ВТО станет кладбищем российской промышленности

На модерации Отложенный

На сайте Министерства торговли США, сообщает ресурс «ВТО-информ», помещена интерактивная карта, на которой отмечен каждый (!) штат с указанием, какие его отрасли получат выгоду от вступления России в ВТО. Правительство России не располагает подобной информацией в отношении своих регионов и отраслей. И лишь сейчас, когда протокол о присоединении нашей страны к ВТО уже подписан и его осталось лишь ратифицировать нашим законодателям, до Минпромторга, Минсельхоза и других отраслевых ведомств начинает доходить, чем все это может обернуться.

Минпромторг, в частности, на днях внезапно обнаружил, что еще одной потенциальной жертвой вступления России в ВТО вполне может стать химический комплекс страны. И ведомство спешно просит правительство спасти отрасль, неспособную на равных конкурировать с импортной продукцией ни по цене, ни по качеству, сообщает Finmarket.ru.

Отсталые в технологическом плане предприятия химической и нефтехимической промышленности, поясняет министерство в докладе, копия которого оказалась в распоряжении информагентства, не выдержат конкуренции с импортом после либерализации торговли, что грозит возможным коллапсом отрасли. У российской химической промышленности стандартный диагноз для всех отраслей – потенциальных жертв ВТО. Отрасль системно не инвестировалась более 20 лет, пишет Минпромторг, сроки эксплуатации большей части основных фондов составляют 20 лет и более, степень износа – около 50%, отдельного оборудования – 80%. Итог – низкая конкурентоспособность и высокая доля импорта: в 2011 году на него пришлась треть российского рынка. Доля вклада отечественной химической промышленности в ВВП составляет всего 1,5% (в Китае, к примеру, – 10%), при этом высокотехнологичные товары российского производства уступают зарубежным по цене и качеству.

Либерализация внешнеторгового режима (а это – основной принцип ВТО) в условиях дефицита средств на модернизацию и роста тарифов естественных монополий обострит проблемы и ослабит позиции большинства производителей химической продукции, указывает ведомство. Крупные отраслевые компании, такие как «ЕвроХим», «ФосАгро», «Уралкалий», «Уралхим», «Акрон», значительную часть своей продукции поставляют на экспорт. В условиях ВТО они могут даже выиграть, получив положительный эффект от устранения дискриминационных мер при реализации продукции за рубежом. А вот мелкие и средние компании, ориентированные на внутренний рынок, могут не пережить либерализации. Всего таких предприятий в химическом комплексе страны 600 единиц. Все они малорентабельны из-за высоких издержек производства (устаревших энергозатратных технологий, высоких цен на сырье и логистику) и с трудом выдерживают конкуренцию с иностранными поставщиками даже при высоких пошлинах на импорт. Многие производители малотоннажной продукции – изделий из пластмасс, лакокрасочных материалов, резинотехнических изделий, товаров бытовой химии, – будут вынуждены прекратить свой бизнес, предупреждает Минпромторг.

Министерство предлагает правительству не убивать отрасль, а поддержать ее разрешенными ВТО способами, но для начала просит вообще определиться, нужно ли спасать химию. Если ответ будет утвердительным, то Минпромторг готов предоставить калькуляцию необходимых затрат, которые обещают быть немаленькими.

Честь бы и хвала Минпромторгу за такую заботу о российской химии, если бы он принялся бить в колокола не сейчас (и не только по поводу химии, но и почти всех других подведомственных ему отраслей, которые ждет аналогичная участь), а тогда, когда Минэкономразвития еще только вело переговоры о вступлении России в ВТО. Неужто отраслевики не знали, в какую засаду их влекут «реформаторы» из ведомства Грефа – Набиуллиной? Или боялись высказаться против, зная, что высшее руководство страны тоже всецело поддерживает присоединение России к ВТО? Так что сейчас все эти авральные попытки подстелить соломку выглядят как-то, мягко говоря, запоздало.

Но отвечать-то за неизбежный крах многих отраслей (и в т. ч. за неминуемые социальные последствия в виде резкого всплеска безработицы) придется как раз отраслевикам.

Именно они будут определены руководством страны крайними и названы виновными. Вот Минпромторг, Минсельхоз и прочие отраслевые ведомства и забеспокоились.

А спасать теперь придется, по сути, всю Россию – за редким исключением. Что ни день, то представители все новых отраслей и регионов начинают осознавать, к каким катастрофическим последствиям приведет нашу страну ВТО.

Не так давно, напомним, Владимир Путин проводил совещание в Минсельхозе, на котором правительство вроде бы определилось с мерами поддержки отечественного агропромышленного комплекса. И что же? Аграрии поняли, что этих мер по крайней мере явно недостаточно для спасения АПК. Это стало ясно по итогам прошедших в обеих палатах российского парламента – Государственной Думе и Совете Федерации – мероприятиях, в которых приняли участие представители Ассоциации «Росагромаш». В Госдуме, сообщает «ВТО-информ», 3 марта состоялось заседание научно-экспертного совета при Комитете ГД по аграрным вопросам, а в Совете Федерации 4 марта прошел круглый стол на тему «Об отмене поправки Джексона – Вэника в контексте вступления России в ВТО».

Налагаемые на Россию обязательства по ВТО серьезно ограничивают уровень разрешенной государственной поддержки сельскому хозяйству (до $4,4 млрд), и экспорту, заявили участники научно-экспертного совета, представлявшие интересы аграриев. По мнению директора Росагромаша Евгения Корчевого, от вступления России в ВТО в большей степени пострадают сельское хозяйство и машиностроение, а среди регионов – Алтайский и Краснодарский края, Тамбовская и Ленинградская области, Республика Дагестан. «Даже такие традиционно развитые аграрные регионы, как Мордовия, Белгородская область и Ставропольский край, ждут существенные экономические потери», – заявил он. Мнение руководства Росагромаша разделил и директор подмосковного ЗАО «Совхоз имени Ленина» Павел Грудинин, который заметил: «Мы видим, что В.Путин переживает, но мы ВТО не переживем».

Что же касается обсуждения в Совете Федерации перспектив отмены Соединенными Штатами дискриминационной по отношению к России поправки Джексона – Вэника, то президент Росагромаша Константин Бабкин обратил внимание на экономическую составляющую данного вопроса. В случае отмены поправки (что, кстати, маловероятно) выгоду от вступления в ВТО в первую очередь получат США, считает глава Росагромаша. О намерениях США красноречиво свидетельствуют слова американского сенатора Макса Бокуса: «Вступление России в ВТО – это подарок для американских предприятий, рабочих, фермеров и владельцев ранчо… Принятие PNTR (permanent normal trade relations – постоянные нормальные торговые отношения; так в Штатах с 1998 года называется режим наибольшего благоприятствования. – Прим. KM.RU) с Россией является односторонним соглашением, которое приносит пользу американским рабочим и предприятиям и не требует от них ничего взамен… Соединенные Штаты не будут в дальнейшем обязаны открывать свой рынок для России. Мы не снизим ни одного из наших тарифов и не внесем ни одного изменения в наши законы торговли».

Спрашивается: зачем тогда сломали столько копий наши власти, чтобы выторговать у США путем таких грандиозных уступок, как присоединение к ВТО, этот самый режим PNTR? Тут отечественная промышленность того и гляди загнется, бунты голодных безработных начнутся – а наши власти всё о торговле с США пекутся...

Тем временем депутаты Государственной Думы, которым вскоре предстоит утвердить или отвергнуть протокол о присоединении РФ ко Всемирной торговой организации, на своем сегодняшнем заседании приступили к обсуждению проекта парламентского запроса ко главе правительства Владимиру Путину, в котором содержится просьба «дать объективную оценку последствий вступления РФ в ВТО и возможным компенсациям различным отраслям российской экономики потерь от вступления в эту организацию». О своем нежелании поддерживать этот документ заявила только фракция единороссов

http://www.km.ru/v-mire/2012/04/10/