Как меня вербовали в шпионы.

 Давно это было, почти 35 лет назад. Я учился тогда в ленинградском институте на втором курсе, куда поступил после армии. Политикой тогда мы особенно не увлекались, только-только закончилась война во Вьетнаме, которая явила свету сущность американцев и не было нужды вскрывать их подлую сущность. Вообще в то время я что-то не припомню политинформаций и какой-то  агитации против империалистов, разве что на лекциях по истории КПСС. Все замечательно, страна готовилась к Олимпиаде, только что грандиозно отметили 60-летие Великого Октября, молодежь помешалась на джинсе и казалось больше её ничего не беспокоило, но газетки призывали к бдительности, в Москве арестовали первых диссидентов, случился жуткий пожар в гостинице "Россия", потом был взрыв в московском метро. Шли упорные слухи о шпионских заговорах.

  Вот в такой период и произошел со мной один случай. Возле института стояли вплотную друг к другу два пивных ларька, где на большой перемене мы, взрослые ребята, пили пиво. В тот раз мы с приятелем также выпили по кружке и уселись на скамейке довольные жизнью, тут к нам и подвалил вежливый дядечка. Как-то завязался разговор, в ходе которого дядечка, обращаясь к нам как к специалистам неожиданно попросил нам помочь ему купить некоторые книжки по холодильному делу. Мы вежливо послали его в книжный магазин, на Невский. Дядечка пожаловался на отсутствие времени и не умение выбрать литературу, пообещал деньги. Последнее нас заинтересовало. Красть книги из библиотеки мы не собирались, там штраф десятикратный, а в магазине купить, что ж не купить, тем более, что дядечка обещал нам три цены за экземпляр.  Деньги мы взяли вперед, а то потратишься, а дядечка пропадет, что с этими книжками потом делать? Как сейчас помню, дядечка дал нам 20 рублей - 2 красненьких "чирика". В это же день мы купили штук пять-шесть книжек по специальности, стоили они где-то рубль, пол-тора. Дядечка пришел в назначенное время, взял книги, изобразил радость и передал нам еще 20 рублей. Мы за неделю заработали примерно по десятке, однако, ассортимент изданий по теме был ограничен, и второй раз нам пришлось побегать по книжным магазинам. По нашей прикидке можно было найти ну еще пяток изданий и все. аут. Правда, мы проявили интерес по теме и получили консультацию на кафедре по списку рекомендованной литературе и сверх того, чем немало удивили преподов.  Список пополнился, вселив в нас уверенность в завтрашнем дне. Однако, дядечка неожиданно пропал,  номера телефона страного покупателя у нас не было и всех сведений о нем, только имя -отчество.

  Прошло месяца три, мы с Серегой уже начали понемногу забывать "партнера". как он вдруг нарисовался, встретив нас в вестибюле института.  Извинился и предложил зайти в кафешку. поговорить, ибо уже зима была. С кафешками в те времена было туговато, и мы попали в разливуху, где продавали портвейн. Там за стаканчиком дядечка поведал нам, что он оказывается англичанин и в СССР стажируется, с эти и связана его необычная просьба насчет книжек. Как-то мне стало неуютно, в армии нам крепко вколотили в башку о всех пакостях, которых следует ожидать от иностранцев. Обнадеживало то, что англичанин не "штатовец", про королевских шпионов нам мало чего рассказывали, да и вид у дядечки добрый такой. Короче, признался нам покупатель в своем происхождении и передал просьбу купить еще книжиц, в том числе по судостроению. Деньги мы взяли, но целый вечер провели в обсуждении проблемы - не шпиён ли дядя. С одной стороны мы никаких секретных сведений не передавали, книжки эти в свободной продаже, с другой стремно как-то, чего он сам-то не ходит в магазин, деньги есть, сделал заказ "Книга почтой" и все дела. Консультанты с нас никакие, второкурсники. Вообщем чем-то нам эта история перестала нравиться. Нет деньги то получать хотелось, но вот связь с иностранцем... Посоветоваться не с кем. Армия приучила держать язык за зубами. Решили, что последний раз купим ему какую-нибудь хрень и пошлем на фиг. Это не фарца. Там все ясно. Толкнул что-нибудь фирмачу, он тебе пластинку или плакат какой и свободны, а тут как ни крути, дело со знаниями связано. На последней встрече англичанин начал нас расспрашивать о нашем финансовом положении, о конспектах, рассказал пару историй о битлах, что укрепило наше подозрение о вербовке. Короче мы дядечке прямо сказали, что все книжек больше нет, все что можно скупили и больше нам встречаться ни к чему. Тот начал обещать золотые горы, джинсы, даже любое количество дисков с концертами английских групп, но мы уперлись. Встречи прекратились. Дядечку мы больше не увидели, но и деньги тоже перестали получать, пришлось для заработка идти в ночные сторожа. Сожалели мы о утерянной возможности получать диски из первых рук. Вот это был бы заработок!

 Чего добивался англичанин нам неведомо, может и втянул бы во что, а может ему скучно было или действительно нужда в книжках , мы так и не поняли.  

  В КГБ, знамо дело, не пошли. И ошибиться боялись, а еще больше того, что нам приклеят что-нибудь или в стукачи запишут. Было и сплыло, так спокойнее.