Отряд не заметил потери бойца…

Самый любопытный момент майских выступлений оппозиции – отсутствие среди ее лидеров В.Рыжкова. Так что если старолиберальную часть  оппозиции (выходцев их 90-х), как «отца русской демократии», представлять в виде трехглавого дракона, то теперь, получается, у него осталось только две головы – Немцова и Касьянова.

 

Отсутствие Рыжкова, судя по всему, связано с получением им на днях свидетельства о регистрации его Республиканской партии. Соответственно, покидание рядов бузотеров, скорее всего, было одним из условий получения регистрационной бумажки и, соответственно, статуса легального политика. То есть, почти системного оппозиционера.   

 

Получается, что политическая реформа в виде либерализации процесса регистрации партий преследовала вполне меркантильные политические цели – обмена воинственной оппозиционности на регистрационные бумажки.  Для окультуривания старолиберальной оппозиции рецепт, похоже, успешно срабатывает. Потому что для этой части оппозиции политика это в первую очередь прагматичный бизнес, призванный добывать пропитание. Опять же, именно либералы сформулировали и внедрили в общественное сознание представление о том, что политика представляет собой грязное дело. Так чего же кокетничать – раз назвался политиком то рано или поздно должен обязательно испачкаться. И задача политика – испачкаться такого с предметной выгодой.

 

 По сути, не считая Гайдара, в идейном отношении все наши либералы – это политические ремесленники, а не художники – умеют только копировать других. Да и Гайдар был в лучшем случае наивным примитивистом – имел смутное представление об обществоведении вообще и либерализме в частности. Не случайно политическую теорию он начал изучать только после того, как закончил реальную политическую деятельность. Возможно, чтобы понять, что он на самом деле наделал.

 

Возвращаясь к нашим «старолиберальным политикам». Как у всяких ремесленников у них начисто отсутствует интерес к разработке адекватного существующим условиям идеологического обеспечения своей деятельности. Им даже неинтересно формулирование оригинальных политических идей. Они создают спрос только на лозунги и фетиши, то есть, на чисто декоративные элементы. Все содержательное они привыкли заимствовать на Западе. Пусть и не всегда понимая суть и смысл заимствуемого. Ведь никто из них не жил и не работал на Западе – они посещали его только как командированные или туристы. Не случайно большую часть идейного багажа наших либералов составляет мировой демократический и экономический фольклор.

 

Сегодня на Западе наблюдается явный идейный застой. Как следствие, аналогичный застой имеется и у наших ремесленников. Что и демонстрируют все их выступления – начиная с первого митинга на Болотной. В свою очередь, отсутствие на майских выступлениях Рыжкова свидетельствует, что весь их революционный задор улетучивается, если им обещают место даже не во власти, а хотя бы на задворках политической сцены. Но на которых можно вполне сытно кормиться.  Потому что для политических ремесленников легальная партия это в первую очередь инструмент сбора пожертвований. А как потенциальный политический ресурс партия ценна в последнюю очередь.

 

Это я к тому, что циклы политического развития не перепрыгнуть. Вначале появляются наивные политики (демократы конца 80-х годов), им на смену приходят политические проходимцы (политики 90-х), их сменяют политические деляги (политики нулевых), затем появляются «борцы за правду» (текущий момент) и только потом им на смену придут настоящие политики – идейные и профессиональные. Так что придется еще сколько-то времени подождать, пока в стране не появится полноценная политическая элита.