо, все люди сильно пахли, особенно зимой, да и летом, в 30-градусную жару, но это мог заметить только человек из другого мира.
Меня заставляли мыться каждый день – на ночь только того, что наждаком не отскребали, утром я мылась сама, а родители только качество проверяли. Даже смешно об этом писать. Папа 2-3 раза в неделю спускался в шахту, мылся в душе после подъема, а потом еще дома домывался, мама… Санузел опять был совмещенный, она занимала его на час. Вода горячая из крана не текла, правда. Приходилось греть колонку. Не только белье, но и платье летом меняли каждый день.
Унылым серым тоскливым дерьмом были заполнены магазины.
Спорить не буду. Как проблема решалась в 1965 году, не знаю, но в 70-е родители ездили за шмотками то в Прибалтику, то в Москву, то в Западную Украину.
Помню, как мне купили школьную форму с плиссированной юбкой. Ни у кого в классе такой не было!
Унылым серым тоскливым дерьмом были заполнены радио, газеты, ТВ, книги.
Не знаю, какие книги читали вы в 12 лет, а я Толстого, Тургенева, Бальзака, Мопассана (его от меня прятали, но я находила), Фейхтвангера (местами он неприличнее Мопассана), Гюго, Паустовского, Грина, Стивенсона, Жюль Верна. Компьютеров не было – читать приходилось.
Доставать нужно было все – лекарства, книги, еду, одежду. Все, кроме хлеба.
Не так все плохо, но доставать приходилось, правда, и в 7, и в 12 лет все это счастливо проходило мимо меня.
Слово «еврей» было неприличным.
Так уж сложилось, что в нашем дворе все девочки подходящего для меня возраста были еврейками: Эпштейн, Шапиро, Медведовская. А мальчики, как и я, были украинцами. Нам это ничуть не мешало. МЫ ОБ ЭТОМ НЕ ЗАДУМЫВАЛИСЬ.
/*
Для всех, кто носит имя человека,
Вопрос решен от века и на век -
Нет иудея, финна, негра, грека,
Есть только человек.
*/
Кстати, когда в 1975 я приехала учиться в Москву, вместе со мной учились мальчики и девочки практически из всех республик. И МЫ ОБ ЭТОМ НЕ ЗАДУМЫВАЛИСЬ.
Когда мне было 12 лет, я в Париж не ездил.
С семи лет меня каждый год возили на море, чаще в Крым, пару раз в Сочи. Не то, чтобы у родителей были лишние деньги, но они считали, что это нужно для моего здоровья.
Я сейчас сижу в комнате один. Если бы здесь находился еще кто-нибудь, я бы, наверно, с ума сошел.
Это у вас возрастное. Молодые смотрят на это проще. В любой стране мира молодежь живет в общежитиях, и не сильно расстраивается.
Если сегодня лучше, чем вчера…
Не берусь сравнивать, но категорически отказываюсь мазать черной краской, марать грязью все, что было в моем детстве и юности.
Запах дерьма для меня до сих пор символизирует Родину.
Думаю, эта фраза характеризует прежде всего вас.
Комментарии