Уроки 6 мая

На модерации Отложенный

Народные выступления, заканчивающиеся столкновениями с “правоохранителями”, в России за последние три десятилетия происходят не в первый раз. События 6 мая 2012 года были отнюдь не самыми выдающимися ни по количеству участников, ни по жестокости столкновений, – но они, пожалуй, могут стать самыми поучительными.

Когда в истории через года, десятилетия или даже века “повторяются” действия народных масс – это можно объяснить действием закономерностей исторического развития или даже просто игрой обстоятельств. Но тогда, когда почти “дословно” повторяются действия государственных структур – это объясняется несколько проще: разумно предположить, что у государственных структур есть определённые планы на случай того или иного развития событий, – и в схожих обстоятельствах они, раз за разом, год за годом, осуществляют эти планы.

Советский Союз, РСФСР, 1990 – 1991 годы. В борьбе против… уже совершенно “переродившегося” и сгнившего руководства “Коммунистической партии Советского Союза” (от неё осталось одно название) и СССР (руководства, возглавляемого генеральным секретарём ЦК КПСС и первым президентом СССР М.С.Горбачевым), – происходит объединение разнородных политических сил: левых (анархистов, троцкистов), либералов, националистов (главным образом – монархистов). Эта объединённая оппозиция проводит несколько массовых митингов и шествий (включая известное шествие по Садовому кольцу Москвы 4 февраля 1990 года, завершившееся митингом на Манежной площади, собравшим четверть миллиона человек), успешно выступает на выборах (по стечению обстоятельств, выборы народных депутатов России состоялись 4 марта 1990 года; противостояла она президенту СССР, избранному не напрямую народом, а народными депутатами Союза), имеет громадную поддержку в Москве и Ленинграде. На этих митингах милиция ведёт себя, в целом, достаточно сдержано, – но жёстко: во время митингов и шествий их участники нередко получают дубинкой (а тогдашние милицейские дубинки, – “рычаги перестройки”, – были куда тяжелее нынешних полицейских) по голове, рукам или почкам, случаются задержания и аресты. Оппозиция имеет поддержку на телевиденье, но она ограничивается отдельными программами и журналистскими коллективами (“Взгляд”), которые по мере приближения к августу 1991 года испытывают всё более сильное давление со стороны союзного начальства. В конце лета 1991 года группа руководителей силовых ведомств СССР при поддержке ряда высших должностных лиц (включая вице-президента СССР Янаева и председателя Верховного Совета СССР Лукьянова) совершает (по некоторым данным, с молчаливого согласия М.С.Горбачева)… государственный переворот, под предлогом необходимости спасения страны от всех бед сразу. Эта группа лиц вводит в стране чрезвычайное положение, себя объявляет Государственным комитетом по чрезвычайному положению, обещает “поддерживать и частное предпринимательство” и призывает “рабочих, крестьян, трудовую интеллигенцию, всех советских людей в кратчайший срок восстановить трудовую дисциплину и порядок” (http://ru.wikisource.org/wiki/%CE%E1%F0%E0%F9%E5%ED%E8%E5_%C3%CA%D7%CF); это, заметим, вполне объяснимо, – какое же возможно развитие частного предпринимательства, если рабочие и крестьяне не “восстановят трудовую дисциплину” и не разоружатся (“порядок”).

На улицах Москвы появляются танки. Объединённая оппозиция в России не очень хочет “восстанавливать трудовую дисциплину”, и вскоре значительное количество её представителей собирается в “Белом Доме” (Дом Советов) и на подступах к нему…

Россия, 1992 – 1993 годы. В борьбе против стремящегося к установлению собственной диктатуры и обогащению для себя и близких людей президента Ельцина происходит объединение разнородных политических сил: левых (на сей раз – скорее “сталинистов”), либералов (Хасбулатов, Руцкой и другие), националистов (главным образом – национал-социалистов, состоящих в РНЕ, НСО и подобных объединениях). Эта объединённая оппозиция проводит несколько массовых митингов и шествий (включая известное “народное вече” на Манежной площади 17 марта 1992 года, собравшее примерно 500 тысяч человек), на стороне объединённой оппозиции оказывается законодательная (и, – в некотором смысле, – судебная) власть, включая Съезд народных депутатов России и Верховный Совет, а также Московский Совет и ряд районных советов Москвы. Милиция вначале позволяет оппозиции собираться мирно, затем переходит к избиениям, что 1 мая 1993 года приводит к настоящему побоищу. У оппозиции… есть определённая поддержка на телевиденье (ограничивающаяся, впрочем, одной единственной, зато чрезвычайно популярной программой, – “600 секундами” Александра Невзорова), но преобладает отрицательное отношение к ней. В начале осени 1993 года президент России Ельцин при поддержке ряда руководителей силовых ведомств совершает государственный переворот, под предлогом… спасения страны от всех бед сразу. Ельцин и поддерживающая его группа лиц объявляют себя единственной законной властью в стране, обещают “сохранить единство и целостность Российской Федерации, вывести страну из экономического и политического кризиса, обеспечить государственную и общественную безопасность Российской Федерации, восстановить авторитет государственной власти” (http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%A3%D0%BA%D0%B0%D0%B7_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0_%D0%A0%D0%A4_%D0%BE%D1%82_21.09.1993_%E2%84%96_1400). На улицах Москвы появляются в огромном количестве отряды ОМОН, БТРы (а потом – и танки). Объединённая оппозиция (на сторону которой встаёт Конституционный суд) не признаёт “восстановления авторитета государственной власти” подобным образом, и её представители начинают собираться у Дома Советов (“Белого Дома”)…

 

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ: http://k0rsdrp.wordpress.com/2012/05/19/news48/