Без виз в Америку? Чего вдруг приспичило именно сейчас?

На модерации Отложенный

Российские СМИ процитировали заявление, прозвучавшее из уст помощника президента РФ Юрия Ушакова 29 мая на встрече с журналистами, о том, что Россия в принципе готова к тому, «чтобы вообще перейти на полностью безвизовый режим взаимных поездок». Помощник президента сказал, что теперь «дело за нашими американскими партнерами».

Итак, Россия готова перейти на безвизовый режим с заокеанским партнером и ждет от него, по всей видимости, аналогичной готовности. Но готовы ли США сделать такой же шаг навстречу России в свете самых последних событий в отношениях между двумя странами? Вспомним, что российский президент отказался участвовать во встрече «восьмерки», сославшись на необходимость заняться формированием правительства, а вместо себя послал премьера Медведева, хотя логично было бы именно премьеру формировать правительство, а президенту ехать на саммит. Этот отказ, мягко говоря, выглядел не особенно хорошо, учитывая, что господин Барак Обама, не в последнюю очередь ради своего российского коллеги, зная, что господин Путин недолюбливает североатлантический блок, пересмотрел первоначально планировавшееся место проведения двух саммитов в США: большой восьмерки и НАТО. Встреча глав государств «восьмерки» состоялась 18-19 мая на лоне тихой горной природы в Кэмп-Дэвиде, а не в мегаполисе Чикаго, где 20-21 мая прошел саммит НАТО в сопровождении шумных протестных акций.

Все-таки надо было Владимиру Владимировичу слетать в Кэмп-Дэвид. Формирование правительства – это, как все понимают, всего лишь формальная отговорка, а не уважительная причина не ехать на саммит. Поговорил бы наш лидер нации с Бараком Обамой в неформальной обстановке среди нетронутых красот природного парка, выпили бы по рюмашке водочки или виски, глядишь – и подтаял бы ледок недоверия, накопившийся в отношениях двух стран за последнее время. Характерно, что и первый свой официальный визит за рубеж господин Путин совершит в Китай, а не в США. И вот теперь помощник российского президента говорит, что россияне готовы ездить в США без виз. Как, мол, вы на это смотрите, господа американцы, дайте ответ, ждем-с. Если американцы скажут свое OK, то Россия станет 170-й страной, куда граждане США могут въехать без визы или получить визу сразу же по прибытии. Если учесть, что потенциальное число американцев, готовых хоть сегодня ехать в Россию, в разы меньше, чем аналогичное число россиян, то вывод очевиден: россиянам безвизовые поездки нужны больше, чем американцам.

Но каким россиянам? В основном тем, кто облепил пресловутую вертикаль власти лидера нации. Это у них нахапанные доллары, которые они предпочитают тратить и хранить там, за океаном. Это об их интересах печется помощник президента, а, значит, и сам президент.

Не будем забывать, что есть еще и так называемый список Магнитского, способный стать камнем преткновения на пути движения обеих стран к безвизовому режиму взаимных поездок. В настоящее время соответствующий законопроект уже находится на рассмотрении в американском конгрессе. Этот так называемый закон Магнитского, если он будет принят, своим запретом на въезд в США чиновников из списка Магнитского направлен лишь против тех, кто нарушает права человека, а не против россиян вообще. Отношение Путина к этому документу давно известно и было подтверждено в новой внешнеполитической концепции России, обнародованной президентом после инаугурации 7 мая. Перед МИДом РФ поставлена задача не допустить принятия санкций к чиновникам, которые виновны в смерти юриста Hermitage Capital. Российский президент поручил МИДу и другим федеральным органами исполнительной власти активно работать «в целях недопущения введения односторонних экстерриториальных санкций Соединенными Штатами Америки против российских юридических и физических лиц». Многие на Западе увидели в этом поручении неприкрытую солидаризацию Путина с коррупционерами.

Если здравый смысл возобладает в обеих странах, то российские власти, ждущие сейчас ответа на свой запрос о готовности США заключить договор с Россией о безвизовом режиме взаимных поездок, не станут тормозить процесс сближения в этой немаловажной сфере двусторонних отношений из-за закона Магнитского, если он будет принят, а американские власти, в свою очередь, заявят о своей готовности принимать россиян в США без всяких виз. В конце концов, даже если количество фамилий в списке Магнитского, включающем сейчас 60 персон, увеличится на сотню-другую, то эти персоны нон грата представляют собой ничто по сравнению со многими тысячами россиян, которые, при желании и финансовых возможностях, могли бы свободно, без предварительных визитов в консульство США, полететь за океан и лично познакомиться со страной, которую они сейчас склонны винить во всех бедах родного отечества. Может быть, после таких поездок несколько поубавилась бы их неприязнь к этой стране и ее людям, которые в своем большинстве такие же, как и они сами.