Ум и душа - кто кого?
На модерации
Отложенный
Впечатлился умом одной сволочи.
Сам, признаться, умом не блещу, но оценить другого по этой части вполне могу.
Потому и снимаю перед сволочью шляпу. Здорово пишет! Анализ, аргументация, сарказм – почти ленинские, в общем, не оторвешься.
А ведь такую сволочь еще поискать.
Пытался, конечно, из самолюбия урезонить себя: нашел-де кого хвалить, ты, мол, ничем не хуже… Но – не убедил. И как ни напирай на его сволочизм, приходится с горькой завистью признать: ты – так не сможешь. Хотя и далеко не подлец.
Выходит, прав был пушкинский Сальери, когда плакался, думая о Моцарте: «Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет – и выше». Только у Пушкина – работящий, усердный, но не слишком одаренный маэстро завидовал гению-гуляке, а я обижаюсь, что такие великолепные мозги даны не мне, а мерзавцу. И тоже спрашиваю Всевышнего: как же так?! Как же ты допускаешь такие косяки, такую вопиющую дисгармонию?!
Нет ответа.
Впрочем, почему же нет. Высокоразвитый интеллект явно не входит в число божьих приоритетов. Богу, как я понимаю, куда милее люди не шибко умные, даже убогонькие, но с доброй, отзывчивой душой. И именно таким обещает он Царствие небесное.
То есть, получается, ум – это уже нечто от дьявола, его рук дело. Поэтому сильному интеллекту, как правило, и сопутствуют скепсис, едкая ирония, насмешки над устоями, а можно пойти и еще дальше – тонкое лицемерие, коварство, обставленная всякими резонами жестокость… Всё это как раз очевидные производные незаурядного ума.
Такой ум – непременно что-то дьявольское надумает. По меньшей мере, в своих фантазиях. Такое – что все охренеют.
Когда-то в детстве я по-пионерски недоумевал: как же умный может быть нехорошим, он же всё видит, понимает..? Ну а с возрастом, естественно, допёр: умный и не сможет быть другим, хотя бы отчасти. Интеллект, хочешь не хочешь, а разъедает душу, склоняет умного к выживанию. Вот тут-то и разворачивается нередко между ними нешуточная война – кто кого уделает, ум или душа…
Реальность наша, чего уж тут темнить, для умных в первую очередь и создана – им здесь и просторно, и комфортно, для них – хорошие бабки, высокие должности, красивые женщины (см. соцопросы), в общем, все нашенские земные блага…
Кстати, еще неизвестно, что бабы в этих самых умных любят больше: ум или их порочность.
А всяким таким хорошим, у которых добрая душа во все щели лезет, рассчитывать на многое в нашем жизнеустройстве не приходится, на них тут явно запроса нет. Поэтому, похоже, и вымирает этот вид населения. Можно, конечно, таким бесполезным гражданам и впрямь рассчитывать на какие-то райские кущи на небесах. Но это – если у них совсем уж с мозгами худо.
А можно утешать себя и другим, более практическим соображением: все эти очень умные с дырявой душой обычно плохо кончают.
Комментарии