Министр с четкими взглядами

На модерации Отложенный

Новый глава Минкульта будет бороться с русофобами и радикальными культурными практиками

 

В новом правительстве должность министра культуры занял 41-летний историк и писатель Владимир Мединский. Судя по реакции общественности, это назначение стало настоящим кадровым сюрпризом. Можно предположить, каких перемен в культурной политике теперь следует ожидать.

 

Владимир Ростиславович Мединский, уроженец города Смела (что в центральной Украине), с самого начала своей карьеры совмещал политическое поприще с гуманитарным. Он с отличием окончил факультет международной журналистики Московского государственного института международных отношений,  прошел стажировку при посольстве России в США, в начале 1990-х основал PR-агентство «Корпорация Я», руководителем которого был до 1998 года. Литературно-публицистическая, научная и академическая работа, включая преподавание на факультете журналистики МГИМО, ведется Мединским параллельно с выполнением статусных государственных функций.

Он входит в генеральный совет «Единой России», а также в правление фонда «Русский мир», популяризирующего русскую культуру за рубежом, и в постоянную делегацию Федерального собрания Российской Федерации в комитете парламентского сотрудничества «Россия – Европейский союз». В конце 1990-х занимал важные посты в налоговых органах (имеет чин государственного советника налоговой службы II ранга), в начале 2000-х был советником заместителя председателя Государственной думы РФ. Был депутатом Госдумы IV и V созывов; в течение краткого времени, с ноября 2011 года, занимал пост председателя комитета ГД по культуре.

Владимир Мединский широко известен своей публицистической и просветительской деятельностью, в рамках которой последовательно отстаивает исторически подкрепленную антирусофобскую позицию. В книгах, объединенных в серию «Мифы о России», он проводит демонтаж расхожих негативных представлений о нашей стране с позиций просвещенного консерватора и патриота-государственника. Названия говорят сами за себя: «О том, кто и когда сочинял мифы о России», «О русском рабстве, грязи и «тюрьме народов», «О русском пьянстве, лени и жестокости», «О русском воровстве, особом пути и долготерпении». В этих книгах Мединский выступает как остроумный и эрудированный полемист, сравнивая, в частности, исторические реалии России и Европы и делая выводы, резко противоречащие всевозможным западным и либеральным стереотипам. Согласно оценке ИД «КоммерсантЪ», данная серия стала самым тиражным историческим книжным проектом современной России.

Это направление общественного дискурса согласуется как с одним из недавних государственных постов Мединского – членством в президентской комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России, так и с темой докторской диссертации, защищенной Мединским в 2011 году. Вокруг этой работы, посвященной проблемам объективности в освещении российской истории второй половины XV – XVII века, в научных кругах разгорелась бурная полемика. Критики упрекали автора в недостаточной компетентности и заимствованиях из других работ, однако нашлось немало специалистов, парировавших эту критику и выступивших в защиту историка.

В 2012 году Владимир Мединский дебютировал в художественной прозе, выпустив исторический роман «Стена». Одним из самых известных публичных заявлений Мединского остаются его слова о том, что тело Ленина необходимо вынести из Мавзолея.

Политический консультант Андрей Перла не считает назначение Владимира Мединского на пост министра культуры такой уж большой неожиданностью. «Я, как и все остальные, не мог знать, как именно будет выглядеть состав нового правительства, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – Но есть вещи, которым странно удивляться. У нас есть стереотип, согласно которому член правительства – это непременно человек, ранее сделавший мощную карьеру чиновника, карьеру  государственного служащего. Однако если мы посмотрим на другие демократические страны, на страны пресловутой «двадцатки» или «восьмерки», то окажется, что далеко не всегда так. Вот, скажем, Франсуа Олланд становится президентом, формирует новое правительство, и мы видим, что из 34 его министров 30 никогда не руководили ни одним государственным ведомством, у них нет такого опыта. Пугает ли это Францию? Нет, поскольку министр – это политическая фигура, которая отвечает за проведение политики президента в своем ведомстве. А опытные бюрократы в правительстве найдутся, их там много. Да, Мединский до сих пор занимался по большей части не бюрократической, не аппаратной тематикой, а политической. Но как раз с этой точки зрения его назначение может быть названо логичным». По мнению Андрея Перлы, новое назначение хорошо тем, что Мединский не является непредсказуемой фигурой – это человек с совершенно четкими и не раз озвученными взглядами.

Известный публицист и политолог Егор Холмогоров предполагает, что культурная политика под началом Владимира Мединского приобретет необходимую долю здорового консерватизма и будет направлена в более рациональное русло.

«Это абсолютно нормальное назначение, – заявил Холмогоров газете ВЗГЛЯД. – Я очень рад, что министерский пост получил человек, в чьей карьере видное место занимает борьба с русофобской пропагандой. Видный полемист, написавший несколько интересных книг на соответствующие темы, безусловно заслуживал карьерных успехов и повышений. Насколько Мединский идеален именно на посту министра культуры – это вопрос, потому что в каком-то смысле он является в большей степени экспертом по образованию, чем по культуре. Видимо, отдать его сразу Министерству образования побоялись, хотя это было бы очень хорошим вариантом. Однако нужно учитывать, что Министерство культуры у нас финансирует такую весьма затратную вещь, как кино, а снимают у нас то, что потом приходится выбрасывать в мусоропровод, причем выбрасывать как по художественно-эстетическим, так и по нравственно-идеологическим соображениям. Снимается, в частности, квазиисторическое кино, после которого от страны и от ее истории зрителя просто тошнит. Мединский неоднократно высказывался по этому вопросу, и от него можно ожидать ряда соответствующих решений. То есть если именно он будет решать, давать деньги режиссерам-русофобам или не давать, то от его назначения уже будет огромная польза».

По прогнозу Холмогорова, деятельность Мединского на посту министра культуры будет означать также некоторый пересмотр наметившегося в последнее время курса на поддержку радикальных культурных практик. Институции, пропагандирующие и продвигающие современное искусство, а также отдельные альтернативные деятели могут лишиться эксклюзивной поддержки, так что в ближайшее время вряд ли можно ожидать сенсационных событий вроде вручения премии «Инновация» арт-группе «Война».

Вместе с тем, по словам эксперта, Мединский не является оголтелым консерватором,  лишенным интереса ко всему новому и экспериментальному, так что наряду с поощрением классических форм культуры можно рассчитывать и на продолжение диалога Минкульта с прогрессистами.